УРОК МХК
Эмилия ВАНИНА,
кандидат педагогических наук,
Санкт-Петербург
Фотографии из каталога
Венецианского биеннале 2005 г.
Портфолио и его возможности
Под термином «портфолио» в
современной педагогической литературе
понимаются различные способы систематизации
сведений о достижениях школьника: портфолио
документов, портфолио творческих работ,
портфолио отзывов и др.1
Одной из форм портфолио (оптимально подходящей
для курса МХК) может стать «Дневник читателя,
зрителя, слушателя»2.
Портфолио может формироваться как по
предметному принципу, так и межпредметно.
Целям курса МХК наиболее
соответствует портфолио творческих работ, что не
исключает использование педагогами в процессе
обучения и других его видов.
Портфолио творческих работ включает в
себя работы учащихся, посвященные разным
проблемам (под проблемой понимается ситуация,
которая не имеет алгоритма решения, известного
учащимся). По каждой теме курса возможно создание
учащимися одной или нескольких творческих работ.
В процессе обучения МХК формируется
определенный опыт создания текстов,
комментариев, опыт высказывания собственного
мнения по разнообразным проблемам. Таким
образом, работу с портфолио можно условно
разделить на несколько этапов.
На первом этапе, в начале изучения
МХК, главной целью при составлении портфолио
становится освоение разнообразных способов
действий, позволяющих проанализировать и
оценить произведения искусства с разных сторон,
с различных точек зрения, в той логике, которая
близка и понятна учащемуся. Задача учителя на
этом этапе сводится к тому, чтобы предложить
учащимся набор проблем, который позволит им
сделать выбор, и предложить несколько способов
решения данной проблемы. Задача учащихся —
выбрать наиболее близкий для себя способ решения
проблемы и продемонстрировать свои способности
в ее решении.
Проблемы могут быть сформулированы
одним из следующих способов:
1. В логике «от актуальных жизненных
ситуаций» (подростковые конфликты, дружба,
предательство, человеческие эмоции и пр.).
Учитель описывает конкретную ситуацию, которая
реальна для современных школьников, а учащиеся,
опираясь на свои знания (в том числе полученные
вне школы), разрешают ее с учетом специфики
культуры той или иной эпохи (Древний мир,
Средневековье, Возрождение и т.д.).
2. В логике «от особенностей языка
культуры» (приемы воздействия на слушателя,
зрителя, читателя). Проблема может быть
сформулирована в виде загадки, тайны, которую
необходимо раскрыть, расшифровать.
3. В логике «от решения предметных
задач других предметов» (произведения искусства
как способ понять историю науки, религии,
повседневной жизни и пр.). Проблема может быть
сформулирована в виде задачи по другому
предмету, которую необходимо решить с помощью
произведения искусства на материале мировой
художественной культуры.
Желательно, чтобы в течение учебного года
каждый ученик попробовал различные способы
решения проблем — только в этом случае он сможет
накопить разнообразный опыт, который
потребуется ему в дальнейшей жизни.
На втором этапе в портфолио
попадают такие работы, в которых учащиеся
самостоятельно пытаются найти способ решения
той или иной проблемы, а возможно, даже ее
сформулировать. Проблемные ситуации
формулируются в той же логике, что и на
предыдущем этапе.
К третьему этапу учащиеся уже
готовы самостоятельно формулировать проблемы и
искать их решение. Впоследствии проблемы,
сформулированные старшеклассниками, могут быть
использованы в работе с учащимися 5–6-х классов.
На каждом этапе работы с портфолио
отслеживание достижений учащихся ведется на
двух уровнях: индивидуальном и общеклассном (или
на уровне параллели — в зависимости от
технических, временных и иных возможностей
учителя). На индивидуальном уровне
достижения учащихся отслеживаются по
определенным критериям, которые заранее
доводятся до их сведения (каждый критерий
оценивается по 5-балльной шкале, затем выводится
общая оценка):
1. Логика представления материала;
2. Оригинальность выбора проблемы (для
2–3-го этапа);
3. Оригинальность выбора решения (для
2–3-го этапа);
4. Наличие своей позиции;
5. Знакомство с позицией других (если
таковая имеется);
6. Количество привлеченных для
творческой работы произведений искусства.
На уровне класса при наличии
достаточных возможностей можно проводить
мониторинг по каждому из критериев в обобщенном
виде. Это позволит выявить различия между
классами в результатах обучения и выстроить
процесс обучения конкретного класса, исходя из
анализа его познавательных возможностей.
Обобщенные данные суммируются в
сводном виде в таблице:
Критерий |
Класс |
Максимальный балл |
Минимальный балл |
Средний балл |
|
|
|
|
Средний балл высчитывается по
формуле:
(K1 + K2 + ... + Kn)/n, где K1,
K2, — баллы учеников, (K1 + K2 ...+ Kn)
— общая сумма баллов, а n — количество учеников в
классе.
На основании этой таблицы можно
сделать выводы:
1) о том, насколько разнятся
познавательные возможности учеников одного
класса; чем больше разница между максимальным и
средним баллом и минимальным и средним баллом,
тем больше разница в достижениях по заданному
критерию;
2) о том, по каким из критериев учащиеся
данного класса наиболее успешны и,
соответственно, на что необходимо обратить
внимание учителю при дальнейшей работе;
3) на основании нескольких таких
таблиц, которые фиксируют результаты оценивания
портфолио на разных этапах, можно оценить
динамику прироста достижений класса и
эффективность работы учителя.
Важным условием эффективной работы с
портфолио является заинтересованность учащихся
в результатах своей деятельности — только тогда
она будет приносить удовлетворение ученикам и
радость учителю, иметь развивающий потенциал,
оказывать позитивное формирующее воздействие на
мировоззрение учащихся.
1 См., например:
Модернизация общего образования: оценка
образовательных результатов / Под ред.
В.В. Лаптева, А.П. Тряпицыной. — СПб., 2003.
2 Составление такого
дневника предусмотрено программой
Ю.А. Солодовникова и Л.М. Предтеченской (см.,
например: Мировая художественная культура:
Сборник программ и методических материалов:
6–11-е классы. — М.: Владос, 2001). |