Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №12/2008

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

 

 

Славный юбилей
Исторического музея

Холст В.В. Верещагина «В Успенском соборе» (1887–1895), из серии «1812 год», демонстрировавшийся в 1912 году на выставке в Историческом музее, напоминает о трагической истории России, когда наполеоновские солдаты разграбили Успенский собор, превратив его в полковую конюшню. Это один из главных экспонатов выставки «Музей и художник» в Историческом музее.

Отличная идея возникла у организаторов и кураторов выставки — ознаменовать 125-летний юбилей музея такой необычной экспозицией. Действительно, с первых дней существования музея обнаружилась тесная связь художников с сотрудниками, учеными музея, экспонаты которого постоянно являлись для мастеров источником творческого вдохновения, стимулом к воплощению самых дерзких идей. Выставка тонким и умным способом напоминает зрителям о новаторских формах художественно-монументального оформления пространства Исторического музея, о своеобразном решении экспозиции залов. Выставка демонстрирует, насколько смелыми и удачными оказались эксперименты по воссозданию в музее исторической среды в залах, где размещались древние экспонаты.

Связь художников с музеем прослеживается здесь многообразно. В центре помещены работы мастеров, экспериментировавших с живописным оформлением залов Исторического музея. Ключевыми на выставке являются два картона В.М. Васнецова из Ханты-Мансийской галереи Фонда поколений, приобретенные на аукционе в Стокгольме в 1988 г. Монументально-декоративные композиции на тему «Каменный век» предназначались для панно в одном из залов музея. Впечатляющий картон Васнецова «Обработка шкур» (1881–1884) — сцены из жизни первобытных людей. Необычным был процесс работы художника над панно: он постоянно консультировался с антропологом Д.Н. Анучиным и археологом В.И. Сизовым. Мастерская, соответствовавшая масштабу его творений (с верхним светом), появилась у Васнецова в Абрамцеве благодаря С.И. Мамонтову.

В.М. Васнецов. Обработка шкур. 1881–1884

В.М. Васнецов. Обработка шкур. 1881–1884

 

Самый эффектный — большой холст К.Е. Маковского «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям» (1893). В процессе работы над таким масштабным полотном художник не только исследовал местность, совершив для этого поездку в Нижний Новгород, но и изучал имеющиеся там архивы.

К.Е. Маковский. Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. 1918

К.Е. Маковский. Минин на площади Нижнего Новгорода,
призывающий народ к пожертвованиям.
1918

Панно «Куликовская битва», которое С.В. Коровин собирался написать по заказу Исторического музея, художник не успел осуществить. Зато сохранился живописный эскиз, из которого видно, что он стремился показать тему победы, воодушевления и уверенности русских воинов. В центре стройных рядов всадников — князь Владимир Андреевич Серпуховской с поднятыми вверх руками, словно воздающий хвалу Богу.

Картины А.П. Рябушкина и других художников — участников выставки неоднократно демонстрировались в музее и связаны с русской историей, как, например, «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате» (1893). Рябушкин проявлял повышенный интерес к русской жизни XVII века, к поэтизации народного быта. И в этой его картине колоритны типы царских сотников — медлительные, хитрые или коварные, но всегда степенные и осанистые. Хорошо выявлен контраст мужицкой простоватости их облика и роскоши азиатских одеяний. Рябушкин подробно выписывает орнаментальные узоры одежд и росписи стен палаты. Он умел находить лирические нюансы у своих персонажей, не был чужд и легкой иронии, свободно и образно интерпретировал прошлое.

А.П. Рябушкин. Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате. 1893

А.П. Рябушкин. Сидение царя Михаила Федоровича
с боярами в его государевой комнате.
1893

 

Некоторые работы, показанные на выставке, заказывал художникам (в том числе и Васнецову) для музея граф А.С. Уваров. Например, И.К. Айвазовский получил заказ на пейзаж с видами берегов Крыма для зала Ольвии и Пантикапея («Боспор Киммерийский»). Его холст «Дорога на Ай-Петри» (1894) также выполнен в жанре исторического ландшафта, как и заказанный Уваровым пейзаж.

В.Д. Поленов участвовал в выставке Товарищества передвижников в залах Исторического музея. В этюде «Теремной дворец. Наружный вид» (1877) он хорошо прочувствовал и передал особенности декоративных элементов теремного дворца. И в работах других художников в жанре исторической живописи ощущается обращение к первоисточникам из музея — В.И.Сурикова, И.Е.Репина, В.А.Серова, С.Д.Милорадовича, А.Н.Бенуа.

В.Д Поленов. Теремной дворец

В.Д Поленов. Теремной дворец
Наружный вид.
1877

 

Изучали старинные экспонаты музея и мастера театральной декорации: А.Я.Головин, Н.И.Гончарова, К.Ф.Юон… Великолепны эскизы декораций Гончаровой к опере-балету «Золотой Петушок» (1914), поражающие ярким, сказочным декором в стиле лубка. В декорациях она смело переносит на сцену опыт русского примитивизма, который обрела в живописи. Именно в Историческом музее она изучала экспонаты, которыми вдохновлялась в своем творчестве: лубок, каменных «баб», иконы, старинные вышивки.

Как и Гончарова, Юон для работы над историческими спектаклями изучал подлинные памятники в собрании музея и его фондах. В эскизе «Терем царя Бориса» (1913) Юон продемонстрировал яркий талант декоратора и блестящее знание русской старины.

К.Ф. Юон. Терем царя Бориса. 1913

К.Ф. Юон. Терем царя Бориса. 1913

Органично дополняют выставку изделия декоративно-прикладного искусства, авторы которых также вдохновлялись стариной и изучали коллекции Исторического музея (Е.Д.Поленова, Н.Д.Батрам, мастера фирм Фаберже, «Болин», П.Овчинникова).

15 мая 1883 г. Александр III венчался на царство в Успенском соборе Кремля. И в этот же день он открыл Музей национальной истории. Вскоре исторические памятники музея стали доступными публике. На разные этапы деятельности музея, творческого сотрудничества работников музея и художников проливают свет любопытные музейные документы и переписка графа Уварова и историка Забелина. На выставке «Музей и художник» представлено более 300 экспонатов из семи российских музеев.

Один из следующих номеров нашей газеты мы предполагаем целиком посвятить Государственному историческому музею.

Редакция