Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №9/2008

УРОК ИЗО

УРОК  ИЗО

 

Ирина ПОЛЯКОВА

 

Особенности обучения школьников
по программе Б.М. Неменского
«Изобразительное искусство
и художественный труд»

СТАТЬЯ ВОСЬМАЯ
Часть I. Теоретическая

Продолжение. См. № 17, 19, 20, 21, 24/07;
№01, 02, 03, 07, 08/08

Формирование средствами искусства
эстетической позиции в любой сфере жизни

Суть эстетического воспитания
состоит в том, чтобы утверждать
добро как прекрасное.

Б.М. Неменский

Модель системы эстетического воспитания школьников средствами искусства имеет двухуровневую структуру: средовую и личностную. Функции средового уровня заключаются в определении стратегических целей эстетического воспитания средствами искусства. Главная задача при создании художественно-эстетической среды — помочь ребенку раскрыть свои способности, проявить одаренность, найти свой творческий путь.

Эстетическая среда, включающая в себя как материальную, так и духовную и социальную составляющие, дает ребенку возможность научиться воспринимать красоту, творить самому и сравнивать свое творчество с эталонами. Погружение в мир искусства уже требует от ребенка осознания красоты окружающей действительности. Материальная среда — художественный материал, эстетика оформления — стимулирует интересы ребенка. Духовная — мир чувств и взаимоотношений, знакомство с лучшими духовными образцами искусства, такими как изобразительное искусство, дизайн, архитектура, музыка, литература, театр, – предоставляют ребенку возможность «оживлять» образы, одухотворять красоту. Социальная — устанавливает взаимосвязь искусства и жизни. В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская утверждают, что научиться хорошо понимать и оценивать эстетическое можно, лишь развивая творческие способности во всех областях человеческой деятельности. Находясь в поиске внутреннего содержания, собственного мира, ребенок сам ставит перед педагогом задачи, требующие творческого вмешательства.

Программа эстетического воспитания учащихся на материале искусства реализуется на личностном уровне. Эстетическое воспитание основывается на природных возможностях эстетического развития человека. Однако эти потенциальные возможности превращаются в реальные способности только благодаря воспитанию. Можно иметь безукоризненный слух и не слышать музыку Бетховена, иметь острое зрение и не видеть шедевра изобразительного искусства или красоту родной природы. Эстетическое воспитание средствами искусства — целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности.

Схема Б. Неменского. От содержания пластического (профессионального) к содержанию духовному

Схема Б. Неменского.
От содержания пластического (профессионального)
к содержанию духовному

Методы эстетического воспитания: разъяснение, анализ произведений искусства, предметов и явлений, решение эстетических задач (определение жанра искусства, стилей и др.), упражнения в искусстве (графика, живопись и др.), положительный пример, поощрение.

Программа художественного воспитания Б.М. Неменского успешно вводит своих воспитанников в сложный мир человеческой культуры, позволяет им осваивать культурное наследие прошлого.

В системе художественного воспитания учащихся можно выделить три взаимосвязанных звена — три компонента: 1) эстетическое просвещение (когнитивный компонент); 2) развитие эстетических чувств (аксиологический компонент); 3) обогащение опыта художественной деятельности (деятельностный компонент).

Эстетическое просвещение учащихся предусматривает следующие формы: беседы, лекции, факультативные занятия, встречи за круглым столом, университеты культуры, вечера поэзии, клубы друзей искусства, праздники и вечера искусств, презентации, конкурсы проектных работ, посещение музеев, галерей, выставок, театров и др. Таким образом может быть организовано изучение как общих основ теории искусства, так и отдельных направлений и жанров, включая те, которые особенно интересуют учащихся. В средних классах необходима продуманная система бесед на уроках изобразительного искусства, где школьники получают определенную искусствоведческую информацию. Опыт школ убеждает в том, что систематическое знакомство с классическими произведениями постепенно приводит учащихся к их пониманию и развивает интерес к классике. Ценимой учащимися формой познания основ изобразительного искусства является чтение книг по искусству. Следовательно, чтением учащихся также необходимо руководить. В старших классах практикуется исследование жизни и творчества художников и художественных направлений, устное и письменное рецензирование произведений, театральных постановок, кинофильмов и художественных выставок.

Борис Неменский. Подсолнушек. 1968. Костромской художественный музей

Борис Неменский. Подсолнушек.
1968. Костромской художественный музей

Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов — весьма сложная педагогическая задача. Простейшие эстетические представления и суждения формируются уже в начальных классах, однако интересы младших школьников продолжают оставаться кратковременными, поверхностными и разбросанными. При восприятии картины они обращают внимание прежде всего на изображенное на ней событие. Эмоциональное переживание младшего школьника элементарно и сводится в основном к переживанию удовольствия или неудовольствия от восприятия изображаемого. Внимание младшего школьника неустойчиво, его утомляют длительные занятия. Вместе с тем его увлекает сам процесс рисования, лепки, конструирования, сочинительства, а оценка эстетических явлений определяется конкретной ситуацией.

Основная работа по формированию эстетических представлений, понятий и вкусов осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими необходимыми способностями к более глубокому пониманию искусства и более развитым чувством переживания прекрасного. Главное в подростковом возрасте — это потребность в самоутверждении и самовыражении. Подросток уже приобрел некоторый эмоционально-эстетический опыт, знания, способность к обобщению явлений окружающего мира. У подростка обнаруживается тенденция оценивать явления жизни и произведения искусства самостоятельно, а значит, — избирательно. Подростковый возраст — начало самовоспитания. Юный человек становится способным ставить перед собой цель самостоятельно овладеть тем или иным видом искусства.

Старший школьный возраст характеризуется относительно завершенной системой мировоззренческих взглядов и убеждений, служащей основой объективных эстетических оценок. В связи с этим восприятие эстетических сторон жизни у старшеклассника еще более избирательно, чем у младшего подростка. Другой особенностью учащихся старшего возраста является обостренная потребность в самовыражении и жизненном самоопределении. Занятия по искусству, художественное творчество при этом приобретают особое значение. Вот почему важна работа по формированию у учащихся полноценных художественных вкусов, умения отличать примитивное ремесленничество от подлинного искусства.

Центральное место в эмоционально-чувственной сфере старшеклассника занимает эстетика человека и его поведения. Очень важно обогатить учащихся представлениями о художественных средствах передачи настроения человека в изобразительном искусстве. Для этого большое значение имеет осмысление и усвоение учащимися таких понятий, как композиция произведения, его сюжет, фабула, художественный образ, эпитет, метафора, сравнение, колорит.

В связи с важностью эстетического воспитания и развития у учащихся художественных представлений, понятий и суждений большое значение имеет работа по осмыслению ими той связи, которая существует между различными видами искусства в отображении жизненных явлений. Вот почему на занятиях по изобразительному искусству необходимо использовать произведения литературы и музыки.

Особенно большую роль в формировании культуры эстетических чувств в настоящее время играют кино- и телефильмы. Воздействие этого вида искусства начинается с самого раннего детства и не прекращается всю жизнь. Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться в этом потоке, отделяя в нем позитивное от негативного. Еще одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся с синтетическими искусствами, является то, что многие ученики используют в своем быту фотоаппарат, видеокамеру. Однако сегодня чаще всего это происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, вкус, образное мышление подростка при этом не развиваются.

В программе Б.М. Неменского основам фотографии, кино и театра посвящены занятия в 9-м классе «Изобразительное творчество и синтетическое искусство». Если нет возможности вести уроки изобразительного искусства в 9-м классе, можно организовать факультатив в системе дополнительного образования на основе данной программы.

Эстетическое самовоспитание

Педагогические исследования показывают, что при дефиците в среднем школьном возрасте эстетически направленного общения впоследствии у человека надолго сохраняется инфантилизм в эстетических оценках, суждениях, поведении. Социологическое изучение художественных интересов подростков говорит о том, что именно у учащихся 7–9-х классов наблюдается рост интереса к искусству. Это дает основание считать, что в подростковом периоде необходима наиболее активная работа по художественному воспитанию. Творчеству следует учить, надо делать то, что В.А. Сухомлинский называл «эмоциональным пробуждением разума». Осуществить задачи воспитания становится проще, если ребенок заинтересован в самовоспитании. Процесс эстетического самовоспитания основывается на сформированном ранее интересе к искусству и опыте художественной деятельности детей. Для воспитания чрезвычайно важно не только то, что собой представляет человек, который включен в педагогическое взаимодействие с воспитателем, но и то, что он думает о себе, как себя понимает, как себя оценивает. Самовоспитание поможет ребенку создать целостный, хотя и не лишенный определенных противоречий, образ собственного «Я».

Один из авторитетных исследователей «Я-концепции» английский ученый Р. Бернс описывает ее как динамическую совокупность представлений личности о себе, которая включает:

• «Реальное Я» — установки, связанные с представлением о том, «каков я на самом деле»;

• «Зеркальное (социальное) Я» — установки, связанные с представлением о том, «каким меня видят другие»;

• «Идеальное Я» — установки, связанные с представлением о том, «каким я хотел бы стать».

Педагогическое руководство самовоспитанием осуществляется поэтапно, хотя и протекает не столько линейно, сколько концентрически. На первом этапе педагог побуждает учащегося познать свои склонности и интересы к искусству. Он ставит перед ним вопросы: что ему нравится в музыке, живописи, кино, спектаклях и других видах искусства? Что ему нравится в художественной литературе? Какими видами природы он любовался? В каком виде творческой деятельности пробовал свои силы? Школьник составляет самохарактеристику, которая позже корректируется наблюдениями товарищей по классу и учителей (тактично, доброжелательно).

На втором этапе учитель помогает наметить программу работы над собой и включить ее в общую программу самовоспитания. При этом важно выделить доступные виды деятельности: какую литературу об искусстве прочитать, какие выставки и музеи посетить, какие кинофильмы посмотреть, в какой кружок записаться и т.д., затем установить реальные сроки выполнения, чтобы предупредить срывы из-за перегрузки.

На третьем этапе педагог учит школьника переходить от намерений к практической деятельности и помогает организовать разумный и стабильный режим, в котором надо найти место занятиям по искусству. Затем в зависимости от возраста знакомит учащихся с методами самовоспитания. Здесь главное, чтобы школьник не столько преодолевал себя, сколько научился не сникать при неудачах. На заключительном этапе педагог знакомит учащегося с методами самоконтроля, учит самоотчету в конце дня с объяснением причин успехов и неудач, ведению дневника.

Самовоспитание — это индивидуальная работа школьника над собой, но протекает она в ученическом и семейном коллективах, поэтому важно, чтобы школьник опирался на мнение и помощь товарищей и родителей, а последние, идя навстречу подростку и доверяя ему, тактично помогали ему преодолевать трудности эстетического саморазвития.

Критерии оценки эстетической воспитанности

Эстетическая культура школьника включает в себя определенную степень эстетического развития чувств, сознания, поведения и деятельности, а именно:

• эмоционально-чувственную отзывчивость на прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, героическое и пошлое, комическое и трагическое в искусстве, жизни, природе, в быту, труде, в поведении и деятельности, а также способность управлять своими чувствами;

• знание и понимание сущности эстетического в искусстве и окружающей действительности, художественную грамотность, правильные представления, суждения и убеждения, связанные с эстетическим восприятием произведений искусства и явлений жизни;

• наличие эстетического идеала и способность на его основе верно оценивать произведения искусства, эмоциональный отклик на эти произведения;

• овладение культурным наследием прошлого, отношение к современному искусству и чуткость к прогрессивным тенденциям в развитии искусства;

• степень развития творческих способностей, интерес и стремление к эстетическому освоению мира;

• практическое участие в создании прекрасного в жизни;

• потребность и умение строить жизнь «по законам красоты» и утверждать идеалы красоты в отношениях с людьми, в труде и общественной деятельности.

Названные компоненты эстетической культуры выступают в качестве критериев эстетической воспитанности учащихся. Они определяют задачи и содержание эстетического воспитания школьников.

Воспитание толерантности
на уроках изобразительного искусства

На наш взгляд, особенностью современного воспитания является воспитание культуры толерантности. Сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития: этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идея диалога и взаимопонимания, поиск компромиссов и пр. Толерантность — это способность принимать, понимать, признавать другое, не свое, быть терпимым к чужой вере, чужой идеологии, языку, культуре, внешности, недостаткам. Толерантность — это человеческая добродетель, включающая в себя терпимость к различиям среди людей, искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, не нарушая при этом прав и свобод других людей. В то же время толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

Именно идеи толерантности лежат в основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского. Эта линия программы выражается в основном авторском принципе построения содержания программы — «От родного порога — в мир общечеловеческой культуры». От родного очага культуры — в огромный разноречивый мир духовных представлений. Диалог, а вернее, многоголосье культур человечества заложены в основу программы. Это и ее содержание, и метод.

Для утверждения принципов толерантности в программе используются следующие методы.

Метод диалогичности. В основе педагогической деятельности учителя должны быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь — не просто к пониманию, но к толерантному взаимодействию. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к созданию оптимальных условий для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключает фактор боязни неправильного ответа. Учитель и ученик — собеседники.

Учитель искусства должен стать мастером слова, так же как и учитель литературы.

Ученик должен научиться выражать мысль и в практической работе (рисунок, живопись, конструкция), и в слове. И. Репин, А. Бенуа, В. Кандинский, К. Малевич, К. Петров-Водкин, М. Нестеров, Н. Рерих, Ю. Пименов, Е. Кибрик и многие другие известные художники оставили прекрасные литературные произведения. Мы готовим не мастерового, а личность — умеющую и мыслящую. Постепенными тренировками перевода внутренней речи во внешнюю, понятную собеседнику, учитель должен подвести ребенка к свободным ассоциативным формам мышления и выражения и в словесной речи, и в изобразительном языке. Именно поэтому нетерпим метод монолога, метод сообщения знаний.

Понимание искусства тоже требует своих тренировок мысли, проверки ее словами. Наивные словесные образы детей, наивные ассоциации — бесценный материал для учителя. Не насмешка, а развитие: поддержать зарождающийся интерес к сравнениям, самостоятельному мышлению. Не просто слова, но слова, которые должны активизировать потребность и способность вглядывания. Промежуточным и очень существенным переходом от узнавания («что?») к пониманию («зачем?») является поиск ответа на вопрос «какой?». Какое это дерево (человек, колорит, рисунок) по настроению, по отношению к изображаемому? А дальше ответ на вопрос: какая цель была у автора?

Метод сравнений помогает педагогу постичь внутренний мир ребенка в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию. Данный подход связан со становлением человеческого отношения к другому, что предполагает толерантное, соучастное отношение на основе диалога. Этот метод применим и к практической работе учеников — тут в качестве пособий, наглядных материалов должны демонстрироваться многовариантные возможности решения одной и той же задачи. Такой подход поможет уйти от стереотипности, разовьет интерес к поисковой работе. В восприятии произведений искусства также имеет смысл показать несколько возможностей решения темы или сюжета. Один и тот же сюжет можно использовать для выражения разных мыслей. Сравнение даст возможность глубже понять мысль автора, за внешней формой раскрыть содержание. Метод сравнений с привлечением близких и далеких ассоциаций способствует развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и творческому мышлению.

Метод коллективных и групповых работ имеет огромное значение в воспитании толерантных отношений. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. Научиться этому в процессе общего дела помогут коллективные работы, которые позволят каждому ребенку соответственно его возрастным особенностям принять посильное участие в совместном деле.

Окончание следует