НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ
Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА
В ДВИЖЕНИИ
Как бесконечно искусство!
Чем больше его узнаёшь, тем дальше отодвигаются
его границы.
С. Романович
«Через идеи искусства нам становится
понятной азбука жизни легче и полнее…» — писал
замечательный художник С. Романович. В
справедливости этих слов убеждает красивая
выставка с емким многозначным названием «В
движении» в галерее «На Ленивке», где
представлены, в частности, и работы Романовича.
Кураторы отобрали 128 произведений (большинство
графических) 48 авторов, интерпретирующих тему
ярко и многообразно. Безусловно, доминируют
мотивы танца, скачек, битвы, охоты, игры, борьбы,
полета. Но организаторы выставки
интерпретировали тему намного шире. Они имели в
виду как движение внутри живописной или
графической поверхности, так и движение мазков,
линий, пятен. А в результате получилась
впечатляющая история движения в отечественном
искусстве ХХ века.
Как и на прошлых выставках галереи «На
Ленивке», демонстрируются редкие работы из
частных собраний, что позволяет делать открытия
и неожиданные сопоставления.
Что объединяет всех участников
выставки: выдающихся (М.Врубель, В.Серов,
Е.Лансере, С.Герасимов, В.Фаворский, Л.Гудиашвили)
и малоизвестных либо совсем незнакомых (Н.Ушин,
Ю.Юркун, П.Алякринский, В.Гринберг, Л.Трофимович)?
Объединяет их идея диалектического развития
принципа изображения явлений природы и жизни в
движении, магическое преображение мазков, линий,
пятен. Большой холст «Гребцы» (1933) Е.
Ермиловой-Платовой притягивает свободной от
канона пластичной живописью. Лист «Скачки» (1929) Ю.
Пименова — самая вдохновенная интерпретация
темы движения: остро гротескный, почти
шаржированный, в традициях немецкого
экспрессионизма, со скелетоподобными жокеями.
Совсем в ином ключе решен лист «Клоун Карандаш и
воздушные гимнасты» (1950-е) с опоэтизированными,
приукрашенными персонажами.
Николай Тырса. Огородники. 1920-е
Помимо основной темы, на выставке
прослеживается трагическая история русского
искусства — история сопротивления или поисков
спасения от противоречий реальности в разных
формах и проявлениях, в частности в уходе в
лирический мир, особенно в 1930-е годы. Половина
работ на выставке — 1920–1930-х годов, их авторы —
художники с трагической судьбой, не нашедшие
признания при жизни. Писатель и
художник-любитель Ю.Юркун был расстрелян в 1938
году, К.Зевин погиб в 1941 году на фронте.
К. Истомин умер в 1942 году в эвакуации.
Юрий Пименов. Клоун Карандаш и
воздушные гимнасты. 1950-е
Лев Зевин (1903–1942) учился у И. Пэна,
Шагала, Малевича и Фалька. Очень экспрессивны его
небольшие работы «В театральной ложе»,
«Квартет». Особенно хороши его миниатюрные
пейзажи, поэтичные, вдумчивые, в которых он
выступает как наследник традиций великих
пейзажистов. Его высоко оценивали учителя.
Две ранние, 1900-х годов, картины со
сценами на катке С. Калмыкова говорят о
фантастическом таланте, поразительном видении
мира выдающегося авангардиста, всю жизнь
прожившего в Алма-Ате. Динамическая композиция
«Борцы» (1920-е) К. Зданевича выражает одержимость,
с какой художник работал во времена
социально-политических перемен.
Кирилл Зданевич. Борцы. Начало 1920-х
Острота и раскрепощенность цвета как
сгустка человеческой эмоции, нервность письма,
сверкающие драгоценные краски притягивают в
далеких от канонического толкования
евангельских композициях Романовича («Несение
креста», 1960). Это взрывная клубящаяся материя.
Самые захватывающие сцены с движением
— иллюстрации к поэме Пушкина «Гавриилиада» (1938)
К. Чеботарёва.
Константин Чеботарёв. Иллюстрации к
поэме А.С. Пушкина «Гавриилиада». 1938
Больше всего на выставке графических
работ, которым присуща пластическая четкость,
изощренность рисунков. В некоторых ощущается
трепет первописания. В графических работах
выявляются разные виды движения, как сюжетные,
так и внутренние, присущие самой графике. |