Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №10/2008

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

 

В ДВИЖЕНИИ

Как бесконечно искусство!
Чем больше его узнаёшь, тем дальше отодвигаются его границы.

С. Романович

«Через идеи искусства нам становится понятной азбука жизни легче и полнее…» — писал замечательный художник С. Романович. В справедливости этих слов убеждает красивая выставка с емким многозначным названием «В движении» в галерее «На Ленивке», где представлены, в частности, и работы Романовича. Кураторы отобрали 128 произведений (большинство графических) 48 авторов, интерпретирующих тему ярко и многообразно. Безусловно, доминируют мотивы танца, скачек, битвы, охоты, игры, борьбы, полета. Но организаторы выставки интерпретировали тему намного шире. Они имели в виду как движение внутри живописной или графической поверхности, так и движение мазков, линий, пятен. А в результате получилась впечатляющая история движения в отечественном искусстве ХХ века.

Как и на прошлых выставках галереи «На Ленивке», демонстрируются редкие работы из частных собраний, что позволяет делать открытия и неожиданные сопоставления.

Что объединяет всех участников выставки: выдающихся (М.Врубель, В.Серов, Е.Лансере, С.Герасимов, В.Фаворский, Л.Гудиашвили) и малоизвестных либо совсем незнакомых (Н.Ушин, Ю.Юркун, П.Алякринский, В.Гринберг, Л.Трофимович)? Объединяет их идея диалектического развития принципа изображения явлений природы и жизни в движении, магическое преображение мазков, линий, пятен. Большой холст «Гребцы» (1933) Е. Ермиловой-Платовой притягивает свободной от канона пластичной живописью. Лист «Скачки» (1929) Ю. Пименова — самая вдохновенная интерпретация темы движения: остро гротескный, почти шаржированный, в традициях немецкого экспрессионизма, со скелетоподобными жокеями. Совсем в ином ключе решен лист «Клоун Карандаш и воздушные гимнасты» (1950-е) с опоэтизированными, приукрашенными персонажами.

Николай Тырса. Огородники. 1920-е

Николай Тырса. Огородники. 1920-е

Помимо основной темы, на выставке прослеживается трагическая история русского искусства — история сопротивления или поисков спасения от противоречий реальности в разных формах и проявлениях, в частности в уходе в лирический мир, особенно в 1930-е годы. Половина работ на выставке — 1920–1930-х годов, их авторы — художники с трагической судьбой, не нашедшие признания при жизни. Писатель и художник-любитель Ю.Юркун был расстрелян в 1938 году, К.Зевин погиб в 1941 году на фронте. К. Истомин умер в 1942 году в эвакуации.

Юрий Пименов. Клоун Карандаш и воздушные гимнасты. 1950-е

Юрий Пименов. Клоун Карандаш и воздушные гимнасты. 1950-е

Лев Зевин (1903–1942) учился у И. Пэна, Шагала, Малевича и Фалька. Очень экспрессивны его небольшие работы «В театральной ложе», «Квартет». Особенно хороши его миниатюрные пейзажи, поэтичные, вдумчивые, в которых он выступает как наследник традиций великих пейзажистов. Его высоко оценивали учителя.

Две ранние, 1900-х годов, картины со сценами на катке С. Калмыкова говорят о фантастическом таланте, поразительном видении мира выдающегося авангардиста, всю жизнь прожившего в Алма-Ате. Динамическая композиция «Борцы» (1920-е) К. Зданевича выражает одержимость, с какой художник работал во времена социально-политических перемен.

Кирилл Зданевич. Борцы. Начало 1920-х

Кирилл Зданевич. Борцы. Начало 1920-х

Острота и раскрепощенность цвета как сгустка человеческой эмоции, нервность письма, сверкающие драгоценные краски притягивают в далеких от канонического толкования евангельских композициях Романовича («Несение креста», 1960). Это взрывная клубящаяся материя.

Самые захватывающие сцены с движением — иллюстрации к поэме Пушкина «Гавриилиада» (1938) К. Чеботарёва.

Константин Чеботарёв. Иллюстрации к поэме А.С. Пушкина «Гавриилиада». 1938

Константин Чеботарёв. Иллюстрации к поэме А.С. Пушкина «Гавриилиада». 1938

Константин Чеботарёв. Иллюстрации к поэме А.С. Пушкина «Гавриилиада». 1938

Больше всего на выставке графических работ, которым присуща пластическая четкость, изощренность рисунков. В некоторых ощущается трепет первописания. В графических работах выявляются разные виды движения, как сюжетные, так и внутренние, присущие самой графике.