АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Елена МЕДКОВА,
научный сотрудник ИХО РАО
ПЕЩЕРА
КАК МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ
В палеолите миф зверя и миф богини-матери
существует в неразрывной связи с культом гор,
скал и камня. Пещера предоставляет свою
каменную косную вечную плоть для
изобразительного звериного космоса.
Древний художник-шаман использует любую
каменную форму, подобную натуральному образу
зверя, чтобы достроить ее своими средствами.
То же можно сказать о натурных макетах — они
вырастают на каменной основе.
Доминанта камня
Главным пластическим средством
палеолитического художника является врезанная
линия, которая как бы высвобождает уже имеющийся
в глубинах камня образ, помогает ему «родиться».
В магии рождения/смерти/бессмертия звериного
мира участвует вся непостижимая масса камня
пещеры, воспринимаемая кроманьонцами как
вселенское тело женщины. Доминанта камня
дарует вечность и одновременно обусловливает
статическую «каменность» пещерного
изобразительного мира, изолированную
окаменелость «реалистично» изображенных
животных.
По мнению Э. Лаевской, «именно в
сопоставлении и слитности скальной природы
нерукотворного вместилища и плотяной природы
животного достигается в палеолитическом
ансамбле равновесие неподвижного и подвижного,
вечного и моментального, неорганического и
органического — всех концов и начал бытия».
К оппозициям, о которых говорилось
раньше, добавились еще три. На одном полюсе
оказались вечное/неорганичное, а на другом —
преходящее/живое. В целом общие законы бытия в
картине мироздания кроманьонца остались за
вечностью камня.
Непостижимость внутреннего
Камень обусловил магию величия и мощи
пещерной живописи, а пещера стала первой
всеобъемлющей пространственной моделью
вселенной для человечества. Пещера наглядно
демонстрирует тезис о невыделенности человека
из природной среды в эпоху палеолита.
Пещера внутри земли, и это самое важное
в ее семантике. Она воплощает собой некую
изначальную мировую внутреннюю полость, понятие
внутреннего в чистом виде. Для пещеры нет
понятия внешнего проявления или оформления вне
ее внутренней сущности. Земля всей своей
нерасчлененной массой защищает свои недра, в
которых хранятся тайны бытия. Зачастую даже вход
в пещеру замаскирован и труднодоступен, что
подчеркивает идею того, что связь пещеры с
внешним, верхним, миром почти невозможна.
Суть понятия внутреннего в полной сокрытости
и защищенности сакрального ядра. Пещера — это
сокровенное нутро, животворящее лоно земли, ее
чрево, средоточие иного мира, священная зона, в
которой, по аналогии с чревом женщины, содержится
в потенции все многообразие вещного реального
мира, хранится тайна рождения, смерти и
возрождения всего живого.
Эта тайна в принципе непостижима, как
непостижим мир для первобытного человека.
Непредсказуемость расположения в пещере пустот
и переходов, провалов и тупиков, запутанность
подземных лабиринтов, беспросветная тьма,
которая полностью дезориентирует человека, —
все это идеально и наглядно отражало
представления наших предков о мире и
пространстве как о хаотичном и непостижимом
порождении стихий природы.
Естественная планировка большинства
палеолитических пещер/храмов похожа на
запутанный лабиринт, в котором нет структуры,
начала и конца. К этому надо добавить отсутствие
ориентации по сторонам света, что было связано не
только с невозможностью развернуть пещеру в
нужную сторону, но и с принципиальным
отсутствием связи пещеры с системой координат
внешнего, верхнего, мира.
Перед нами сама бездна
бесструктурного докосмического Хаоса, символом
какового и останется палеолитическая пещера в
памяти человечества.
Магическое освоение пространства
Каково же было положение самого
человека в этой пространственной модели? Для нас,
наследников тех, кто встал и обрел понятие о
верхе и низе, об ориентации по сторонам света, мир
палеолитической пещеры является, несомненно,
моделью «нижнего мира». Тот, кто входит в него,
переходит границу миров и вторгается в пугающую
зону мира потустороннего. До сих пор мы
испытываем некий священный трепет и волнение
перед пещерой.
Не меньший трепет испытывал,
по-видимому, и древний человек, однако парадокс в
том, что палеолитический человек не мыслил себя
вне этого лона земли, так как именно в нем
заключались главные жизненные блага его бытия.
Сколь бы ни было опасно иномирное пространство
пещеры, оно для древнего человека в какой-то мере
было своим. Палеолитический человек присваивал
таинства подземного мира с помощью магии и
магических маркеров, всех тех абстрактных и
изобразительных знаков, о которых речь шла выше.
Дело здесь в верованиях в абсолютную подчиняющую
власть слова, знака и правильно осуществленного
ритуала.
По мнению А. Леруа-Гурана, люди смогли
подчинить себе даже природную данность
лабиринта пещеры. С помощью все тех же знаков и
изображений они выделили семь зон. I — вход и
первое изображение, II — повороты, переходы,
сужения, III — входы в уголки альковного мира, IV —
заключительное место изображений, V —
центральная часть стены залов, VI — периферия той
же стены, VII — углы в альковах. Маркеры зон
помогали человеку преодолеть путь и связанные с
ним испытания, залогом которых были жизнь и
смерть.
В пещерах проходили ритуалы инициации,
символизировавшие временную смерть в лоне
матери-земли. Земля поглощала подростка и
возвращала в жизнь зрелого мужа. Можно сказать,
что, вторгаясь в мир хаоса, древний человек с
помощью магических ритуалов и присвоения благ
производил превращение «чужого» в «свое».
По существу, это является формулой всего
культуротворческого процесса — человечество
все время находится в состоянии преобразования
хаоса в космос, хаоса повседневности — в
структуры культуры и эстетики.
Местонахождение пещеры Драхенлох в
Центральных Альпах
Воспоминание о сакральной тьме
пещеры сохранилось в изолированной целле
языческого храма, где хранилась ладья Ра или
статуя бога. В потаенных пространствах катакомб
разместились святилища первых христиан.
Символика апсиды в христианских храмах хранит
воспоминание о Вифлеемской пещере. Культ мощей
возродил подземные крипты в романской базилике.
Своеобразным пещерным миром современности стали
лабиринты метрополитена, породившие свою
специфическую мифологию (см. «Метро 2032» Дм.
Глуховского), а также подземные коммуникации
городов, бункеры и другие сооружения.
До сих пор воспоминания об
охранительных функциях пещеры как «своего» мира
присутствуют в детских играх (накрыть голову
одеялом, построить плотное укрытие). Маркировка
зон пещеры заложила традицию защитной
маркировки жилища и храмов. Образ пещеры как
источника благ живет в сказках. Любое
путешествие начиная с «Одиссеи» – приращение
опыта культуры.
Все эти темы могут стать интересным
продолжением урока о палеолите или заданиями для
проектных работ.
План пещер Труа Фрер и Тюк д,Одубер,
Франция
Условное расположение фигур
А – боковая галерея, композиция на
тему бизон-лошадь-олень; В – «Чудища»,
отмечающие конец части; С – глиняные бизоны в
том месте, где пещера Тюк д,Одубер совпадает с
пещерой Труа Фрер; D – все травоядные
палеолита; E – кошки; F – фигуры галереи
Амуан, тема бизон-лошадь; G – бизон и лошадь
средней галереи; H – совы; I –
бизон-лошадь; J-K-L-M – отдельные фигуры, связь
которых с остальными не установлена.
1 – вход в Тюк д,Одубер; 2 – возможный
вход в Зал очага; 3 – осыпь, закрывшая
возможный вход;
4 – современный вход; 5 – раскоп, вход в
пещеру Труа Фрер; 6 – вход в пещеру Анлен. |