Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №9/2008

ТЕТ-А-ТЕТ

НАЧИНАЯ С XX ВЕКА

 

Марк САРТАН

ЯПОНСКИЙ МОСТИК

В начале ХХ века Клод Моне стал признанным художником и состоятельным человеком.

Правда, звучит странно? С импрессионизмом, одним из основателей которого был Моне, у нас обычно связаны совсем другие ассоциации. «Салон отверженных», неприятие публики, издевательство критики, нищета художников... Но факт остается фактом. Новые картины Моне встречали восторгом, они продавались за рекордные суммы, а в их сюжетах критики стали видеть воплощение самой Франции — «изящной и нескладной, утонченной и грубоватой, скрытной и откровенной». Моне наслаждался успехом.

Клод Моне. Японский мостик в Живерни

Клод Моне. Японский мостик в Живерни. 1923
Музей изящных искусств, Хьюстон, США

Безденежные времена остались позади, художник купил дом с участком в местечке Живерни и принялся там обживаться. Особенно он увлекся устройством сада и пруда, используя модные в то время японские мотивы. Естественно, что любимый сад стал неиссякаемым источником сюжетов для его полотен, а начиная с 1908 года — едва ли не единственным. Художник уже никуда не выезжал, и мог пристально вглядываться в изобразительные мотивы своего сада.

Излюбленная манера Моне работать сериями позволяла ему не оставить без внимания малейшие нюансы цвета, света – благо каждому оттенку состояния натуры можно было посвятить отдельный холст. Японский мостик? 18 вариантов. Водоем с белыми кувшинками? 13 картин. Водяные лилии? 48 полотен. И список этот можно долго продолжать...

В результате Моне посвятил любимым сюжетам чуть ли не тридцать лет своей долгой жизни (он скончался в Живерни в 1926 году в возрасте 86 лет). И если мы будем вглядываться в них так же пристально, как он вглядывался в натуру, то сумеем обнаружить серьезную художественную эволюцию их автора, созвучную тем процессам, которые происходили в современном ему искусстве.

Клод Моне. Водяные лилии и японский мостик

Клод Моне. Водяные лилии и японский мостик
1899. Художественный музей
Принстонского университета, США

Еще раньше, в знаменитых сериях, посвященных стогам, тополям и Руанскому собору, можно было заметить, что мотив стал его интересовать меньше, чем интерпретация. Да, импрессионизм, в соответствии со своим названием, и раньше был искусством «впечатления», но все же он стремился передать реальное мгновение, пусть рассыпавшееся в бликах и растворенное в световоздушной среде. Теперь же натура становится для художника лишь поводом к созданию красочной поверхности, причем зачастую с использованием заранее заданной, привычной системы приемов.

Почти тридцать лет изучения своего японского сада привели Моне к подобному результату, и даже еще более ярко выраженному. Сравните два японских мостика, репродукции которых мы здесь приводим. Первый все еще остается мостиком над гладью заросшего пруда, второй же представляет собой лишь яростную мешанину красок на холсте. Где главные козыри импрессионизма? Где свет? Пространство? Все смешалось, слилось в живописную массу, в которой исходный мотив угадывается с большим трудом. А если честно, то и совсем не угадывается: покажите картинку «свежему» человеку, и он наверняка не догадается, что на ней изображено.

Джексон Поллок. Зачарованный лес

Джексон Поллок. Зачарованный лес
1947. Собрание Пегги Гуггенхайм, Венеция

В общем, перед нами фактически абстрактная живопись. Старый мастер спокойно трансформировал свою творческую манеру, не цепляясь за найденное в молодости. Отголоски консерватизма можно увидеть лишь в том, что натура ему все-таки требовалась в качестве стимула, хотя на полотне от нее почти ничего не оставалось.

Молодые современники Моне в таких «подпорках» уже не нуждались и занялись формотворчеством самостоятельно, без оглядки на окружающий мир. Так что поздние работы Моне вполне можно считать своеобразной эстафетной палочкой, переданной от старого века новому. Именно в этой точке реалистическое искусство превратилось в абстрактное.

Интересно, что с молодыми современниками Моне роднит не только это обстоятельство. Его последние серии демонстрируют приоритет выразительности над изобразительностью. Художнику было важнее выплеснуть на холст свои эмоции, свое состояние, свое отношение, чем добиться сходства с натурой. Линия отдаления от мотива, о которой мы уже говорили, получила здесь логическое завершение. Но ведь и в искусстве начала ХХ века экспрессия стала цениться больше «импрессии», что привело к основанию мощного течения экспрессионизма, следы которого в живописи заметны до сих пор.

Так одни и те же работы Моне оказались среди истоков двух важнейших направлений ХХ века, причем, как это ни парадоксально, во многом противоположных. Должны были пройти годы, чтобы на их стыке родился абстрактный экспрессионизм, чьи представители позволяли себе самовыражение в совершенно абстрактных формах. Например, Джексон Поллок не вдохновлялся натурой, а пританцовывал над расстеленным холстом с кистями в руках, и стекавшая с них краска образовывала на будущих картинах неповторимый узор.

Угадать в них формы окружающего мира, конечно, невозможно. А вот почувствовать внутреннее состояние художника в момент создания картины – вполне реально. Но ведь и про «Японский мостик» Моне можно сказать то же самое...