НАЧИНАЯ С XX ВЕКА
Елена КНЯЗЕВА
У ВРЕМЕНИ В ПЛЕНУ
Макс БЕКМАН
Сон, начавшийся
Плачем и окончившийся
Плачем смерти, –
Сон жизни, ты
Приснился мне весь.
М. Бекман. Из дневника
1901 год
Семнадцатилетний студент веймарской
Академии живописи нарисовал автопортрет со
съехавшим в угол глаза зрачком и вопящим ртом.
Теме человеческих страданий и гибели молодой
художник посвятил также картины «Землетрясение
в Мессине» и «Гибель Титаника». Тогда это можно
было назвать данью моде, созданной голландцем В.
Ван Гогом, норвежцем Э. Мунком, бельгийцем Дж.
Энсором, швейцарцем Ф. Ходлером и
подразумевавшей экспрессивное выражение
субъективного мироощущения художника. Сейчас
это можно назвать предчувствием трагических
событий XX в., непосредственным участником
которых был автор вышеназванных работ, немецкий
живописец и график Макс Бекман (Max Beckmann, 1884–1950).
Судьба художника похожа на судьбы многих
творческих людей того времени из разных стран,
прошедших войны, революции, эмиграцию и не
растерявших в этих социально-политических
передрягах творческий потенциал.
Автопортрет. 1908
Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид
1914 год
Макс Бекман — доброволец на фронте,
санитар в медицинском отряде. Лазареты, морги,
участие в ампутациях овеществили юношеские
«крики» сознания Бекмана. На «Автопортрете в
форме санитара» (1916) изможденный физически и
психически человек. Через год его
демобилизовали, но война и насилие теперь всегда
в большей или меньшей степени присутствовали в
его работах. «Все, что я сделал и создал, — писал
Бекман в дневнике в 1940 г., — это только сброшенные
оболочки моей жизни».
1919 год
Картина «Ночь» — сцена нападения
бандитов на семью. Здесь развертывается не
скорбная история, как в «Убийстве на улице
Транснонен» Домье, или декоративно оформленная
трагедия, как в «Гернике» Пикассо. Здесь
разыграна правдоподобная и отвратительная сцена
торжества зла. Это опять предвидение
исторических событий, антигероями которых
станут те, кто «под пиво с музыкой» поет
«Германия, Германия превыше всего» (М. Бекман.
Письма на войне. 1916).
Ночь. 1918–1919
Галерея Г. Франка, Мюнхен
1920 год
В «Семейном портрете» беспокойство
ощущается за полузадернутыми шторами, в жесте
пожилой женщины, свечном освещении,
отбрасывающем резкие тени. Состояние тревожного
ожидания сродни настроению картины русского
художника К. Петрова-Водкина «1919 год. Тревога».
Искаженное пространство — особенность многих
полотен Бекмана — в «Семейном портрете» играет
особую формообразующую роль.
Семейный портрет. 1920. Музей
современного искусства, Нью-Йорк
1937 год
Картины Макса Бекмана среди других
неугодных немецким национал-социалистам
экспонировались на выставке «Дегенеративное
искусство», организованной по распоряжению
Гитлера. Деформированные фигуры на полотнах
художника не отвечали нацистским требованиям к
искусству — «чистота, прилежание и умение».
«Едва ли существует хоть одна картина большевика
от искусства Бекмана, которая не представляла бы
из себя подлости» (Немецкое искусство и
выродившееся искусство. 1938, Мюнхен). Уволенный с
преподавательской работы Бекман эмигрировал в
Голландию, а в 1947 г. — в США.
1946 год
Американец Курт Валентин устроил в
Нью-Йорке выставку-продажу картин Бекмана, где
было распродано все, «даже два портрета и
голландский ландшафт… до сих пор не переживал
ничего подобного!» — восклицал художник.
1950 год
Окончание работы над «Аргонавтами» —
светлым миролюбивым триптихом, на котором
изображены античные персонажи, хор, художник и
атрибуты искусства. В одном из интервью на вопрос
о целях его творчества Бекман ответил:
«Современное сделать вечным и вечное —
современным». Подводя итог своей жизни, Макс
Бекман сделал последнее, оптимистическое,
предвидение: во второй половине XX века мир
закончит глобальные войны.
В будущее художник-экспрессионист
смотрел с оптимизмом.
|