Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №8/2008

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

 

Гравюры укиё-э —
картинки изменчивого мира

Выставка в Государственном музее изобразительных искусств
им. А.С. Пушкина

Коллекция японского искусства в ГМИИ им. А.С. Пушкина является одной
из самых ранних и крупных в России. Нынешняя выставка приурочена
к выходу в свет двухтомного каталога собрания, который готовился
к публикации несколько лет. В каталог включено около полутора тысяч гравюр, на выставке обширное собрание представлено 200 лучшими экспонатами. В коллекцию музея входят живописные свитки, иллюстрированные книги, альбомы, цветные гравюры, ширмы, рисунки, гравюры на веерах и другие произведения XVIII–XIX веков почти всех ведущих японских графиков, очень редкие работы — афиши театров и чайных домов.

Из пресс-релиза ГМИИ им. А.С. Пушкина

Неизъяснимой притягательностью обладают японские гравюры укиё-э. Красочные, занимательные, мастерски исполненные — их можно рассматривать долго и с интересом. Цветные гравюры, представленные на выставке «Японская классическая ксилография XVIII–XIX веков» в ГМИИ им. А.С.Пушкина, дают исчерпывающее представление об этом виде искусства, столь любимом и популярном в Японии.

Кацусика Хокусай. Хурма и кузнечик. 1807

Кацусика Хокусай. Хурма и кузнечик. 1807

Первые укиё-э появились в XVII веке в Эдо (старое название Токио) — крупном средневековом городе — и описывали приятные стороны жизни. Поэтому их назвали «укиё-э» — картины изменчивого мира. Гравюры на дереве были дешевыми, воспроизводились в больших количествах, чтобы привлечь покупателей, и пользовались популярностью у городского населения. Они были доступными и для бедных людей. Ими украшали дома, оклеивали раздвижные стены, они использовались для календарей, играли роль театральных афиш.

Китагава Утамаро. Ткачество

Китагава Утамаро. Ткачество
Из серии «Двенадцать женских занятий». Ок. 1793–1800

Сюжеты изображались самые разные: это могли быть и сцены из повседневной жизни Эдо, и виды красивых мест – водопадов, горы Фудзи, и исторические картины, и портреты актеров театра Кабуки, и изображения цветов и животных, эротические сцены.

Кацусика Хокусай. Бочар. Фудзияма, видимая из Фудзимихара

Кацусика Хокусай. Бочар.
Фудзияма, видимая из Фудзимихара
Из серии «36 видов горы Фудзиямы. 1823–1829

Процесс создания цветной ксилографии был непростым, в нем участвовали несколько мастеров, печать производилась вручную. Иногда приходилось делать двадцать–тридцать оттисков и резать новые доски.

Хисикава Моронобу разрабатывал бытовой жанр в 1-й половине XVIII века: уличные сцены, народные увеселения. В его листах впервые появляются сцены с куртизанками, которые впоследствии станут популярными у мастеров укиё-э. На выставке широко представлены ксилографии знаменитых мастеров: Утамаро, Хокусая, Хиросигэ, Куниёси.

Кацусика Хокусай. Фудзияма в снежное утро

Кацусика Хокусай. Фудзияма в снежное утро
Из альбома «100 видов горы Фудзиямы. 1834–1835

В 90-е годы XVIII века в гравюре укиё-э усиливается интерес к изображению чувств, характерных особенностей разных человеческих типов, стремление к передаче непосредственной внутренней связи персонажей. Главным художником укиё-э становится Китагава Утамаро. В его работах нет ни пейзажей, ни интерьеров. Он максимально укрупняет персонажей. Очень популярными становятся его портреты куртизанок с их великолепными украшениями, но часто он изображает и обычных молодых женщин (серии «Секрет любви», «10 красавиц», «Выбор песен»). Утамаро проникновенно раскрывал образ женщины, ее печали, радости, заботы, развлечения. Лица переданы тонкими линиями и деликатными цветами. До Утамаро граверы делали акцент на фигуре, одежде персонажей, Утамаро стал передавать мир скрытых чувств. Утамаро является создателем портрета в японской гравюре. Очень эмоциональны и выразительны пластика движений, жестов его персонажей, линейный ритм, тональные соотношения.

Самым выдающимся мастером японской гравюры был Кацусико Хокусай — живописец и поэт. Необъятно его творческое наследие: около тридати тысяч рисунков и гравюр. Он проиллюстрировал около пятисот книг. Расцвет творчества Хокусая приходится на 20–30-е годы XIX века. Он открыл для укиё-э мир природы, пейзаж у него получил самостоятельное значение. Он запечатлел величественный образ Японии, волны бушующего океана, причудливо изрезанные берега, живописные деревеньки. Мастер без конца изображал Фудзи, священную для японцев гору. Люди на его листах трудятся, суетятся, иногда он изображал их гротескными. Вечность и красота горы Фудзи, водопадов, океанских волн заставляет задуматься о бренности человеческой жизни.

Кацусика Хокусай. Рыбак в Кадзика-Сава, провинция Кан

Кацусика Хокусай. Рыбак в Кадзика-Сава, провинция Кан
Из серии «36 видов горы Фудзиямы. 1823–1829

Знаменитым пейзажистом был Андо Хиросигэ. Природа привлекала его в конкретных проявлениях. В листах с изображением снегопада пушистые белые хлопья засыпают дома, деревья, из тумана выступают силуэты путников и храмов (серия «100 видов Эдо»). Впечатляют в его листах лаконизм и острота силуэтов, богатая тональная разработка одного цвета, романтическое чувство природы. В листе «Снег, луна и цветы» изображены проститутка и молодой человек, наблюдающие за восходом луны. Очень выразительна композиция с мужчиной и женщиной, сидящей на балюстраде публичного дома и прикрывающей лицо листом бумаги.

Гравюры укиё-э оказали большое влияние на развитие европейского искусства. Их коллекционировали Моне, Дега, Тулуз-Лотрек, Матисс. В собрании Ван Гога было более 400 гравюр.

Китагава Утамаро. Арихара из дома Цуруя

Китагава Утамаро. Арихара из дома Цуруя
Из серии «Сравнение цветов пяти времен года». Ок. 1796–1799

Обширное собрание японских гравюр в ГМИИ состоит, в основном, из работ, привезенных в свое время из Японии офицером русского флота Сергеем Николаевичем Китаевым. Он собирал и популяризировал свою коллекцию, а перед отъездом в 1916 году за границу оставил ее на хранение в Румянцевском музее. После революции графическое собрание Китаева оказалось в Музее старой западной живописи (ныне — ГМИИ им. А.С. Пушкина).