Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №9/2008

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Вера СОБКО

 

ДИАЛОГ СО ЗРИТЕЛЕМ

В московском «Музее Человека» открылась выставка художника Валерия Валюса. «Музей Человека», расположенный в Свиблове в помещении библиотеки № 110, стал для многих москвичей подлинным культурным центром. Там есть свой «Театр-студия 69» под руководством Георгия Червинского. Есть поэтический театр, представляющий произведения классиков Серебряного века. Есть свое издательство и своя газета. В выставочном зале постоянно экспонируются произведения современных художников. На вернисажах кандидат искусствоведения Галина Ивановна Пикулева подробно и интересно рассказывает зрителям о картинах.

Автопортрет П. Валюса

Автопортрет П. Валюса
Компьютерная обработка В. Валюса

Валерий Валюс выбивается из привычного ряда живописцев. Его трудно причислить к какому-либо течению, к какой-либо школе. Он сам по себе. Наверное, именно это и ценно — умение максимально раскрыть свою творческую индивидуальность. К живописи Валюс обратился в довольно зрелом возрасте. По образованию он физик, окончил МГУ, защитил диссертацию. Тяга к творчеству, похоже, досталась Валерию по наследству. Многому он научился, многое подглядел у своего отца — замечательного художника Петра Адамовича Валюса. Но это касается в основном живописных приемов. По стилю, по манере письма, образному строю картин отец и сын не похожи. Роднит их, пожалуй, эмоциональная напряженность творчества, мощный энергетический заряд, выплеснутый на полотно.

Чернобыль. 1991

Чернобыль. 1991

Тематика картин Валерия Валюса чаще всего социально обусловлена. Возможно, в нем говорит физик, научный работник, склонный подвергать анализу не только природные, но и социальные процессы. Свой беспристрастный анализ Валюс переводит в зрительные образы. И это далеко не простая задача. Здесь не обойдешься формальным подходом, схематичным изображением объектов. Здесь требуется необычный ассоциативный ряд, способный задеть и взволновать зрителя, вызвать его на своеобразный диалог.

Высоковольтная взаимность. 2000

Высоковольтная взаимность. 2000

Ассоциации Валюса, как правило, неожиданны, непривычны в своей откровенности и заставляют переосмысливать устоявшиеся понятия. Его полотна требуют размышлений и читаются далеко неоднозначно. У работ художника непременно завязываются дискуссии.

Золотая летучая рыбка. 2001

Золотая летучая рыбка. 2001

Президент общественной организации «Музей Человека» Евгения Владимировна Зикеева призналась, что именно эта грань творчества В.П. Валюса побудила ее и сотрудников устроить выставку. Пейзажи и натюрморты — это прекрасно, но сколько можно рисовать березки, закаты и букеты цветов? На дворе уже XXI век, незаметно для нас рождается новое мышление и новое восприятие жизни. Так надо соответствовать ему! Ту же мысль высказал главный редактор журнала «Наша улица» писатель Юрий Кувалдин. Он назвал Валерия Валюса живописным летописцем эпохи. Современникам, как правило, трудно дать оценку времени, в котором они живут. Все это постигается позже, задним числом. Но обостренное восприятие художника чувствует и фиксирует то, что еще не до конца отложилось в коллективном сознании.

Особо опасный. 2003

Особо опасный. 2003

Уже по названиям картин можно судить об остроте тем в творчестве художника: «Аргумент» — атомный взрыв, взметнувший человеческие тела, «Расщепить ядро», «Дележка родины», «Голодная страна», «Чернобыль», «Выброс», «Разговор разных видов оружия», «Горячая точка», «Защитник гласности», «Русский космизм»… Но жизнь не ограничивается социальными проблемами, в ней много личного, интимного. И здесь Валюс ярко и своеобразно воплощает собственные фантазии: «Золотая летучая рыбка», «Поэт у моря», «Кипение мысли», «Женщина как река», «Рай на двоих», «За морем житье не худо», «Высоковольтная взаимность»…

Горячая точка. 2003

Горячая точка. 2003

Последнее время художник увлечен компьютерной графикой. Современные технологии позволяют экспериментировать с цветом, монтировать в единый видеоряд самые разнородные изображения, увлеченно фантазировать и создавать собственную зримую сферу обитания. Эти возможности позволили совместить в одном произведении работы отца и сына. Валерий берет за основу графику Петра Валюса и придумывает к ней свой цветовой фон. Получается своеобразный виртуальный перекресток поколений.

Феномен человека. 1994

Феномен человека. 1994

Писать картины Валерий Валюс начал только в 1986 году, в эмиграции в Германии, где прожил 13 лет. Уже с горбачевской перестройкой он вернулся в Россию. Сегодня на счету художника около ста персональных и групповых выставок. Его картины находятся в галереях и частных коллекциях в России, Германии, США, Канаде, Израиле, Англии, Голландии, Дании, Швейцарии, Норвегии и в музее города Богородицка Тульской области.

Аргумент. 1988

Аргумент. 1988