Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №8/2008

УРОК МХК

УРОК МХК

 

Елена СПИРИНА,
учитель МХК ГОУ СОШ № 112, г. Москва

 

Формы контроля знаний
на уроках МХК

Предмет «Мировая художественная культура» является частью области искусства. Контроль на уроках МХК связан как с оценкой фактологического материала, так и с творческой деятельностью учащегося. Усвоение предлагаемого материала для ребенка невозможно без эмоционального и чувственного восприятия. Только то, что тронуло душу и сердце, становится важным, повышает мотивацию и интерес к предмету. В связи с этим возникает противоречие: учитель стремится вызвать эмоциональный отклик у учащихся, но ему необходимо в то же время оценить их знания. Творческие работы позволяют учащимся высказать свое мнение, показать свое видение проблемы или явления, может быть, раскрыть свой внутренний мир или хотя бы получить возможность непосредственного общения с тем или иным произведением искусства.

Методы опроса учащихся многообразны, но в литературе встречаются в основном материалы по конкретному наполнению тестов или вопросников. Однако, поскольку программы не унифицированы и один и тот же период изучается детьми разного возраста, интерес представляет не наполнение проверочной работы, а ее форма, причем с учетом психологических возможностей учащихся.

Думая над этой проблемой, мы попытались найти пути ее решения с помощью реальных практических разработок для контроля знаний учащихся, которые интересны им по форме, представляют собой повторение пройденного материала и дают возможность его творчески переосмыслить.

Предмет МХК является комплексным, интеграционным, поэтому система проверки знаний впитала в себя различные методы контроля и самоконтроля, которые встречаются в практике российской школы. Нам представляется важным назвать наиболее часто встречающиеся методы, проанализировать их связь с другими школьными предметами, а также возможность использования их не только в МХК.

Среди наиболее часто встречающихся форм опроса (или заданий) — цифровой диктант, расшифровка фамилий, логические пары, задачи, ребусы, загадки, логические задания на соответствие и «выбор лишнего», теоретические и логические вопросы, а также творческие самостоятельные задания.

Прежде чем приступить к рассмотрению перечисленных выше заданий, хотелось бы отметить, что мировая художественная культура является предметом области «Искусство», поэтому необходимо оперировать в первую очередь образами, а не понятиями или словами. В связи с этим учащиеся должны иметь перед глазами образ (картинку) даже во время проведения контроля знаний.

В своей практике я преимущественно использую специально подготовленные компьютерные презентации. Картинка на экране позволяет учащимся вспомнить или повторить материал. При фронтальном опросе ребята иногда подсказывают друг другу, но задача учителя не в том, чтобы выяснить, чего не знает ученик, а в том, чтобы помочь ему запомнить, понять, освоить тот материал, который предлагается к изучению.

Самой простой и быстрой формой опроса является цифровой диктант. Опираясь на двоичный код (ответы «1» или «0», соответственно «согласен» или «не согласен»), учитель готовит ряд утверждений, часть которых заведомо неправильна. По внешнему оформлению задания очевидна связь с информатикой.

Необходимо сразу регламентировать, за какое количество неправильных ответов какую оценку получает учащийся. Такую работу можно провести очень быстро и так же быстро ее проверить. При включении цифрового диктанта в большую проверочную работу можно выставить за него отдельную отметку. Здесь же хотелось бы заметить, что иногда неправильные утверждения, предлагаемые учителем, могут вызывать улыбку или смех детей, что тоже полезно и для установления контакта с учащимися, и для создания благоприятного климата на уроках, и для усвоения пройденного материала. При такой реакции на утверждение можно точно сказать, что тема (или хотя бы этот вопрос) усвоена.

Такие задания достаточно универсальны и могут быть использованы учителями самых разных предметов.

Задачи. Учащиеся должны составить алгебраическое выражение, решить его и понять, как полученное число связано с ответом на заданный вопрос. Этот блок вопросов непосредственно использует математический аппарат.

Числа в алгебраическом выражении имеют непосредственное отношение к произведениям искусства или их авторам. При решении задачи получается новое число, которое должно натолкнуть ученика на главный вопрос задачи.

Определить, какое знаменательное событие произошло на Руси в век, который можно рассчитать так: от века, когда творил автор знаменитой «Троицы», вычесть количество куполов в храме, символизирующих Иисуса Христа и евангелистов.

От века, когда был придуман иконостас, вычесть число букв в слове, обозначающем кусочки стекла для мозаики, затем вычесть число нефов Софийского собора в Киеве (число куполов, символизирующее Иисуса Христа и евангелистов). Назовите, в какую геометрическую фигуру вписана композиция иконы А. Рублева, число персонажей которой соответствует полученному числу.

Особенно интересно, когда учащиеся сами начинают придумывать такие задачи.

Связь с русским языком можно проследить в заданиях на расшифровку фамилий (или каких-либо названий). Ребятам они нравятся, так как в них есть элемент игры, но при этом они приучаются правильно писать имена или термины.

Расшифруйте: Аввееинноц, Еиийккнпрс, Бвллорю, Деинрщ, Аввино, Ииннопрт – русские художники первой половины XIX века. (В данном случае использован способ выстраивания всех букв фамилии по алфавиту.)

Кроме зашифрованных слов, можно использовать в качестве заданий ребусы и загадки. В теме, посвященной творчеству У. Хогарта или Просвещению в целом, я придумала вопрос, использующий анаграмму, поэтому слова надо обязательно писать друг под другом. Сам же вопрос звучит следующим образом:

Как связать эти понятия с творчеством У. Хогарта и словом «модный»:

Барокко

Рококо

Ампир

Классицизм

Модный брак»)

Учащиеся, которые хорошо помнят самую известную серию автора, практически сразу понимают, о чем идет речь. Те, кто плохо слушал на уроках, начинают искать соотношения между стилем и названным автором, хотя многих смущает то, что ампир они еще не проходили.

Из вопросов-загадок могу привести еще один.

Здесь можно проверить знание лексики по теме «Египет», напомнить, как устроен храм, а также, если ребенок не знает, что обелиск из Луксора был вывезен в Париж и там установлен на площади Согласия, то предложить рассуждать логически.

У учителя здесь большие возможности для творчества при составлении новых заданий, при этом можно опираться также на знания, полученные на других уроках.

Очень важны вопросы, которые позволяют проверить теоретические знания учащихся по предмету. При анализе живописных работ мы часто оперируем такими понятиями, как композиция.

Известно, что при диагональном построении картины зритель ощущает движение из-за неустойчивой композиции. Можно попросить ребят проанализировать с этой точки зрения картину К. Коровина «Зимой», где отчетливо прослеживается пересечение двух диагоналей, но благодаря черному пятну в центре их пересечения композиция становится устойчивой. Ответ на вопрос учителя даст двойной эффект: во-первых, запоминается картина, во-вторых, они учатся анализировать, что и как расположено на живописном полотне.

Вопросы на анализ художественного произведения могут опираться на язык разных видов искусства. Картина М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» позволяет показать связь живописи и литературы. Как можно изобразить, что говорит человек? Ведь это только в комиксах можно написать слова во вставках. Живопись должна использовать свой язык, свои средства художественной выразительности. Учащиеся иногда после небольшой подсказки приходят к правильному решению. И церковь, на фоне которой изображен отрок, и шкатулка в руках старца в виде храма помогают найти верный ответ.

Следующая форма задания — логические пары. Ребятам предлагается алгоритм решения. Это позволяет проверить фактические знания учащихся, активизирует их мыслительные способности, выстраивает внутренние связи и таким образом активизирует процессы памяти.

Пример: Россия — Москва; Италия — …

(алгоритм решения делается вместе с учениками).

Мазаччо — живопись; Брунеллески — …

Тициан — Венеция; Джотто — …

Тициан — колорит; Микеланджело — …

Донателло — раннее Возрождение, Микеланджело — …

Очевидно, что такой алгоритм может активно использоваться в заданиях по различным предметам.

Очень много вопросов можно объединить в большую группу «Соответствия». Они могут принципиально отличаться друг от друга, но всегда основаны как на знаниях, так и на логическом мышлении. Чаще всего это соотношение картин, авторов, характеристик, направлений и пр. (Так же широко используются при изучении других школьных предметов, например иностранного языка.)

Иногда учащимся предлагается не двойное, а тройное соответствие, причем это задание может как включать, так и не включать визуальный ряд. Интересно при этом использовать краткие характеристики картин или творчества художников.

Еще один большой блок вопросов (универсальных с точки зрения предмета) имеет общее название «выбрать лишнего». Учитель может сам задать критерий, по которому следует выбирать, а может предложить учащимся самостоятельно выбрать этот критерий, объяснить логику своих рассуждений. Это позволяет стимулировать не очень успешных школьников высказывать собственные суждения.

Задание может быть основано не на визуальном восприятии, а на сравнении понятий.

1. Движение

2. Яркие краски

3. Строгая композиция

4. Контрасты (тема «Романтизм»)

Далее мне бы хотелось остановиться на выполнении творческих работ. Такой вид деятельности учащихся сложнее оценить, но он позволяет показать те знания и умения, которые были приобретены в курсе МХК, а также других смежных дисциплин. Творческие задания более всего отвечают задачам предмета МХК и придумываются (составляются) учителем в рамках именно этой учебной дисциплины.

Работа может быть основана на поиске каких-то признаков или деталей на одной картине. Так, например, по теме, связанной с творчеством П.П. Рубенса, ребятам было предложено объяснить, почему выданная им работа относится к стилю барокко. В теме «Модерн» можно также каждому ученику дать фотографию здания и получить ответ на аналогичный вопрос (почему модерн), в искусстве XVII века (классицизм) важно научиться по картине находить признаки этого стиля. На первый взгляд, такая работа — это еще одна форма контроля знаний учащегося, но, если ученик выполняет его не формально, пытается найти детали, которые могут быть не сразу видны, можно сказать, что ребенок становится активным зрителем, и знания, полученные на предшествующих уроках, дают ему возможность анализировать картину и делать правильные выводы.

Здесь задача учителя сводится к подбору репродукций или фотографий. Значительно интереснее с точки зрения методической разработки опроса подобрать пары, которые можно сравнивать.

es)

Так, в теме по постимпрессионизму ребятам надо было показать особенности того художника (В. Ван Гог, П. Гоген, П. Сезанн), чья репродукция ему досталась. При этом я старалась подобрать картины, сравнение с которыми давало возможность ответить на заданный вопрос. Например, «Подсолнухи» К. Моне и В. Ван Гога.

Совсем не обязательно сравнение с только что пройденным импрессионизмом. Есть пары, составленные из картин совершенно разных периодов: «Пейзаж с оливами» Ван Гога и «Оливы на кладбище в Альбано» А. Иванова; «Пьеро и Арлекин» П. Сезанна и «Жиль» А. Ватто и др. Самые интересные ответы я получила при сравнении работ В. Ван Гога с другими авторами. Иногда одна фраза может показать, насколько глубоко прочувствовали ребята творчество художника. Так, например, по поводу картины В. Ван Гога «Пейзаж с оливами» один мальчик сказал, что там очень жарко. На вопрос, почему он так думает, ученик заметил, что там «все плавится».

Несколько вышеперечисленных заданий выполняются индивидуально или малыми группами (зависит от количества учеников и заготовленного раздаточного материала).

Однако можно предложить каждому ученику в классе ответить на один и тот же вопрос самостоятельно письменно. Примерные задания: «Показать реформу живописи раннего Возрождения на примере сравнительного анализа двух картин «Поклонение волхвов» Джотто и Боттичелли» или «В чем разница между реализмом критическим и просветительским на примере картин «Прачки» Ж.Б.Шардена и О. Домье».

Каждый учитель может подобрать картины к подобным вопросам из других тем.

При проверке практических (творческих) заданий перед учителем возникает самая большая проблема: как оценить выполненную работу. По-моему, если учащиеся пытаются рассуждать, показывают свое отношение к предложенным им к рассмотрению произведениям искусства, можно иногда и завысить оценку, ведь наша задача — научить их высказывать свое мнение, чувствовать и переживать, а проверить знания можно и другими, представленными выше заданиями. Не ставить совсем отметку за творческое задание тоже нельзя, ведь ребята с нетерпением ждут ее.

Понятно, что важным процессом является моделирование тематических заданий, состоящих из различных блоков, что позволяет стимулировать мыслительные процессы. Скажем, в одном из блоков большой проверочной работы может встретиться ответ или подсказка к вопросам другого блока. Это позволяет ассоциативно вспомнить ответ и дает хорошие результаты в усвоении материала.

Так, например, в работе по Возрождению цифровой диктант содержит утверждение, что Брунеллески возводит купол собора Санта-Мария дель Фьоре, а в логических парах есть задание:

• Мазаччо — живопись; Брунеллески — ….

В работе по русской живописи конца XIX — начала XX века есть вопрос о русском художнике-импрессионисте, а через два-три вопроса дается задание выбрать, какая из двух работ «Бульвар капуцинок» принадлежит кисти К. Коровина. Если учащийся забыл фамилию Коровина, но знает, что такое импрессионизм и знаком с творчеством К. Моне, то может правильно ответить и на первый вопрос. Такой процесс более эффективен, чем простое заучивание фамилий.

Кроме того, очень важно, чтобы вопросы и задания не были однотипными, что исключит автоматизм при их выполнении. Смена ритма и постоянное ожидание нового позволяют учителю сохранять интерес у сильных учеников даже при выполнении несложных заданий.