Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №9/2008

УРОК МХК

УРОК МХК

 

Людмила БЕЛЯКОВА,
учитель русского языка, литературы
и мировой художественной культуры
школы № 35,
г. Рыбинск, Ярославская область

 

 

Мотив слезы в искусстве

Интегрированный урок-исследование
в 10-м классе

 

Слезы — это таинственные
весы света и тьмы.

Виктор Гюго

Цель урока:

• учить сопоставлять произведения разных видов искусства и постигать их художественную ценность.

Задачи урока:

• формировать нравственные качества старшеклассников средствами искусства;

• совершенствовать навыки искусствоведческого анализа художественных произведений.

Иллюстративный материал:

• видеоряд произведений живописи: «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Иван Грозный и его сын Иван» И. Репина, «Тройка», «Проводы покойника» В. Перова, «Неутешное горе» Н. Крамского, «Неравный брак» Н. Пукирева, «Опять двойка» Н. Решетникова, «Больная девочка» Э. Мунка, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Плачущая женщина» П. Пикассо;

• художественные тексты писателей XIX–XX вв.: Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, В.Гюго, Маргарет Митчелл, А.Дюма.

Примечание: урок был проведен в гимназии г. Пушкина в рамках Международной конференции, посвященной памяти В.Г. Маранцмана, поэтому сценарий снабжен ответами десятиклассников. Некоторые ответы, отличающиеся особой исповедальностью, исключены по этическим соображениям.

В. Васнецов. Сирин и Алконост. Песнь радости и печали (фрагмент)

В. Васнецов. Сирин и Алконост. Песнь радости и печали (фрагмент)
1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

I. Эмоциональное погружение в тему

Учитель. Недавно я побывала в Санкт-Петербурге на выставке современной английской живописи. Предвкушая встречу с чем-то новым и интересным, я перешагнула порог первого зала и остановилась как вкопанная. Со всех сторон на меня смотрели с портретов плачущие мужчины: очень молодые и пожилые, в элегантных костюмах и одетые просто, без изыска, плачущие молча и навзрыд. Долго в этом зале невозможно было находиться. На современном портрете плачет мужчина... Мир, что происходит с тобой?

Статья опубликована при поддержке Медицинского центра МЦ ЦРЧ, предлагающего все виды лазерной хирургии и коррекции, начиная от шлифовки лица и заканчивая лазерным лечением вросшего ногтя. Удалить папиллому, бородавку, родинку или другое новообразование на коже лазером – это значит свести к минимуму риск негативных последствий. Врач в ходе процедуры полностью контролирует глубину проникновения луча, высокая температура которого оказывает дезинфицирующий эффект, отсутствие физического контакта с оборудованием и инструментами означает бескровность и стерильность операции, точность метода исключает воздействие на здоровые ткани и уменьшает время реабилитации. С более подробной информацией об услугах, оказываемых Центром, и их стоимости можно ознакомиться на сайте cohr.ru.

II. Диалог с классом

Учитель.

• А вам часто приходилось видеть слезы?

(Ответы десятиклассников.)

• А что есть СЛЕЗЫ? Сформулируйте определение, начав стандартно: «Слезы — это...»

Некоторые определения обучающихся: «Слезы — это наиболее яркое проявление чувств человека»; «Слезы — это дар природы человеку, способный восстановить нарушенное равновесие»; «Слезы — это лекарство, омывающее душу».

А Виктор Гюго так образно определил, что такое слезы: «Слезы — это таинственные весы света и тьмы». (Открывает эпиграф урока и продолжает диалог с классом.)

Свет и тьма... Таинственные весы...

Предлагаю исследовать изречение В. Гюго, опираясь на произведения искусства и жизненный опыт. (Открывает тему урока).

К. Брюллов. Последний день Помпеи. 1830–1833. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

К. Брюллов. Последний день Помпеи.
1830–1833. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

III. Составление логико-смысловой модели
через цепочку вопросов

• Часто ли плачет человек?

(Договариваемся о том, что ответы должны быть лаконичными и однозначными: да, нет, затрудняюсь ответить.)

• Кто плачет чаще: мужчины или женщины?

(Женщины.)

• Влияет ли возраст на слезы?

(Да, дети плачут чаще.)

• Опираясь на предыдущие ответы, скажите, какие бывают слезы.

(Горючие, горькие, пустые, скупые, счастливые, неутешные, светлые и др.)

• Зачем плачет человек?

(Чтобы легче стало, добиться желаемого, выплакаться, не может сдержать слез.)

• Почему он плачет? Какова причина слез?

(От радости, досады, разочарования, страха, обиды, ревности, счастья, восторга, физической боли, разлуки.)

• Если человек не может сдержать слез, то есть ли правила, как надо плакать?

(Варианты ответов различные:

— тихо, чтобы никто не заметил;

— выть в голос, кричать;

— так, чтобы потом не было стыдно.)

Учитель. Ваши ответы доказывают, что отношение к слезам, к плачущему человеку неоднозначное, а вернее, полярное. Можно сказать, что некоторые ответы подтверждают мысль Гюго: одни слезы — это свет, а другие — тьма. А значит, проблема существует:

• Слезы помогают человеку, делают его сильным, или, наоборот, это признак человеческой слабости?

Обратимся за советом к произведениям искусства, к мастерам кисти и слова.

Триптих Оплакивания

Луи (Лудовико) Бреа
Триптих Оплакивания
Центральная композиция
Ок. 1450–1523. Церковь в Симьезе, Ницца

Каждая группа получает раздаточный материал, который и станет предметом наблюдения, исследования и возможных открытий. Первая и третья группы работают с выдержками из художественных текстов, вторая и четвертая — с видеорядом: репродукциями известных художников. Ваши наблюдения, сопоставления, выводы вы можете фиксировать, опираясь на ту логико-смысловую модель, которую мы создали в начале урока.

Школьникам предлагаются четыре направления исследования: мотив слезы в русской литературе; мотив слезы в русской живописи; мотив слезы в западноевропейской литературе; мотив слезы в западноевропейской живописи. Группы формируются по интересам и принципу психологической комфортности.

Практическая работа

1-я группа

Л.Н. ТОЛСТОЙ.

«Крейцерова соната». Плачет муж, убивший свою жену: «Он что-то хотел сказать и, не в силах будучи удержать рыдания, остановился».

«Казаки». Дядя Ерошка плачет, когда поет: «Прошло ты, мое времечко, не воротишься», — старик плакал, не отирая слез».

В. Перов. Тройка

В. Перов. Тройка
1866. Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Хозяин и работник». Герои сбились с дороги, работник начинает замерзать, и тогда хозяин пытается согреть его своим телом: «Но дальше он, к своему великому удивлению, не мог говорить, потому что слезы ему выступили на глаза и нижняя челюсть быстро запрыгала. Но слабость эта его не только не была неприятна, но и доставляла ему какую-то особенную, не испытанную еще никогда радость».

В. Перов. Проводы покойника

В. Перов. Проводы покойника
1865. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Н.А. НЕКРАСОВ.

Герои Некрасова плачут часто. Многие названия стихотворений в этом плане являются «говорящими», например: «Похороны», «Гробок», «Слезы и нервы», первая часть знаменитой поэмы «Мороз, Красный нос» названа «Смерть крестьянина».

Стихотворение «Нравственный человек» (напоминаем, что определение «нравственный» по отношению к лирическому герою в этом стихотворении носит сатирический характер):

Я долг ему простил того ж числа,
Почтив его слезами и печалью...

«Еду ли ночью по улице темной...»:

Вдоволь поплакал и умер ребенок...
Бедная! слез безрассудных не лей!

«В полном разгаре страда деревенская»:

Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,
Право, сказать мудрено.
В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,
Канут они — все равно.

А.П.ЧЕХОВ.

«Горе». Плачет токарь, умерла жена: «Ему не так жалко, как досадно. Он думает: как на этом свете все быстро делается».

«Студент». Возвращается домой студент, останавливается у костра и рассказывает женщинам библейскую историю о предательстве Иисуса его учеником Петром. Одна из слушательниц плачет: «Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила лицо рукавом, как бы стыдясь своих слез».

И. Репин. Иван Грозный и его сын Иван, 16 ноября 1581 года

И. Репин. Иван Грозный и его сын Иван, 16 ноября 1581 года
1885. Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Невеста». Главная героиня, Надя, уезжает из дому учиться: «Она и смеялась, и плакала, и молилась».

«Степь». Егорушку привозят из деревни и оставляют жить в городе. Финал рассказа таков: «Егорушка почувствовал, что с этими людьми для него исчезло навсегда, как дым, все то, что до сих пор было пережито; он опустился в изнеможении на лавочку и горькими слезами приветствовал новую, неведомую жизнь, которая теперь начиналась для него...»

«Бабье царство». «Она решила, что у нее в жизни никого уже больше не осталось, кроме этого Чаликова, что он уже не перестанет ее преследовать и напоминать каждый день, как неинтересна и нелепа ее жизнь... Она легла, не раздеваясь, и зарыдала от стыда и скуки».

Н. Крамской. Неутешное горе. 1884

Н. Крамской. Неутешное горе. 1884
Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Выводы десятиклассников

Обсудив предложенный литературный материал, наша группа пришла к слудующим выводам:

• во-первых, в литературе XIX века мотив слезы прослеживается у всех писателей;

• во-вторых, почти всегда одинакова причина слез — горе, безысходность, задавленность жизнью, как говорил герой Достоевского, «когда идти некуда»;

• в-третьих, мы наблюдаем, что плачут герои не только за себя, но чаще за других, за всех, словно неся в себе вселенское горе, вселенскую неустроенность. Особенно много споров у нас вызвало поведение Василисы («Студент» А.П. Чехова). Некоторые считают, что она, слушая библейскую историю, по-новому осмысливает свою жизнь и плачет «за себя», другие оценивают слезы героини как прозрение, открытие иного смысла жизни. Это слезы очищения, «омовенья души».

В. Суриков. Боярыня Морозова

В. Суриков. Боярыня Морозова
1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Итак, слезы в русской литературе XIX века — это особый психологический прием, помогающий глубже проникнуть в идею произведений, пропустить ее через свое сердце, это своеобразный прием «очеловечения» читателя.

2-я группа

Объект исследования: репродукции картин К. Брюллова «Последний день Помпеи»; В. Перова «Тройка», «Проводы покойника»; Н. Крамского «Неутешное горе»; В. Сурикова «Боярыня Морозова»; И. Репина «Иван Грозный и его сын Иван», Н. Решетникова «Опять двойка».

Н. Решетников. Опять двойка

Н. Решетников. Опять двойка
1952. Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Выводы десятиклассников

Согласитесь, трудно сделать однозначный вывод и структурировать все эти произведения по одному какому-то признаку, даже и по признаку мотива слезы в данных полотнах. Вероятно, этого и не следует делать. Можно лишь однозначно сказать, что трагическое звучание чувствуется в каждом сюжете: плачет слезами раскаяния отец, ранивший своего сына (И. Репин); вот-вот заплачет от стыда за опять полученную двойку герой картины Решетникова; неутешно горе матери, потерявшей ребенка (художник изобразил свою жену в момент постигшего семью горя); повергает в ужас вселенская катастрофа гибели Помпеи. Но каждый из мастеров по-своему передает конфликт: психологический (Крамской), нравственный (Решетников, Репин) социальный (Перов), философский (Брюллов). Драматизм, трагичность сюжетов также вызваны разными причинами. В одном случае — это личное горе (Крамской, Репин), а в другом — общечеловеческое (Брюллов, Перов). Таким образом, мотив слезы в произведениях русской живописи — это не только изобразительный прием жизни, но и некий код, открывающий множество смыслов. Каждый сюжет — это своеобразная книга о жизни отдельного человека и общества в целом. Художник рассчитывает на наше сочувствие, душевный отклик.

Н. Пукирёв. Неравный брак. 1862. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Н. Пукирёв. Неравный брак.
862. Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

3-я группа

Виктор ГЮГО.

«Отверженные». Козетта и Мариус после долгих испытаний нашли друг друга и соединили свои сердца. «Любовь — вот единственное счастье на земле. Все остальное — юдоль слез. Любить, испытать любовь — этого достаточно. Вам не найти другой жемчужины в темных тайниках жизни» — это звучит голос автора. «Козетта и Мариус, полные отчаяния, задыхаясь от слез, опустились на колени» — так передает Гюго состояние своих героев, которые стоят у постели Жана Вальжана, — ему они обязаны своим счастьем.

Маргарет МИТЧЕЛЛ

«Унесенные ветром». Главная героиня со своей мамушкой (няней) вспоминают мать: «Слезы брызнули из глаз мамушки».

Сестры Скарлетт, Сьюлин и Кэррин, вспоминают прошлую жизнь в Таре, до войны с янки: «Наплакавшись вволю, они уснули. Так повторялось несколько раз, они принимались вспоминать Тару, и слезы слабости и скорби струились по исхудалым щекам».

Александр ДЮМА.

«Три мушкетера». Главный герой теряет свою любимую — Констанцию: «Голос его перешел в рыдания. Плачь, плачь, сердце твое полно любви, молодости и жизни».

Выводы десятиклассников

Сразу поясним, что в произведениях, которые мы анализировали, мотив слезы используется с разной целью. Начнем с романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». В романе плачут многие герои и довольно часто, что можно объяснить историческими событиями драматического характера (война Севера и Юга). На наших глазах разворачивается не менее драматическая судьба главной героини. Причина ее слез понятна и вызывает глубокое сочувствие: погибает дочь Бонни, сложные взаимоотношения с Батлером. Читатель искренне желает Скарлетт женского счастья, переживает и радуется вместе с ней, когда она находит в себе силы вернуться к жизни. Слезы в «Унесенных ветром» — это неотъемлемая составляющая жизни, они гармонизируют жизнь. И чаще всего герои, поплакав, вновь начинают улыбаться. Таким образом, мотив слезы — это не столько одна из цепочек в сюжетной линии романа, сколько композиционный прием, передающий пульс жизни.

Рембрандт. Возвращение блудного сына

Рембрандт. Возвращение блудного сына
1668–1669. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

 

Герои произведения Дюма — сильные, бесстрашные, бескомпромиссные мушкетеры, романтики в мечтах и в жизни. Они всегда приходят на помощь. Но сами иногда остаются беззащитными, как это случилось с д,Артаньяном. Он теряет свою любимую, Констанцию. Романтический пафос произведения Дюма пронизывает этот эпизод особым светом, наполняет особым смыслом. Любимой нет, но любовь осталась, и вся будущая жизнь — это гимн вечной любви, а значит, слезы д,Артаньяна символизируют незыблемость вечных ценностей, к которым относится и любовь.

Размышляя о романе В. Гюго «Отверженные», мы пойдем от эпиграфа урока: «Слезы — это таинственные весы света и тьмы», который выражает идею произведения. «Отверженные» — это «весы» между добром и злом, верой и предательством, любовью и ненавистью, где одна чаша весов символизирует свет, а другая — тьму. А слезы в романе — волшебный дар природы человеку, помогающий перешагнуть порог своих бед, восстановить разрушенный духовный и душевный мир. Мы заметили, что этим даром наделены у Гюго только положительные герои. Думается, что это особая философия жизни писателя, заключающаяся в том, что слезы — составляющая души человека, а значит, и плакать может лишь тот, у кого есть душа. Таким образом, в романе Гюго мотив слезы имеет философскую направленность.

4-я группа

Объект исследования: репродукции картин Рембрандта «Возвращение блудного сына», П. Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунка «Больная девочка», Б. Виола «Страсти».

Больная девочка «Страсти»

Э. Мунк
Больная девочка.

1906–1907
Галерея Тейт, Лондон

Б. Виола
«Страсти»

Перформанс
Вторая половина XX в.

 

Выводы десятиклассников

Мы невольно сравнивали картины русских и западноевропейских художников и обнаружили, что последние не драматизируют события. Они избегают изображать человека со слезами на глазах, прибегая к другим, не менее выразительным психологическим приемам. Так, например, на картине Рембрандта мы не можем видеть глаз блудного сына — он стоит к зрителю спиной, но согбенная фигура, поникшая голова, жалкий вид красноречивее слез. Такой психологический прием вызывает у зрителя, как нам кажется, большее сочувствие к герою. Мы отметили также, что мотив слезы в картинах западноевропейских художников встречается значительно реже, чем в картинах русских мастеров. Думаем, что это объясняется более пристальным вниманием русского художника к отдельному человеку, к его горю, житейским переживаниям.

П. Пикассо. Плачущая женщина. 1937. Галерея Тейт, Лондон

П. Пикассо. Плачущая женщина. 1937. Галерея Тейт, Лондон

Учитель. В начале нашего урока вы дали определения слез. Вернемся к этим определениям и подумаем, зачем художники в своем творчестве обращаются к этому мотиву? Правильно, чтобы не зачерствели наши души; чтобы прекратить поток горьких слез; чтобы душа стала зорче; чтобы восстановить гармонию в жизни.

Я благодарю вас за работу!