УРОК ИЗО
Татьяна САПОЖНИКОВА
Особенности обучения школьников
по программе Б.М. Неменского
«Изобразительное искусство
и художественный труд»
СТАТЬЯ CЕДЬМАЯ
Материалы к уроку
Продолжение. См. № 17, 19, 20, 21, 24/07;
№01, 02, 03, 07/08
7-й КЛАСС
Библейские темы в изобразительном
искусстве
ИКОНОПИСЬ
В седьмом классе, без сомнения, одной
из самых сложных является «Библейская тема в
изобразительном искусстве». Связано это с тем,
что учителя изобразительного искусства сами не
всегда могут объяснить ученикам, каким образом
следует выполнять задание.
Изучая эту тему, ребята должны
познакомиться с особым языком изображения в
христианском искусстве Средних веков, с
картинами на темы Библии, созданными в Западной
Европе и России, с искусством русской иконописи и
выполнить практическую работу на библейскую
тему. В отличие от учителя мировой
художественной культуры, учитель
изобразительного искусства не может
ограничиться на уроке только интересным показом
и рассказом, он должен научить ребенка создавать
самостоятельную композицию.
Библейские темы могут быть сложны и
скучны для современных детей, так как они плохо
понимают сюжет картины. Чтобы не тратить время
урока на беседу, некоторые учителя идут по самому
простому, как им кажется, пути: предлагают детям
нарисовать икону, считая, что с таким
«элементарным» заданием может справиться любой
ученик.
Икона не является иллюстрацией Библии,
икона — это образ, написанный по канонам
(правилам), подчиняться которым иконописец
обязан. Иллюстрация — это взгляд художника на
события, описанные в Библии, самостоятельный
выбор сюжета, композиции, его представления о
том, как выглядят персонажи. В иконописи
количество сюжетов ограниченно, композиция и
внешний облик персонажей строго
регламентированы.
Предлагая детям написать икону в
качестве иллюстрации к Библии, учитель не
выполняет программу общеобразовательной школы.
Кстати, даже в воскресных школах при храмах и в
православных гимназиях на уроках
изобразительного искусства дети не пишут лики на
иконах, так как для этого у них еще не хватает
мастерства. К тому же нельзя забывать о том, что в
общеобразовательной школе учатся дети не только
из православных, но и из мусульманских семей и из
семей, где родители — атеисты; а икона — это
молитва, только написанная языком красок.
Предложить детям написать икону — то же самое,
что предложить выучить или сочинить молитву на
уроке литературы.
Учитель может заинтересовать детей
миром библейских картин и помочь понять язык
иконы, рассказав о символике иконописи,
познакомив с работой иконописца и предоставив
возможность попробовать себя в роли опытного
мастера «знаменщика», самостоятельно создающего
композицию на заданный сюжет, или в роли ученика
в дружине иконописцев. Начинающие иконописцы
изображали детали иконы: горки, деревья,
архитектуру и животных, пользуясь «прорисями» (1–4)
— контурным рисунком, выполненным на бумаге в
один или два цвета (черный и красно-коричневый).
Без помощи учителя справиться с
практической работой смогут лишь единицы, и
задача учителя — сделать так, чтобы каждый
ребенок на уроке изобразительного искусства
смог почувствовать себя настоящим художником,
способным создавать картины на сложные темы.
Для иллюстрации Библии проще всего
выбирать сюжеты не из Нового, а из Ветхого Завета,
а для создания композиции использовать уже
хорошо знакомый детям жанр пейзажа. Пейзаж может
лечь в основу картин «Сотворение мира», «Райский
сад с древом жизни», «Всемирный потоп» и «Бегство
израильтян из Египта через Красное море». В
качестве примера можно показать иллюстрации
Библии нашего знаменитого мариниста К.
Айвазовского (см. «Сотворение мира» (5),
«Всемирный потоп» (6)).
Теме «Портрет» была посвящена вся
третья четверть шестого класса, а в седьмом можно
создать целую галерею портретов библейских
персонажей. В Библии описываются события,
происходящие в Древнем Египте (персонажи Иосиф
Прекрасный, Моисей) и Месопотамии (строительство
Вавилонской башни), а значит, дети могут
использовать знания, полученные ранее на уроках
истории и изобразительного искусства.
Таким образом, в одном практическом
задании могут быть объединены историческая и
библейская темы. Для иллюстрации можно также
использовать евангельские притчи, в качестве
примера показав разные по характеру картины
Рембрандта (7) и Босха (8) на тему притчи о
блудном сыне.
Знакомство с библейскими
сюжетами необходимо начать с беседы. В том случае
если учитель сам плохо ориентируется в них,
провести беседу помогут гравюры Г. Доре, так как в
книгах с его иллюстрациями всегда есть краткие
пояснения к каждой гравюре. Не следует
перегружать детей новой информацией, поэтому
показывать во время беседы надо такие хорошо
знакомые сюжеты, как «Изгнание из рая»,
«Всемирный потоп», «Ной выпускает голубя» (9),
«Вавилонская башня», «Благовещение» (10),
«Рождество», «Крещение», «Преображение»,
«Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в
Иерусалим», «Увенчание терновым венцом»,
«Бичевание», «Иисус под тяжестью креста»,
«Распятие», «Снятие с креста».
При демонстрации картин на
библейские сюжеты западноевропейских и русских
мастеров надо показать разное отношение
художников к одному и тому же сюжету. Ребятам
проще будет обсуждать картины, если на доске
учитель оставит репродукции гравюр Г. Доре.
Картины должны быть не только известными, такими,
как «Явление Христа народу» А. Иванова, но и
очень эмоциональными, как «Голгофа» Н. Ге,
«Благовещение» (11), «Осмеяние» (12) фра
Беато Анджелико, «Мертвый Христос» (13) Андреа
Мантеньи, «Увенчание терновым венцом» (14),
«Несение креста» (15) Иеронима Босха, «В тени
креста» (16) и «Благовещение» (17) Гелия
Коржева, «Пьета» Микеланджело. Такие
произведения искусства никогда не оставят детей
равнодушными.
Рассказывая о русской иконописи,
необходимо объяснить, в чем разница между
картиной и иконой, показывая репродукции икон
(Благовещение. XII в. (18); Благовещение. XIV в. (19))
параллельно с репродукциями графики и живописи.
В результате беседы каждый ученик должен понять,
что картина — это предмет эстетического
наслаждения, а икона — это предмет и
эстетического наслаждения, и молитвенного
почитания.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Темы: «Райский сад», «Ноев ковчег».
«Вавилонская башня». Прежде чем приступить к
изображению, необходимо обсудить с ребятами то
событие, которое выбрано для иллюстрации.
Работа над иллюстрациями к Библии
может быть выполнена с использованием деталей
иконописного пейзажа. Учитель шаг за шагом на
доске объясняет этапы работы (20 а, б). Чтобы
дети не повторяли за учителем каждый мазок и
выполняли свою индивидуальную композицию,
учителю лучше не пользоваться красками для
показа, а рисовать на доске только мелом и водой.
Вода быстро высыхает, дети успевают понять, как
надо рисовать и как работать мазками, но в то же
время не срисовывают с доски каждый штрих,
сделанный учителем. В итоге могут получиться
интересные композиции (21–23).
Рисунок гор и воды может быть
выполнен сразу краской. Фон закрашивается
мазками (краски смешиваются прямо на листе): день
— белая и желтая гуашь, ночь — синяя, фиолетовая
и немного белой.
Цвет горок составляется из трех
красок: желтой, красной и небольшого количества
черной. Если на листе изображаются ночь или
дождь, то надо взять синюю и фиолетовую краски
(можно добавить немного зеленой). Воду закрасить
синей с небольшим количеством белой краски
(можно добавить немного фиолетовой).
На горках белой краской намечаются
горизонтальные штрихи для ступеней, затем на
края ступеней тонкой кистью наносятся пробелы и
размываются водой вверх. Снизу и сбоку черной
краской обводится каждая ступенька и
размывается вертикально вниз (горки; XIV в. (24);
горки в строгановском стиле; XVII в. (25)).
Волны можно прорисовать синей и белой
краской тонкими линиями.
Деревья изображаются сразу краской,
без предварительного рисунка простым
карандашом. Животных сначала намечают
карандашом, а затем вписывают в композицию,
используя чистые яркие цвета. На фоне горок яркие
краски не будут смотреться грубо.
Завершить работу детям помогут
репродукции и прориси икон, на которых
изображены горки, деревья и животные: «Святой
Георгий» (26), «Борис и Глеб» (27), «Флор и
Лавр» (28), «Власий и Спиридоний» (29).
Продолжение следует |