Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №7/2008

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Елена МЕДКОВА,
научный сотрудник ИХО РАО

ВЫХОД В ПРОСТРАНСТВО

 

Заостряя специфику палеолита, можно сказать, что символом этого периода является пещера, чрево Земли, вселенский низ, хранящий сакральный хаос. Человек не выделяет себя из природного окружения, он слит с ним полностью, и в связи с этим символическое выражение его самости находится в зачаточном состоянии как на изобразительном, так и на символическом уровне.
Вертикаль как ярко выраженный культурный феномен отсутствует. Она существует в зачаточном состоянии на периферии палеолитического искусства, в качестве графического символа мужского начала. Общая модель мира соотносится скорее всего с горизонталью, на которой наиболее четко выделяется оппозиция «внутреннее — внешнее», знаком чего являются пещера и круг — единственный геометрический символ упорядочивания вселенной, возникновение которого относится к палеолиту.

В ЦЕНТРЕ ВСЕЛЕННОЙ

В недрах палеолитического искусства возникли ростки новой пространственной модели мира, структурированного космоса неолита. Они суммируются и будут переосмыслены в связи с новыми реалиями жизни.

На границе с мезолитом каменная неподвижность ландшафтов ледниковой Европы сменилась бешеным разливом рек. Общее потепление климата распахнуло перед человеком огромные пространства. Человек вышел из пещеры и начал осваивать мир. Он перешел от пассивного присвоения природных ресурсов к их производству.

Ансамбль мегалитов Стоунхендж. Англия

 Прорисовка

Прорисовка

 

План

Переход к оседлой жизни привел к появлению первых постоянных поселений. В эпоху неолита человек бросит якорь и остановится. Он сам начнет формировать пространство вселенной вокруг себя, исходя из особенностей своего строения и существования.

Человек стоит на земле вертикально — следовательно, есть верх и низ. У него есть лицо и затылок — следовательно, есть пространство впереди и позади. У него есть правая и левая рука — следовательно, есть ориентиры направо и налево. Эта четырехчленная система координат на плоскости была совмещена с природными постоянными ориентирами — точкой восхода и заката. Появилась привычная нам система восток/запад, север/юг и соответствующая ей символика квадрата и креста.

Вселенная, изображенная на бубне шамана. Сибирь

Вселенная, изображенная на бубне шамана. Сибирь

В наскальной живописи петроглифов это отразилось в том, что появились композиции с центральной симметрией — центр мира в них отмечен изображением богини/бога/мирового древа/птицы с распростертыми крестообразно крыльями, которые сами в себе уже несут понятия верха, низа, правого и левого. В декоративных круговых росписях центр закрепился за точкой / кругом / розеткой / свастикой, вокруг которых закрутился мир ритмически организованного орнамента. Погребальные камеры курганов, этих рукотворных подобий палеолитической пещеры, развернулись по оси восток — запад.

ДИНАМИКА И АБСТРАКЦИЯ

Остановившись, человек постиг суть движения (чтобы что-то осмыслить, необходимо посмотреть на этот объект со стороны). Мир в неолитических петроглифах оживает и преисполняется неистового динамизма — сцены охоты, танцев, неведомых нам ритуалов и мифологических событий полны движения. Это движение пронизывает фигуры общим импульсом и связывает их воедино.

Еще более убедительно динамическое единство вселенной передается в орнаментальных композициях неолитической керамики. Неолит изобрел и эстетически закрепил в художественной культуре орнамент, сама природа которого связана с понятием движения и его ритмической организацией.

Картина мира ирокезов

Картина мира ирокезов

 

Человечество овладело сутью операции абстрагирования. Фантазия человека эпохи неолита в конструировании отвлеченных символов мироздания просто неистощима. При этом символ не нуждается в конкретике, достаточно только намека на фигуру человека, животного, космические явления и их функции. Неолит множит иконографию формул мироздания. Каждый сосуд времен неолита — это модель вселенной. В конце концов была создана грандиозная, но все же обозримая и четко организованная модель космоса в виде кромлеха, соединяющая небесные и земные сферы, неподвижное пространство и циклически изменяющееся время.

СМЕНА МОДЕЛИ

Ансамбль Стоунхенджа, «храм зимнего солнцестояния» — это крупнейшая мегалитическая культовая постройка III тыс. до н.э. (начало строительства — 2500 г. до н.э., по другим версиям — 1900/1600 г. до н.э.). Вертикально стоящие камни организованы в ряд концентрических кругов с алтарем в центре. Основная ось сооружения ориентирована с северо-востока (восход Солнца в день летнего солнцестояния) на юго-запад. Пяточный камень и арки фиксируют 8 из 12 крайних положений Солнца и Луны, в том числе особо значимые моменты зимнего (22 декабря) и летнего (22 июня) солнцестояния, весеннего (22 марта) и осеннего (22 сентября) равноденствия.

Так круг стал основой воплощения одной из первых в истории человечества концепций пространственно-временного континуума (от лат. сontinuum — непрерывное, модель единого непрерывного физического пространства/времени) — суточное и годовое круговое движение Солнца соединило цикличность времени с «цикличностью» пространства и реальной формой самого светила. Неподвижные точки на поверхности Земли актуализируются поочередно в некоем неподвижном танце, повинуясь временному циклу.

Мировая гора. Изображение на неолитической керамике. Средиземноморье

Мировая гора. Изображение на неолитической керамике
Средиземноморье

Отличие Стоунхенджа как модели мира неолита от палеолитической модели — пещеры — разительна. Миф зверя сменился мифом человека.

Лоси. Петроглифы Онежского озера Наскальные изображения у водопада Шейрукша. Карелия
Лоси
Петроглифы Онежского озера
Наскальные изображения
у водопада Шейрукша

Карелия

Человек не довольствуется природными объектами и не имитирует зверя. Он творит свою новую реальность согласно собственной парадигме существования. В этой парадигме «направления по горизонтали обозначают мир собственных действий человека; в известном смысле все направления по горизонтали уравнены между собой и образуют плоскость, равномерно простирающуюся во все стороны. Простейшей моделью человеческого существования будет, таким образом, горизонтальная плоскость, проколотая вертикальной осью» (Р. Арнхейм).

Лабиринт, высеченный на вертикальной скале. Корнуолл, Великобритания

Лабиринт, высеченный на вертикальной скале
Корнуолл, Великобритания

 

СТРУКТУРА ВЕРХНЕГО МИРА

С этого момента вертикальное положение становится нормой в модели мира. Оно ассоциируется с человеком самостоящим, с активным динамичным началом, с понятием жизни (соответственно горизонтальное положение связывается с состоянием сна или смерти). Вертикальная ориентация как положение, оптимальное для обозреваемого объекта в силу его максимальной выделенности на фоне среды (совпадение с горизонталью равно отсутствию видимости), свидетельствует о том, что человек стремится к собственной автономизации.

С полным правом кромлех Стоунхенджа можно назвать моделью «верхнего мира». Это своеобразная объемная проекция глубинно-внутреннего мира пещеры на плоскость поверхности земли. То, что было сакрально-глубинно-внутренним, становится сакрально-центральным, а то, что было менее глубинным, — становится удаленным от центра.

Протогеометрическая амфора. Афины Петроглифы на склоне холма. Индостан
Протогеометрическая амфора
Афины
Петроглифы на склоне холма
Индостан

Мало того, кромлех, в отличие от пещеры, являет собой чистую структуру, в которой внешнее и внутреннее полностью совпадают. То, что было сокрыто под толщей земли, в кромлехе прозрачно и обозримо. Границы между разными негомогенными зонами пространства в кромлехе прозрачно-проницаемы — если есть ров, то через него проложен мост, в кольце ограждения есть порталы-щели и т.д. И этой системой связи-изоляции управляет человек.

Ансамбль мегалитов Стоунхендж. Англия

Ансамбль мегалитов Стоунхендж
Англия

Если в пещере властвовала тьма, то над кромлехом разливается ровный свет дня, который зажигает восходящее солнце. Если в пещере главным созидательным элементом была аморфная толща земли, то в кромлехе мы имеем один из первых образцов тектонической конструкции, работающей на преодоление тяжести.

ЧЕЛОВЕК ПРОСНУЛСЯ В КАМНЕ

Главным элементом этой конструкции является менгир и оформляющийся из него столб. В вертикально стоящем менгире начинает «просыпаться человек». Он отделяется от каменной груди земли, он выпрямляется, на нем даже начинают проступать черты человека. «Камень, изначально почитаемый как таковой, несущий в себе священное изображение зверя, теперь становится средством для воплощения человека» (Э.Л. Лаевская).

Менгир де Шам-Долен. Дол-де-Бретань, Франция Статуя-менгир. Вторая половина III тыс. до н.э.
Менгир де Шам-Долен
Дол-де-Бретань, Франция
Статуя-менгир
Вторая половина III тыс. до н.э.
Сьерре-Гранде, Авейрон, Франция

Столб как более абстрагированная от естества камня, чем менгир, форма являет нам следующую стадию развития — в сторону уже не скульптуры, а архитектуры. Сложную форму столба Л. Салливен охарактеризовал следующим образом: «Он находится в равновесии — в кажущемся покое. Он как будто устремлен вверх и в то же время прочно закреплен внизу. Он кажется нам неподвижным, статичным, вечным. Хотя форма столба выглядит, на наш взгляд, простой, она тем не менее сложна, потому что является полем действия двух одновременно действующих сил: направленной вниз и направленной вверх».

Менгиры из Карнака. Бретань. Франция

Если мы вспомним миф о первотворении, то увидим, что столб зримо воплощает сам акт разрывания первозданного единства, отделения верха от низа и первоначального структурирования космоса.

БИБЛИОГРАФИЯ

Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: геометрика, архаика. — СПб., 2007.

Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. — М., 1984.

Голан А. Миф и символ. — М., 1994.

Грейвс Р. Мифы древней Греции. — М., 1992.

Иофан Н.А. Культура древней Японии. — М., 1974.

Лаевская Э.Л. Мир мегалитов и мир керамики. — М., 1997.

Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. — М., 1980–1982.

Мурина Е.Б. Проблемы синтеза пространственных искусств: Очерки теории. — М., 1982.

О’Коннел М., Эйри Р. Знаки и символы. Иллюстрированная энциклопедия. — М., 2007.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. — СПб., 1996.

Столяр А.Д. Происхождение первобытного искусства. — М., 1985.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. — М., 1989.

Тресиддер Дж. Словарь символов. — М., 1999.

Энциклопедия символов, знаков, эмблем. — М., 2005.

Энциклопедия. Символы, знаки, эмблемы. — М., 2004.

Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. — М., 2005.

Сьерре-Гранде, Авейрон, Франция