Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №12/2008

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Алексей ОЛЕЙНИКОВ

 

17 апреля – День учителей МХК,
музыки и ИЗО

В апреле, как всегда, Издательский дом «Первое сентября» проводил Московский педагогический марафон учебных предметов. Один из дней был посвящен учителям МХК, музыки и изобразительного искусства. Внимание педагогов занимал вопрос нового подхода к преподаванию эстетических дисциплин в школе. Как в условиях XXI века учить детей музыке, изобразительному искусству, мировой художественной культуре? Темы оказались настолько актуальными, что их обсудить собрались почти пятьсот человек

Большом зале на лекции «Современный урок МХК» на преподавание мировой художественной культуры свежим взглядом попытались взглянуть Елена Коробкова и Наталья Шейко, доценты кафедры прикладной культурологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (http://www.spbappo.com/). Главными проблемами в преподавании МХК, по их мнению, являются слабая методическая разработка учебного курса и отсутствие единого подхода к преподаванию.

Елена Коробкова

Елена Коробкова

 

– В Москве учителя работают по четырем программам МХК, – посетовала Елена Коробкова. – А в Петербурге – по двенадцати. К тому же МХК мало-помалу вытесняется из сетки часов. По базисному учебному плану этот предмет оставили только в старших классах, но если школа профильная, то его можно заменить на другой.

Елена Евгеньевна убеждена: убирать МХК нельзя. Ведь сегодня предметно-ориентированное преподавание сменяется культуроцентричным, и именно МХК выполняет эту задачу.

– Культура дает возможность ставить проблемы, – заметила Елена Коробкова. – А это порождает именно тот подход к обучению, к которому мы сейчас все стремимся.

Лекторы представили учебные пособия, разработанные на их кафедре: учебные тетради, сборники рекомендаций, учебно-методические комплекты с компьютерным сопровождением. Подробнее узнать о разработках кафедры можно по телефону (812) 315-51-20 и по e-mail: culturology@mail.ru.

В то же время проходила презентация «Дизайн и архитектура: новое в преподавании ИЗО (школа Б.М. Неменского)», которую проводило издательство «Просвещение». Григорий Гуров, заведующий лабораторией Центра непрерывного художественного образования (http://www.cnho.profedu.ru/) проводил обзорную лекцию (в соавторстве с А.С. Питерских) по своему учебнику «Дизайн и архитектура в жизни человека». Примеры оформления детьми книг и журналов, основы композиции, книжной верстки, образцы ландшафтной архитектуры и даже проекты и макеты целых городов — все это привело аудиторию в полный восторг.

Григорий Гуров

Григорий Гуров

 

Как расширить границы преподавания ИЗО, рассказывала на семинаре «Современный урок изобразительного искусства» Ирина Полякова, учитель московской школы № 328, старший научный сотрудник Центра непрерывного художественного образования. Ирина Борисовна не замыкается в рамках преподавания реалистической живописи, а привлекает художественный опыт конструктивистов (учебный курс «Квадрат Малевича»), импрессионистов и представителей других художественных течений XX века. Вводит в курс ИЗО преподавание фотографии, выезжает с детьми на пленэр, активно использует компьютерные программы: от графического редактора Adobe Photoshop до программы трехмерного моделирования 3D max.

Ирина Полякова

Ирина Полякова

 

– Все это можете и вы, – убеждала Ирина Борисовна учителей, – просто мы обычно зацикливаемся на одной теме. А стоит лишь оглядеться — и у вас все получится.

Семинар закончился, но Ирину Борисовну еще долго не отпускали со сцены педагоги, желавшие скопировать ее презентацию. Те же, кому это не удалось, могут связаться с Ириной Поляковой по электронному адресу: irinapolyakova@bk.ru.

Завершал день семинар «Современный урок музыки», который вела Лариса Макарова, методист кафедры эстетического образования и культурологии Московского института открытого образования (http://www.mioo.ru/).

Лариса Макарова

Лариса Макарова

 

– Окончательного ответа на вопрос, каким должен быть современный урок музыки, не существует, – заметила Лариса Макарова. — На учителей музыки сегодня возлагается огромная задача: ученикам необходимо дать знание об основах и принципах музыки, сформировать у них музыкальную память, слух, развить певческие способности.

Учитель музыки, по словам Ларисы Алексеевны, должен быть прежде всего профессионалом. Обладать не только хорошей музыкальной техникой, но и достойными вокальными данными.

– Нельзя объяснить детям, что такое музыка, на примере фонограмм, – говорила она. – Без живого звучания струн, музыкальной гармонии, рожденной учителем, в них не проснется подлинное чувство музыки.

Подытоживал последний семинар прекрасный урок Эльвиры Федюшиной, учителя московской школы № 1998, который был посвящен творчеству композитора Сергея Рахманинова.