АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Александр МАЙКАПАР
Балет «Жар-птица»
Балет «Жар-птица»
— одно из ранних произведений И. Стравинского. Он
входит в число первых трех балетов композитора
(два других — «Весна священная» и «Петрушка»),
обнаруживших стремительную эволюцию его стиля.
Музыка «Жар-птицы» — колористически изощренная,
можно сказать, импрессионистическая. Совсем иное
дело — «Весна священная», где музыка наполнена
стихийной мощью «варварских» ритмов.
Замысел балета «Жар-птица», как
известно, не принадлежал самому Стравинскому.
Балет был заказан ему, когда либретто было уже
готово. Идея создания сценического произведения
такой тематики возникла в среде художников,
театральных и литературных деятелей, причастных
к одному из самых влиятельных эстетических
кружков начала ХХ века — «Миру искусства». Так
или иначе они все были связаны с антрепризой
Сергея Дягилева, выдающегося организатора
«Русских сезонов» в Париже.
Т. Карсавина в роли Жар-птицы и М.
Фокин в роли Царевича. 1910. Париж
Стравинский стал размышлять о
«Жар-птице», когда вернулся в Петербург из
Усть-Луги осенью 1909 года. Тогда у него еще не было
заказа на написание балета, композитор надеялся
получить его от С. Дягилева несколько позже, в
декабре. (Когда Дягилев телефонировал
Стравинскому и подтвердил свой заказ на балет, то
был удивлен ответом композитора, что тот уже
взялся за сочинение.)
Основную работу над партитурой
Стравинский проделал на даче у
Римских-Корсаковых, живя там вместе с Андреем,
сыном своего учителя Николая Андреевича, потому
и партитура оказалась посвященной ему. В
середине апреля следующего года оркестровая
партитура балета была готова и отправлена в
Париж Дягилеву.
Стравинский признавался: «Жар-птица»
привлекла меня не сюжетом. Как все балеты на
сказочные темы, он требовал описательной музыки
того рода, которую я не люблю сочинять… менее
всего я мог примириться с предположением, что моя
музыка является подражанием Римскому-Корсакову,
в особенности потому, что в то время я особенно
бунтовал против Римского». В глубине души
Стравинский опасался, что не справится с работой
и не оправдает ожиданий Дягилева. Тот, в свою
очередь, не сомневался в успехе. Убеждать
композитора он пришел со всеми теми, кто потом
был занят в подготовке парижской премьеры
балета, — Фокиным, Нижинским, Бакстом и Бенуа.
М. Фокин в своих «Мемуарах» так
рассказывает о возникновении замысла балета: «Не
хватало балета из русской жизни или на тему из
русской сказки. Мы (Дягилев, группа художников и
я) стали искать сюжеты. Лучшие литературные
обработки русской сказки были уже использованы
для сцены (главным образом Римским-Корсаковым в
его операх). Все образы народной фантазии уже
прошли на сцену. Только образ Жар-птицы оставался
еще неиспользованным, а между тем Жар-птица —
самое фантастическое создание народной сказки и
вместе с тем наиболее подходящее для
танцевального воплощения. Но нет такой сказки о
Жар-птице, которая бы целиком подошла к балету. Я
взялся соединить различные народные сказки и
сочинил по ним либретто».
Акценты Стравинского в этой истории
несколько иные: «Обычно сценарий «Жар-птицы»
приписывают Фокину, но я помню, что мы все, и
особенно Бакст, который был главным советчиком
Дягилева, внесли в него свою лепту».
Премьера балета состоялась в Париже на
сцене Гранд-опера 25 июня 1910 года. На спектакле,
который прошел с большим успехом, собралось
высшее артистическое общество. Были писатели
М.Пруст, Ж.Жироду, поэт П. лодель. Стравинский был
представлен Саре Бернар. В тот вечер Дягилев
познакомил Стравинского с К. Дебюсси. Забавно,
что на вопрос Стравинского, как ему понравился
балет, Дебюсси с присущей ему иронией сказал:
«Что вы хотите, надо же с чего-то начинать».
Эскизы костюмов Л. Бакста к балету: Царевна,
Иван-царевич
На спектакле не обошлось без
комического инцидента. По замыслу Дягилева,
через сцену должна была проследовать процессия
лошадей. «Бедные животные вышли, как
предполагалось, по очереди, — вспоминал
Стравинский, — но начали ржать и приплясывать, а
одна из них выказала себя скорее критиком, нежели
актером, оставив дурно пахнущую визитную
карточку. В публике раздался смех, и Дягилев
решил не рисковать на последующих спектаклях».
Примечательно, что музыка балета
начинается с необычайно тихого звучания. По
поводу этого приема любопытно высказался Рихард
Штраус. Начинать произведение с такой тихой
звучности, считал Штраус, опрометчиво — никто не
будет слушать; начинать нужно громко, чтобы сразу
овладеть вниманием слушателей, после этого с
публикой можно делать что угодно. Стравинский,
как и следовало ожидать, не изменил своего
замысла. Этот эффект потом остался и в
оркестровой сюите, которую Стравинский написал
по музыке балета, использовав лучшие его эпизоды
и снабдив их концертными концовками. Он сделал
это для того, чтобы исполнять музыку балета в
симфонических концертах. Эта сюита стала одним
из очень ярких номеров современнного
концертного симфонического репертуара. |