АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Елена МЕДКОВА,
научный сотрудник ИХО РАО
МИФ О БОГИНЕ-МАТЕРИ
Соразмерным мифу зверя в эпоху палеолита
является миф о богине-матери, образе
прародительницы рода, дарующей ему благополучие
(гипотеза П. Ефименко), магической помощнице
охоты (гипотеза С. Замятина), владычице стихий и
коллективной властительнице духов мертвых
(гипотеза А. Окладникова).
А. Столяр считает, что «семантическим ядром
обобщенного женского образа служило...
примитивно-анимистическое истолкование всей
жизнедеятельности сменяющих друг друга
поколений родового единства». Иными словами, богиня-мать
была причиной и источником цикла
жизни/смерти/возрождения, воспроизводства самой
жизни в мире.
Материнское лоно земли
В многочисленных фигурках массивных
палеолитических «венер», в большинстве
абстрактных знаков подчеркивается огромное
животворящее чрево женщины, «место
таинственного зарождения новых жизней
единоутробного в историческом смысле
коллектива». Пещера как лоно земли обладала теми
же признаками (тотальное преобладание
внутреннего над внешним, сложное извилистое
строение, тьма, единство входа/выхода, подобие
выхода из пещеры и чрева матери) и соответственно
теми же функциями. По логике мифологического
мышления она могла быть всеобъемлющей
космической моделью богини, порождающей все
формы жизни и содержащей в себе весь мир.
Ритуальный сосуд 2-й половины III тыс. до
н.э. — «кикладская сковорода» (1) —
представляет собой плодоносящее лоно, в котором
заключен целый мир/море. Среди бесконечной вязи
волн/спиралей мужское начало возникает в виде
ладьи. Этот образ позднее появится в греческом
килике «Дионис в ладье» (2), в этрусском
зеркале из Миннеаполиса (полуфигура Гелиоса с
раскинутыми в форме ладьи руками, выходящего из
океана), в стихах, где обыгрывается оппозиция
«море/челн».
К сожалению, нет точных указаний на
человеческий, а не звериный облик пещеры, хотя в
том же неолитическом святилище в Чатал-Хююке
богиня в позе роженицы производит на свет быка,
из чего можно сделать вывод, что именно
антропоморфный образ порождает животных, а не
наоборот (3).
Первый троичный образ
Материал малых скульптурных форм дает
дифференциацию женских фигурок по возрасту и
детородным возможностям: 1) худощавый тип
соответствует функции девы, начала начал (4); 2)
«классический» тип Венеры из Виллендорфа
соответствует функции матери, подательницы
жизни (5); 3) тучный тип с оплывшими формами —
функции старухи/смерти (6). В троичном образе
богини зафиксированы первые представления о
времени — времени циклическом, телесно
связанном с жизнью человека.
Позднейший фольклорный материал
подтверждает представления о взаимосвязи трех
ипостасей богини-матери. В кельтской мифологии
богиня Зимы, злая одноглазая Кайблеах («старая
женщина»), которая все замораживает своим жезлом,
1 февраля отправляется на остров Юности и,
искупавшись на рассвете в источнике молодости,
становится богиней весны — юной Бригиттой. Это
открывает новый жизненный цикл в природе.
Первобытный феминизм
Палеолит был временем полного
доминирования, по крайней мере в сакральной
области, женского начала. Об этом говорит
распределение женских и мужских абстрактных
знаков (7) в палеолитических храмах/пещерах.
По подсчетам А. Леруа-Гурана, знаки
женского типа (до 91%) концентрируются в
центральных и альковных (прообраз апсиды),
наиболее сакральных помещениях, в то время как
знаки мужского типа располагаются (до 61%) на
периферии, у входа, в переходах, в самом конце
пещерных комплексов.
Можно констатировать, что на уровне
палеолита появились представления о еще одной
фундаментальной оппозиции в представлениях
человека, оппозиции «мужское — женское».
Мужские и женские знаки взаимно дополняют друг
друга до целостности.
На знаковом уровне можно проследить
этот процесс на примере дополнения периферии
пещерных изображений женскими знаками (31% от
общего количества), а центральных — мужскими (9%).
Примером образного уровня является рельеф
«Женщины с рогом» из Лосселя (8), где рог
символизирует мужское начало. Встречаются и
абстрактные комбинации половых органов мужчины
и женщины в единой скульптурной композиции. По
мнению А. Столяра, подобные сочетания являются
первой попыткой абстрактного выражения понятия
«человек», что позднее породило греческий миф об
андрогинах.
В дальнейшем оппозиция «мужское —
женское» воплотилась в мифе о творении, сутью
которого было разделение супружеской пары богов
(Геб — Нут, Гея — Уран и др.), а земледельческий
сезонный миф плодородия закрепил формулу:
бессмертная богиня и ее смертный (сезонный)
партнер — супруг/сын (Инанна — Думузи, Афродита
— Адонис, Исида — Осирис). Об архетипической сути
образа богини-матери в наиболее обобщенном виде
сказано у К.Г. Юнга.
Создание иконографии архетипического
образа богини может стать темой множества
индивидуальных проектов (см. «Искусство», № 22/2005).
|