Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №11/2008

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

РОМАНСКАЯ БАЗИЛИКА

 

Марк САРТАН

КОНТЕКСТНЫЙ УРОК МХК

 

По прошествии трех лет после тысячного года
почти по всей земле, и особенно в Галлии и в Италии,
стали перестраивать церкви. Говорили, что мир,
скинув с себя рубище старости, оделся
белым покровом церквей.
Бургундский монах Рауль Глабер. XI в.

 

Архитектура заключает в себе воплощенный дух эпохи. Иначе говоря, она такова, каково время, ее породившее. Эта связь есть всегда, хотя не обязательно прочитывается, что называется, с ходу. Но уж когда прочитывается, то эпоха и здания сливаются в нашем понимании в некий цельный образ.

И если учитель МХК беспокоится не только о том, чтобы его ученики заучили правильные ответы на вопросы теста, он должен помогать им сформировать такой цельный образ времени. Тогда знание особенностей эпохи обогатит понимание особенностей архитектуры — и наоборот.

Для этого подход к изложению материала на уроке должен быть контекстным. Посмотрим, как его можно достичь, рассказывая о романском храмовом зодчестве. В этой статье мы изложим общие принципы разговора, а подробности и иллюстрации вы найдете на следующих страницах.

ТРИ КЛЮЧА В ОДНОЙ ЦИТАТЕ

Для введения в контекст можно оттолкнуться от знаменитой цитаты, с которой почти всегда начинают рассказ о романской архитектуре и которую мы вынесли в эпиграф к этой статье. Эту фразу стоит написать на доске перед уроком, чтобы текст был перед глазами, поскольку в нем содержатся ключи к пониманию архитектуры романского храма.

Ключ первый — дата. Поговорите с учениками, что такое был тысячный год для Европы. Спросите их, к какой исторической эпохе он относится. А получив правильный ответ, задайте вопрос: что такое Средние века и почему они именно «средние», «посередине» между чем и чем они находятся?

Когда и это выяснится, вспомните с ними падение Рима, с которого начались Средние века, и распад Римской империи. Что было дальше? Правильно — варварские набеги, Великое переселение народов и формирование новых европейских государств. Если вам удастся сопроводить свой рассказ соответствующими картами (можно заранее дать задание ученикам их подготовить), то вы вместе с учащимися увидите, что около тысячного года нашей эры карта Западной Европы впервые стала похожа на современную (1–3).

1. Римская империя во II в.

1. Римская империя во II в.

2. Римская империя в начале V в.

2. Римская империя в начале V в.

3. Европа в тысячном году

3. Европа в тысячном году

 

Тут понадобится второй ключ — мир, скинувший рубище старости. Для затравки можно обсудить, что такое «рубище». Ученики наверняка получат удовольствие, узнав, что это неведомое им слово у Даля было полным синонимом знакомой всем рубахи и лишь позже стало означать ветхую рваную одежду. Обнаружить эти смыслы, порывшись в словарях и в Интернете, вполне способны даже не самые сильные учащиеся, если им дать заранее соответствующее задание. Более сильным ученикам можно поручить подобрать материал о несбывшемся ожидании конца света в 1000 году.

Итак, мир сбросил старую одежду и оделся в новую (4, 5). То есть уже тогда начало современной Европы воспринималось как обновление мира. Почему? Ушли в прошлое бесчисленные варварские набеги, затих бурлящий котел переселения народов, христианизовались практически все языческие народы, конец света не состоялся (тут пригодится упомянутое выше задание), и появилось ощущение более надежного будущего.

4. Император Август. I в. н. э. Театр в Оранже, Франция

4. Император Август. I в. н. э. Театр в Оранже, Франция

5. Иисус Христос. Середина XII. Собор Сен-Трофим в Арле

5. Иисус Христос. Середина XII. Собор Сен-Трофим в Арле

 

Для архитектуры это особенно важно, потому что в смутные времена строительство, как правило, приходит в упадок, а в периоды подъема — расцветает, и не только количественно, но и качественно, ведь строить тогда хочется на века. Не случайно здания VI–X вв. в Европе наперечет, а творения XI–XII вв. дошли до нас уже во множестве.

Теперь, когда вы разобрались с бурным строительством и причинами его начала, попробуйте отыскать третий ключ в высказывании средневекового монаха. Что принялся строить новый мир, едва сбросив с себя ветхие одежды прошлого? Правильно, церкви. А почему именно их?

Разговор неизменно выйдет на объединяющую роль христианства в тогдашней Европе. Он может быть долгим и увести в сторону, а потому нужно лишь зафиксировать важность этой роли, а следовательно, строительства именно церквей, и перейти к вопросу о том, что такое церковное здание. То есть не церковь как институт, а храм как архитектурное сооружение.

КАК ВЫГЛЯДИТ ЦЕРКОВЬ

Здесь можно немножко отвлечься от контекста и спросить детей, способны ли они узнать церковное здание, что называется, с первого взгляда. Ответ наверняка будет единодушно положительным, что позволит вам задать провокационный вопрос — а как они отличают именно церковное здание? Тут могут возникнуть некоторые затруднения, что даст вам возможность начать разговор об особенностях именно церковной архитектуры.

На с. 2–3 мы приводим несколько специально подобранных иллюстраций, чтобы их можно было показать учащимся и спросить про каждую: это церковь? Первые две картинки (6–7) приводят к однозначным дружным ответам, и на вопрос, как вы отличили одно от другого, обычно отвечают — по куполам. Тогда можно показать фотографии западноевропейского церковного здания без куполов (8–9) или развалины без крестов (10) и обнаружить, что и в этом случае предназначение архитектурного сооружения довольно легко опознается.

6. Борисоглебский собор. 1120–1123. Чернигов

6. Борисоглебский собор. 1120–1123
Чернигов

7. Церковь Иоанна Златоуста. 1649–1654. Ярославль

7. Церковь Иоанна Златоуста. 1649–1654
Ярославль

8. Церковь Нотр-Дам-ла-Гранд. Середина XII в. Пуатье, Франция

8. Церковь Нотр-Дам-ла-Гранд
Середина XII в. Пуатье, Франция

9. Церковь Санта-Мария-де-Наранхо 913. Испания

9. Церковь Санта-Мария-де-Наранхо
913. Испания

10. Храм Сен-Симеон в Сирии. 459–480

10. Храм Сен-Симеон в Сирии. 459–480

 

Правда, эта очевидность обманчива, что можно продемонстрировать последними картинками, но в общем современный человек легко отличает церковь даже без крестов и куполов от гражданского сооружения (11–13). Почему?

11. Крепостная стена Кирилло-Белозерского монастыря

11. Крепостная стена Кирилло-Белозерского монастыря

12. Палаццо Веккьо. Флоренция

12. Палаццо Веккьо. Флоренция

13. Городская площадь во Флоренции

13. Городская площадь во Флоренции

 

Потому что традиционное церковное здание построено по вполне определенным архитектурным принципам, которые относительно легко читаются. Нетрадиционные варианты и изыски XX века пока не в счет.

Чтобы ответить на вопрос, каковы эти принципы, стоит опять вспомнить о контекстном подходе и вернуться к временам первоначального христианства. Спросите детей, в каком государстве зародилась христианская религия? Скорее всего, правильный ответ — в Римской империи — будет получен не сразу, и во время опроса вы заодно освежите в памяти учащихся знание евангельской истории.

У римлян были свои храмы? Первые христиане могли использовать их для своих богослужений? Почему? А когда христианам стало позволено свободно исповедовать свою религию и они могли строить храмы по образу и подобию римских? Какой нужен храм для христианского богослужения и почему языческий не подходит?

В обсуждении этих вопросов вам поможет статья «История плана в восьми главах» на с. 4–5. Обязательно акцентируйте внимание на принципиальном моменте: христианское богослужение не могло проводиться в здании, построенном по образцу римского языческого храма. Во-первых, это совершенно противно духу новой монотеистической религии (еще один повод поговорить о контексте), а во-вторых, само богослужение происходит по-другому.

Разобрав с учащимися, как был устроен план новой церкви и как он менялся с годами, вспомните, что после возведения стен и несущих конструкций в соответствии с этим планом здание еще нужно перекрыть, а это, как ни странно, не такая уж простая техническая задача. Статья «История свода в восьми главах» на с. 6–7 поможет вам провести содержательный разговор о том, почему у романской церкви именно такие своды.

После этих обсуждений можно будет уже рассмотреть здание церкви в целом. Приведенная на с. 9 схема поможет учащимся лучше понять его архитектурное устройство, а также названия и предназначение отдельных элементов. Дальше можно перейти к конкретным примерам и рассмотреть устройство храма, показанного и описанного на с. 10–11.

Кстати, обе статьи — «История свода…» и «История плана…» — заканчиваются выходом в послероманский период, что позволит вам проследить контекстные взаимосвязи позднее, когда вы будете рассказывать учащимся о готике и Ренессансе.

Если у вас есть время и вы хотите оживить рассказ о романской церкви интересными подробностями, то можно не ограничиваться архитектурой, а вспомнить и о других видах искусства. Стоит рассказать о том скульптурном убранстве, которое играло важную роль в образном воздействии храма на прихожан. В этом вам помогут статья на с. 14–15 и подробный разбор типичного тимпана на с. 12–13.

Дополнительные подробности, но уже из области истории, можно при необходимости почерпнуть из статьи на с. 21–23 про цистерцианский орден и его монастыри, внесшие весомый вклад как в развитие романской архитектуры, так и в церковную и политическую жизнь современной им Европы. Заодно опять получится контекстное закрепление пройденного материала.

РАЗГОВОР О СИМВОЛИКЕ

Рассмотрев устройство романской церкви во всех подробностях, пора вспомнить, что архитектура это не только строительная техника, но еще и вид искусства, а значит, должна обладать своей образностью, символикой и кодами. Причем, как мы уже отметили в начале статьи, — соответствующими духу эпохи.

Снова призовите на помощь контекстный подход и попросите учеников представить себе романскую церковь в реальной жизни той эпохи. В бурном неупорядоченном мире раннего Средневековья она смотрелась прямо-таки островком спокойствия и порядка. Набеги варваров почти прекратились, но постоянные войны не закончились, государственные структуры были слабы, царило право сильного, то есть фактически беззаконие, и лишь христианская Церковь-с-большой-буквы высилась как некий надгосударственный институт, устанавливающий общие правила жизни.

Романский храм самой своей «кристаллической» геометрией демонстрировал упорядоченность церковной жизни, рациональное обустройство пространства, мир и безопасность. Попробуйте вместе с учащимися увидеть в нем тот кристалл, из которого выросла современная Европа, и вы лучше почувствуете первое символическое значение романского храма: порядок среди хаоса.

Снаружи остаются волнения и страсти, материальные трудности, бренная жизнь, плотская, вещная реальность. Внутри же царят спокойствие и умиротворение, духовные ценности, вечная жизнь, непостижимость и абстракция — словом, священное в противоположность мирскому. А значит, должны быть и границы, которые их разделяют. Массивные романские стены с небольшими окнами и суровыми сторожевыми башнями при входе как нельзя лучше соответствуют роли защитников этих границ. И мы приходим ко второму символическому значению романской церкви: границы и защита.

Да, храмы того времени выглядели едва ли не крепостными сооружениями, а многие фактически ими и являлись, давая убежище простому люду во времена военных действий. Не случайно стремление заменить деревянные перекрытия каменными сводами, о чем вы уже поговорили с учащимися на предыдущем этапе обсуждения: храм должен быть долговечным, прочным, стоять незыблемой каменной твердыней веры (14–15).

14. Аббатство Монмажур. Ок. 1140–1153. Франция

14. Аббатство Монмажур. Ок. 1140–1153. Франция

15. Церковь Сент-Мари-де-ла-Мер. 1170–1200 Прованс, Франция

15. Церковь Сент-Мари-де-ла-Мер. 1170–1200 Прованс, Франция

И любой, кто видит романскую церковь, испытывает ощущение цельной каменной массы, обладающей какой-то таинственной, глубинной, изначальной силой. В интерьере храма подобное ощущение только усиливается: массивные колонны, плотная кладка тяжелых стен, каменные алтари-престолы... Так мы приходим к третьему символу — мистике камня, воплощенной в архитектуре романской церкви.

На самом деле ее символические коды почти неисчерпаемы, и за их дальнейшей расшифровкой вы можете обратиться к подробной статье на с. 16–19.

ПОТРЕБНОСТЬ В НОВОМ СТИЛЕ

Завершить разговор о романской церкви можно тем же, с чего он начинался: обсуждением контекста, то есть исторической эпохи. Годы шли, что менялось? И как это сказывалось на церковной архитектуре?

Обратите внимание на некоторые явления, которые учащимся должны быть знакомы из курса истории. Начался бурный рост городов, и старые храмы перестали вмещать всех прихожан. Появлялись новые цеха и гильдии под покровительством собственных святых, и в соборах стало буквально не хватать места, чтобы посвятить им новые капеллы. Возникло паломническое движение (с. 8), и церкви на пути пилигримов должны были позволить множеству людей свободно заходить, поклоняться святыням и выходить, не мешая при этом проведению службы. Все это потребовало увеличения размеров храма.

Обсудите с учащимися технические и архитектурные препятствия на этом пути. Как возрастает объем каменных работ при увеличении размера здания? Какие нужны фундаменты, стены и контрфорсы, чтобы выдерживать огромные своды? Возможно ли бесконечно наращивать объем строительства, оставаясь в рамках старой техники?

Символика храма тоже постепенно теряла актуальность, а значит, и силу воздействия. Мир становился более упорядоченным и безопасным, и церковь уже не стремилась отгородить от него прихожан. Напротив, она стала считать свой храм не просто элементом порядка среди хаоса, а образом всего мироздания. И значит, храм должен был распахнуться в мир и взлететь к небесам.

Так технические задачи, с одной стороны, и изменившийся дух эпохи, с другой стороны, подталкивали церковную архитектуру к новым решениям.

Что из этого вышло, вы расскажете учащимся, когда будете изучать готику.