УРОК ИЗО
Ирина ПОЛЯКОВА,
Татьяна САПОЖНИКОВА
Особенности обучения школьников
по программе Б.М. Неменского
«Изобразительное искусство
и художественный труд»
СТАТЬЯ ВОСЬМАЯ
Часть II. Материалы к уроку
Продолжение. См. № 17, 19, 20, 21, №24/07;
№01, 02, 03, 07, 08, 09/08
4-й КЛАСС
Искусство народов Кавказа
Изучая в III четверти тему «Каждый народ
— художник», ученики знакомятся с многообразием
художественных культур народов Земли. После
знакомства с русским искусством, с искусством
Древней Греции, Японии, средневековой Европы,
можно познакомить ребят и с искусством народов
Северного Кавказа. Эту тему предлагают для
изучения на уроке далеко не все учителя, но в
московских школах учится немало ребят,
приехавших с Кавказа, поэтому учителю необходимо
посвятить хотя бы два урока этой незнакомой
большинству детей, но очень интересной и древней
культуре. Беседу об архитектуре Кавказа можно
проводить в сопровождении грузинской народной
музыки. Грузинские народные песни создают
необходимый настрой на работу и прекрасно
воспринимаются учениками любого возраста и
любой национальности.
Башни
Климат и образ жизни на Кавказе, как и
всюду, определяет форму и материал построек.
Рассматривая разные постройки, ребята видят, что
все они выполнены из камня, так как именно этот
материал был людям доступен, а леса в этих местах
недостаточно. Места для построек было мало, и
поэтому дома располагались на разных уровнях.
Дворы-площадки были крошечные и, чтобы в таких
дворах удобно было держать скот, люди строили
ограды из веток, кирпича или валунов (1, 2). Для
того чтобы защититься от врагов, люди селились
часто в совершенно непригодных для жизни местах:
на крутых склонах гор, вершинах холмов, в
недоступных ущельях (3). Важным условием
выбора места для поселения было наличие воды —
ручья или ключа, так как рыть колодцы в каменном
грунте невозможно. Такие источники тщательно
оберегали.
И вспомнил я отцовский дом,
Ущелье наше и кругом
В тени рассыпанный аул…
М.Ю. Лермонтов. Мцыри
Во многих горных селениях Кавказа
среди полуразвалившихся древних домов
возвышаются стройные боевые башни (4, 5),
придающие этим селениям неповторимый
архитектурный облик. Особенно многочисленны и
выразительны эти памятники в горах Северной
Осетии, Ингушетии, в Чечне, Сванетии. Большинство
сооружений находятся в настоящее время в
полуразрушенном состоянии, как и сами горные
селения, в основном покинутые их обитателями в
первой половине XIX в. во время Кавказской
войны. Люди переселились на равнину или ближе к
городам. Уже 150 лет в башнях никто не живет, но они
составляют культурное наследие народов Кавказа
и заслуживают всяческой заботы и охраны.
Сохранившиеся боевые башни
построены преимущественно в XVI–XVIII вв.
Архитектура жилищ диктовалась требованиями
защиты. Каждая башня была родовой, фамильной.
Строительство башен в позднем Средневековье
было связано с междоусобными войнами и с таким
явлением, как кровная месть. Дома строились из
булыжника, собранного у реки, и каменных глыб
длиной полтора-два метра. Неотесанные камни
укладывались с помощью известкового раствора.
Кверху башня сужается. Механизмов для
строительства не было, поэтому в сооружении
башен и домов принимал участие весь род или все
селение. Со временем, правда, строительство
боевых башен стало вопросом престижа, а не
насущной необходимостью, и далеко не каждая
семья могла позволить себе потратить огромные
средства и усилия на такое строительство. Даже
при сватовстве было принято узнавать, есть ли в
семье невесты боевая башня и родовой склеп.
Форма и конструкция боевых башен у
разных народов Кавказа различались: в Чечне и
Ингушетии башни были более высокими и стройными
и обычно завершались четырехскатной ступенчатой
крышей, каждый уступ которой был покрыт шиферной
плиткой; осетинские башни имеют более массивные
формы. Их высота — 20–25 м. Боевые башни в прошлом
различались и по своему назначению. Одни из них
были расположены в селениях, вблизи от жилищ и
нередко соединялись с жилищем переходными
мостками или обносились общей высокой стеной, в
результате чего усадьба становилась похожа на
замок-крепость. Другие башни располагались в
труднодоступных местах. У многих народов Кавказа
башни были не только сторожевые, но и жилые. На
первом этаже держали скот и хранили зерно, а на
втором жила семья, третий этаж служил
оборонительным целям. Жили огромными семьями —
со стариками, с детьми. Из поколения в поколение
жили в таких местах, где, кажется, чтобы сделать
два шага, нужно быть акробатом.
Некоторые селения из соображений
обороны строились в ущельях таким образом, чтобы
между ними сохранялась визуальная связь,
позволявшая в случае опасности быстро передать
весть о ней. В качестве сигнала использовали
огонь, который разводили на верхней площадке
боевых башен, и он был хорошо виден соседям. На
входах и выходах из ущелий, там, где наблюдение
было затруднено, на возвышенных местах возводили
специальные сторожевые башни для наблюдения за
проезжими путями и охраны горных проходов. С этих
башен передавали сигнал в близлежащие селения.
На Кавказе был обычай: испытывать
место, перед тем как построить дом. Перед началом
строительства на выбранном месте разжигали
костер, чтобы очистить его от злых духов. На
участок пускали быка, и там, где бык ложился,
начинали строить жилье, так как бык выбирал для
отдыха сухое («счастливое») место. Иногда на этом
месте ложился спать сам хозяин, и если ему
снились хорошие сны, то место признавали
пригодным для жилья.
Специальных архитектурных украшений
не было, но на некоторых камнях кладки выбивали
рельефные рисунки-обереги: круги, изображения
рук, а с распространением христианства в горах
Северного Кавказа в позднем Средневековье
появились другие украшения: изображения святых и
кресты.
На окраинах многих горных селений, а
иногда и прямо между жилыми домами и башнями
можно видеть другие маленькие поселения из
небольших каменных домиков-склепов (6). Иногда
такие склепы составляют целые «города мертвых».
Это средневековые фамильные гробницы, в большом
количестве сохранившиеся на территории Чечни,
Ингушетии и Северной Осетии, а хоронили в них
вплоть до начала XX века. Умерших, одетых в хорошую
одежду, с личными вещами, клали на полки-лежанки
или просто на пол, а рядом ставили миски с
поминальной пищей. Входное отверстие закрывали
шиферной плитой или толстой деревянной доской и
запирали гробницу засовом. Считалось, что
умершие и в загробной жизни не порывают связи с
оставшимися на земле родичами и нуждаются в
постоянном внимании с их стороны, именно поэтому
склепы устраивали в непосредственной близости
от жилища. Оскорбление памяти умерших
расценивалось как одно их самых тяжких
преступлений.
Статья опубликована при поддержке бюро переводов Амира-Диалект. С 1999 года бюро переводов Амира-Диалект обслуживает клиентов самого широкого профиля. Компания предоставляет переводы на большинство языков Европы с русского и обратно, будь то техническая документация, деловое письмо или контракт. Вам нужно сделать перевод доверенностей на грузинский? Просто обратитесь в Амира-Диалект, профессионалы знающие своё дело сделают это для вас. Посетите официальный сайт бюро http://amira24.ru и ознакомьтесь со спектром предоставляемых услуг.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
После беседы дети выполняют
практическую работу (см. ниже), а на следующем
уроке знакомятся с городами Кавказа и
врисовывают в начатую на предыдущем уроке работу
храмы Грузии или Армении.
Желательно, чтобы учитель показал
детям репродукции картин грузинского
художника-примитивиста Нико Пиросманишвили
(1862–1918) («Кахетинский эпос
(Алазанская долина)») (7), рисунки русских
писателей М.Ю. Лермонтова («Кавказский вид с
саклей», 1837) (8) и Андрея Белого («Коджоры.
Тифлис ночью», 1929; «Коджоры. Военно-Грузинская
дорога, Большой хребет» (9), 1929). Цветные и
черно-белые фотографии не могут передать всех
тонкостей пейзажа, а картины, написанные с
натуры, помогут детям увидеть цвет гор, неба,
земли, храмов и подскажут, как лучше построить
собственную композицию.
Урок, посвященный образу городов и
исторических памятников Кавказа, также
начинается с беседы, а для того чтобы детям
интереснее было воспринимать материал урока,
необходимо прочитать им начало поэмы М.Ю.
Лермонтова «Мцыри»:
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас.
И во время чтения, и во время
практической работы может звучать или
грузинская народная музыка, как на предыдущем
уроке, или запись литургии на грузинском языке.
Музыка в сочетании с поэзией поможет детям
почувствовать красоту искусства малознакомого
народа.
Города
Памятники истории и культуры Грузии
многочисленны и многообразны: руины некогда
грозных крепостей, старинные христианские храмы
и устремленные ввысь боевые башни хранят память
о минувших столетиях. В средневековой Грузии
ведущим видом искусства была архитектура, и
именно в ней проявились ее национальные черты.
Грузинская земля богата преданиями, и
одно из них рассказывает о том, как возник город
Тбилиси. Во время охоты в непроходимых лесах царь
Вахтанг Горгасали (446–502) поразил стрелой фазана,
но когда он хотел подобрать добычу, то увидел, что
птица попала в источник и сварилась. Источник
оказался горячим, и, потрясенный случившимся,
царь возвестил о том, что здесь будет заложен
город, который он назовет Тбилиси. «Тбили»
по-грузински означает «теплый». Летописи
рассказывают о том, что, решив перенести сюда
столицу из Мцхеты, Вахтанг Горгасали укрепил
город и возвел дворец. Несмотря на войны и пожары,
старая часть Тбилиси до сих пор сохраняет свой
облик. Интересны древние исторические места
города: кафедральный собор Сиони (10) и
величественный Метехский храм (11). Уже в наши
дни на скалистом берегу Куры возле храма был
поставлен бронзовый памятник основателю Тбилиси
(11).
Неподалеку от столицы Грузии
среди плодородных долин находится
город-заповедник Мцхета, свидетель истории и
центр древней культуры грузинского народа. В
середине I тыс. до н.э. город стал столицей
восточно-грузинского государства. Место для
строительства было выбрано не случайно: с двух
сторон Мцхеты протекают бурные реки Арагви и
Кура, а с третьей высятся горы, что служило
естественной защитой города от врагов. Кроме
того, Мцхета находилась на перекрестке торговых
путей, и постепенно из земледельческого
поселения превратилась в большой укрепленный
город с домами и дворцами, крепостными стенами и
наблюдательными башнями.
В первой половине IV столетия Грузия
приняла христианство, и в городе появились новые
архитектурные сооружения. Среди небольших домов
и сегодня выделяются вертикали архитектурных
памятников. Древнейший из храмов Мцхеты —
Джвари, — как и другие крестово-купольные
сооружения раннего Средневековья, отличается
строгостью, четкостью и высоким мастерством
каменной кладки. Он вырастает прямо из вершины
холма и неотделим от природы. Джвари по-грузински
означает «крест» — символ новой в то время для
Грузии веры. Блестящим памятником грузинской
архитектуры зрелого Средневековья (1010–1029)
является возведенный в центре Мцхеты
кафедральный собор. В нем похоронен царь Вахтанг
Горгасали. Стены храма украшены рельефами.
Храмы такого типа можно увидеть лишь в
Грузии и Армении (армянская церковь св. Арутюна)
(12). Армения, так же как и Грузия, приняла
христианство в IV в., что повлияло на дальнейшее
развитие культуры и особенно архитектуры,
поскольку повсеместно началось строительство
новых церквей.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Выполняется цветными карандашами,
пастелью или восковыми мелками за два урока на
листе формата А3 или А4 (выбор формата зависит от
умения детей быстро работать на уроке) без
предварительного рисунка простым карандашом.
На первом уроке дети рисуют горный
пейзаж с башнями, а на втором в тот же пейзаж
врисовывают храмы, причем учитель не требует,
чтобы ученики изобразили конкретный город или
конкретное поселение, так как задачей урока
является создание образа города и поселения
Кавказа.
Чтобы изобразить храм, надо сначала
рассмотреть его в окружающей среде, «обойти» с
разных сторон, изучить детали. Естественно,
провести реальную экскурсию по Грузии и Армении
учитель возможности не имеет, поэтому необходимо
показать разные храмы, увидеть, что у них общего и
чем они отличаются друг от друга, желательно даже
показать разные фотографии одного и того же
храма (Метехский храм). Ребята сами выбирают,
какими материалами они будут рисовать и как им
расположить лист — вертикально или
горизонтально. Они могут нарисовать
архитектурное сооружение более крупно или более
мелко, главное, чтобы каждый ребенок сумел
передать в рисунке свое впечатление от
услышанного и увиденного (13, 14).
Этапы работы над горным
пейзажем и башнями
1. Наметить передний, средний и задний
планы пейзажа.
2. Врисовать в пейзаж башни (на доске
показать способ изображения башни).
3. Бледно заштриховать небо и задний
план (горы на заднем плане лучше рисовать
холодными цветами).
4. Заштриховать средний план (штрихи
должны ложиться по форме горы). При работе над
горным пейзажем детям помогут стихи М. Ю.
Лермонтова.
5. Выполнить самую яркую штриховку на
переднем плане, ярко заштриховать башни,
прорисовать мелкие детали черным цветом (15).
Этапы работы над храмом
1. На основе прямоугольников и
треугольников тонкими линиями нарисовать храм.
2. Заштриховать стены и крышу храма,
прорисовать мелкие детали, используя черный
карандаш (16).
В конце этого или на следующем уроке
необходимо устроить выставку рисунков на тему
«Города и поселения Кавказа», чтобы увидеть, как
дети поняли и почувствовали культуру другого
народа.
5-й КЛАСС
Одежда говорит о человеке. История
куклы
В течение 4-го и к концу III четверти
5-го класса изучены украшения древних египтян и
древних греков, предметы одежды народов древнего
Китая, декоративное искусство Японии и Западной
Европы. Нарисованы и исследованы русские
народные орнаменты, одежда, народные промыслы.
Для того чтобы взглянуть на тему
декоративного искусства с нового ракурса,
близкого жизни ребенка, и создать условия, в
которых учащиеся смогли бы показать свои знания
в новой ситуации, рассмотрим тему орнамента
народов мира на примере костюма куклы. По
эскизам, выполненным пятиклассниками, ученики
8-го класса могут создать коллекцию одежды на
уроках технологии (17, 18).
Познакомимся с историей куклы,
ее значением для развития прикладного искусства.
Выполним орнамент для костюма куклы —
современный, фантазийный или исторический.
Орнаментальные мотивы далеких стран (Древний
Египет (19), Древняя Греция (20), древний Рим
и Византия (21), Средневековая Европа (22),
Персия (23), эпоха модерна (24)) пригодятся
при изготовлении оригинальных карнавальных
костюмов, древний орнамент потребует изучения
символики и строгих форм одежды, исторический
орнамент ставит задачу копирования образца.
Ребенок может выбрать задание на основе
предложенного учителем материала. Наконец,
небольшая коллекция некоторых образцов
орнаментов окажется полезной для дальнейшей
работы над творческими заданиями. Выполняем
орнаменты на компьютере, на листе бумаги с
помощью чертежных инструментов и красок, в
технике коллажа (25–27).
Самой древней куклой
считается фигурка из слоновой кости, найденная
на территории Чехии в захоронении «Броно-2»; по
оценке специалистов ей 30–35 тысяч лет. Назначение
этой статуэтки остается загадкой.
Куклы, обнаруженные в Древнем Египте,
относятся к бронзовому веку. Это уже именно
игрушки, хотя и очень условные, преимущественно
плоские, лишенные ног и скругленные в нижней
части туловища. Древнейших египетских кукол
можно разделить на три категории: куклы для
шествий и церемоний; куклы
религиозно-сакрального назначения (объекты
поклонения); куклы-игрушки. К числу последних
относятся характерные куклы в виде
расширяющихся книзу деревянных сосудов с
волосами из нитей бус и укороченными руками.
Именно такая кукла из детского захоронения,
относящаяся к II тыс. до н.э., экспонируется в
Британском музее (28).
Куклы в Древнем Египте делались и из
керамики — такая плоская керамическая, покрытая
синей глазурью кукла (примерно 1250 г. до н. э.) есть
в коллекции Лувра (29). Со временем куклы
становятся изящнее и больше похожи на людей.
Помимо глиняных и деревянных, в Египте найдено
множество кукол из алебастра и слоновой кости
(30), а также из мягких материалов — льна и
шерсти.
Иракские археологи пополнили обширную
коллекцию древнейших игрушек багдадского Музея
истории и археологии алебастровой куклой (1100 г.
до н.э.) с подвижными руками и ногами,
соединявшимися с туловищем кожаными или
плетеными шнурками. Судя по месту обнаружения,
кукла скорее всего принадлежала царским детям.
Эпоха античности сохранила
значительно больше свидетельств того, как
выглядели игрушки, и в частности куклы. В Древней
Греции изготовлением кукол занимались
ремесленники-кукольники, а средоточием
кукольного производства считался город Сардис,
столица Лидии. Кукол делали из тканей, воска и
глины (терракоты), иногда с подвижными
конечностями — такие куклы, относящиеся к IV в.
до н. э., хранятся в Британском музее.
В Древнем Риме кукла-игрушка
называлась pupa, что переводится и как «кукла»,
и как «девочка». Латинские корни этого слова
прослеживаются во многих языках. В итальянском pupattola
— «кукла», pupazzo — «театральная
кукла-марионетка». В немецком языке «кукла» — Puppe,
в румынском — pepusce, в молдавском — «пэпуша»,
английское puppet означает «театральная кукла»,
«марионетка», даже в русском языке есть «пупс»,
обязанный своим происхождением французскому
названию куклы.
Есть сведения, что в XI–XII вв. арабы,
жившие в Испании, лепили кукол из массы,
состоящей из земли, размоченного картона и гипса,
своего рода предка папье-маше. Куклы, выполненные
из этого материала, отличались большей
хрупкостью, но и большей выразительностью, чем
деревянные, поскольку масса в сыром виде
пластична и легко формуется. Подобные сведения,
конечно, вызывают некоторые сомнения, ведь
общеизвестно, что ислам запрещает изображение не
только человека, но и любого живого существа.
Однако достаточно вспомнить персидские
миниатюры раннего Средневековья, запечатлевшие
красавиц с газелями, героев-лучников, пляску
дервишей, чтобы понять, что запреты раньше были
не столь строги и исключения все же существовали.
Это подтверждает и предание, повествующее о
девятилетней Айше — юной жене пророка Мухаммеда.
В гарем она принесла свою коллекцию кукол,
которыми играл даже сам пророк.
Стилистически все куклы-игрушки
Средних веков схожи. Вне зависимости от
происхождения они часто бесформенны, предельно
аскетичны, ноги едва намечены отдельными
штрихами или вообще отсутствуют, лица несут на
себе печать суровости. Куклы-игрушки создавались
мастерами-ремесленниками — столярами,
кузнецами, плотниками (исключение составляли
ржаные и пряничные куклы — творение пекарей и
кондитеров), причем исключительно в домашних
условиях.
Судя по образцам европейской
кукольной продукции XV–XVI вв., хранящимся в
различных европейских музеях, в основном
изготовлялись раскрашенные деревянные куклы —
достаточно условные и примитивные. Запись в
Зоннебергской летописи 1450 г. повествует о
массовом производстве глиняных кукол. Есть
свидетельства и о куклах с головами,
вылепленными из воска, терракоты, алебастра.
Примерно на рубеже XV–XVI вв. кукол стали
одевать. Если раньше формы передавались условно,
а одежда лишь подразумевалась (выполнялась из
того же материала, что и кукла, или рисовалась), то
теперь ее делали отдельно по подобию
человеческой. По преданию, такой дорогой куклой
играла Сьюзан, старшая дочь Шекспира.
О куклах эпохи Возрождения
сохранилось множество свидетельств, причем как в
виде самих кукол (например, очаровательная
деревянная, с покрытием из композитного
материала кукла-младенец с закутанными ножками в
головном уборе и расписанных одеждах из музеев
Ватикана), так и их литературных и живописных
образов. К 1503 г. относятся записи семьи Борромеи
из итальянского города Варезе, где среди прочих
расходов указаны и очень значительные суммы,
потраченные на «искусной работы» pigotta —
кукол. Куклы Борромеи составили основу самой
богатой европейской коллекции, которая, в свою
очередь, положила начало одному из крупнейших
кукольных собраний мира — Музею кукол в Варезе.
Кукольное производство в Европе
появилось еще в Средние века (Германия) (31), (Франция)
(32). В XIV в. во Франции стали изготавливать
деревянных и тряпичных (реже глиняных) кукол на
заказ и наряжали их в модные наряды, демонстрируя
таким образом последние тенденции (fashion dolls).
Речь идет о дорогих куклах. Так куклы стали
играть роль своеобразных глашатаев моды. Этих
кукол называли пандорами, причем существовали
две: большая и малая, в соответствии с
назначением их костюмов — для большого и малого
выхода (33, 34). Пандоры способствовали
распространению вкусов законодателя мод —
Парижа. Одновременно они исполняли роль игрушек,
хотя, учитывая их стоимость, играть с ними могли
лишь немногие. Но даже в качестве игрушки пандоры
служили утехой скорее взрослым, чем детям.
Едва ли не самое раннее упоминание о
пандоре относится к 1391 г., когда супруга
английского короля Ричарда II приобрела
французскую куклу, чтобы ознакомиться с модными
новинками. Косвенным свидетельством бытования
пандор уже в начале XV в. (они назывались la Piavola
di Franza — французская кукла) служит вывеска
модной лавочки в Венеции, существующей и поныне.
В 1453 г. королева Испании заказывала
наряды из Парижа по образцам, увиденным на модных
куклах. В конце XVI в. король Генрих IV приобрел
для своей супруги Марии Медичи коллекцию лучших
французских модных новинок. В 1642 г. польская
королева просит испанского курьера,
отправлявшегося в Нидерланды, привезти ей
«куклу, одетую на французский манер, дабы оная
могла послужить образцом для ее портного».
Буквально все королевские дома Европы
были обладателями таких модных кукол. В начале
XVIII в. в одной из лондонских газет появилось
объявление, что «на Кинг-стрит в Ковент-Гарден
будет выставлена французская кукла, одетая по
моде этого года». В 1722 г. автор Коммерческого
словаря Ж. Савари, давая определение слову
«кукла», пишет: «Так называются в принципе все
игрушки, произведенные фабрикантами игр, когда
они имеют фигуру человека; эти игрушки находят
большой спрос в Париже. Также термин обозначает
те утонченно одетые и причесанные манекены, как
мужские, так и женские, которые из Парижа
отсылаются в иностранные государства, для того
чтобы ознакомить их с модами французского двора,
и даются в руки уже подросшим детям для их
развлечения» (35–37).
До середины XIX столетия куклы
представляли собой разряженных дам. После того
как появились модные журналы с картинками,
интерес взрослых к куклам-модницам пропал, и
куклы целиком и полностью перешли в мир детской
игры.
ЛИТЕРАТУРА
Неменский Б.М. Мудрость красоты. —
М.: Просвещение, 1987.
Неменский Б.М. Познание искусством.
— М.: УРАО, 2000.
Неменский Б.М. Приглашение к
диалогу. — М.: Издательство МИОО, 2003.
Программа «Изобразительное искусство
и художественный труд. 1–9 классы». — М.:
Просвещение, 2006.
Грохольская О.Г. Проблемы теории
обучения. — Иркутск: Оттиск, 2007.
Лекторский в. О толерантности,
плюрализме и критицизме // Философия, наука,
цивилизация. — М., 1999.
Петрова в.Н. Дидактические
материалы: тесты, упражнения, творческие задания.
— М.: Педагогическое общество России, 2005.
Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А.,
Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими:
Тренинг толе-рантности для подростков. — М.:
Генезис, 2001.
Энциклопедия для детей и юношества:
История искусства. Изобразительное искусство и
архитектура. — М.: Русская энциклопедия, 1996. |