Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №12/2008

УРОК ИЗО

Цикл занятий для учащихся 4–5-х классов

Продолжение. См. № 3, 8, 9, 10/2008.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ

Среди чудес света усыпальница царя Мавсола, давшая миру слово «мавзолей», упоминалась как необыкновенное, невиданное до той поры сооружение. Ее заказчики (правители области Карий в Малой Азии, столицей которой был Галикарнас) и зодчие Пифей и Сатир в IV в. до н.э. создали не просто роскошную гробницу, но здание-символ. В его композиции использованы формы, любимые на Востоке (ступенчатая пирамида) и на Западе (круглые и прямоугольные храмы, опоясанные колоннами всех трех ордеров). Кроме того, важно магическое значение этих форм. Известно, что на Востоке такая геометрическая фигура, как пирамида, являлась символом вечности, куб означал покой и незыблемость, а окружность — бессмертие в вечном обновлении и возрождении. Сочетание символических фигур и объемов усыпальницы позволяло «читать» это сооружение как место вечного упокоения тел умерших и как намек на возрождение их душ.

Гробница царя Мавсола. Реконструкция К. Пилипенко и И. Никонова

Гробница царя Мавсола. Реконструкция К. Пилипенко и И. Никонова

 

Однако сооружение приобрело в глазах современников еще один символический смысл — единения народов. Здесь впервые было соединено то, что считалось прекрасным на Востоке (в Египте и Персии) и на Западе (в Греции): роскошь, красочность, тайный мистический смысл и простота, соразмерность человеческому телу, выверенность пропорций. Это была попытка создать в архитектуре новый стиль, объединяющий художественные вкусы разных народов, продолжающий и развивающий идеи Александра Македонского о слиянии разных народов в обширное единое государство.

Нижний этаж

Нижний этаж

 

Сочетание не соединявшихся ранее форм дало новую форму и новую красоту, что вызвало немало разногласий в оценке сооружения. Но в усыпальнице имелся один компонент, который вызывал единодушное восхищение, — скульптурные барельефы, украшавшие стены здания. Выполненные пятью прославленными скульпторами сцены из греческой мифологии представляли собой шедевры, увидеть которые стремился каждый образованный человек своего времени.

Храм-дворец-усыпальница являлся также памятником беззаветной любви к царю Мавсолу царицы Артемиссии, его жены и младшей сестры (браки братьев и сестер были приняты на Востоке в царских семьях для обеспечения «чистоты крови» династии).

Мысль построить себе уникальную усыпальницу была навязчивой идеей царя Мавсола, который пригласил архитекторов, одобрил их оригинальный проект, начал строительство, но умер задолго до его окончания. Безутешная царица Артемиссия направила все усилия и все доходы страны на воплощение этого замысла и на увековечение памяти мужа в небывалой постройке. Она решила обеспечить в гробнице место и для себя. Поэтому после сожжения тела царя на погребальном костре она осушила бокал вина с частью его праха и стала как бы временной живой его гробницей.

Именно Артемиссия задумала пригласить для исполнения скульптурного фриза знаменитых скульпторов. Она распределила между ними работу так, чтобы побудить их к столь любимому в Греции соревнованию, рассчитывая, что именно стремление к первенству, а не высокая оплата заставит мастеров отдать работе все силы и умения. Скульпторы Леохар, Скопас, Бриаксис и Тимофей с Праксителем оформляли по одной из четырех стен. Творческое соревнование настолько захватило их, что даже смерть Артемиссии и прекращение финансирования не остановили работу. Скульпторы, видя творения друг друга, поняли, что создают действительно шедевры скульптуры, и несколько лет трудились бесплатно, завершая работу ради собственной славы, а не для славы своих заказчиков.

Карта Балканского полуострова и Малой Азии в V в. до н.э.

Карта Балканского полуострова и Малой Азии в V в. до н.э.

 

Мавзолей простоял восемнадцать столетий, сделался именем нарицательным для сооружений подобного рода, прославил в веках имена заказчиков, архитекторов и скульпторов. Его барельефы стали школой для многих поколений молодых мастеров.

Гробница, поскольку она не являлась языческим храмом, сохранялась много дольше, чем храмы Зевса в Олимпии и Артемиды в Эфесе, дольше, чем все другие чудеса света (исключая пирамиды). Но и она была разрушена, как и большинство «чудес», невежественными захватчиками. В этом случае ими стали крестоносцы. «Христово воинство» в 1402 г. захватило здешние земли и начало строить свою крепость (Святого Петра). Строительным материалом послужили руины Галикарнаса и усыпальница, предварительно разграбленная. Обломками колонн, частями бесценного фриза выкладывали стены крепости в несколько метров толщиной.

Через сто лет завоевавшие Галикарнас турки превратили крепость крестоносцев в свою (Бодрум) и значительно усилили ее стены, опять используя материал знаменитой усыпальницы.

В середине XIX века путешественники-англичане заметили выступавшие из стены куски мраморных барельефов редкой красоты. Они добились у турецкого правительства разрешения на раскопки и вывоз находок (часть которых пришлось выломать из стен) в Лондон, в Британский музей. Однако основная часть рельефов все еще заключена в толще стен турецкой крепости и извлечь их оттуда — дело следующих поколений.

Галикарнасский мавзолей. Рис. Паоло Капекки

Галикарнасский мавзолей. Рис. Паоло Капекки

 

Приступая к научной реконструкции Мавзолея, как и при реконструкции висячих садов Вавилона, мы сталкиваемся с проблемой отсутствия точного представления о его внешнем виде. Сохранились лишь описания, но изображений нет ни одного. Эта тайна будила воображение многих архитекторов разных времен, которые оставили более двадцати проектов. Попытаемся и мы создать свои.

Оборудование и материалы: бумага для черчения или акварели, простой карандаш, ластик, линейка, кисти № 1–2, гуашь, тушь или черная гелевая ручка, банка для воды.

УРОК 1
ГАЛИКАРНАССКИЙ МАВЗОЛЕЙ – КЕНТАВР
АНТИЧНОЙ АРХИТЕКТУРЫ

1. Предварительная беседа. Архитекторы выбрали место для усыпальницы на возвышенном месте у перекрестка дорог, откуда открывался вид на город и на морскую даль. Так как Галикарнас был крупным портом, с множества кораблей, приближавшихся к нему, было хорошо видно белое трехъярусное сооружение непривычной формы, сочетающее ступенчатую пирамиду с храмом, опоясанным колоннадой.

Для лучшего понимания учащимися идеи сооружения можно сравнить его с хорошо им известным образом древнегреческой мифологии. На вопрос учителя о том, какое мифологическое существо — могучее и прекрасное — соединяет несоединимое, дети сами должны вспомнить о кентавре. Затем детям предлагается сделать изображение кентавра как символа полета человеческой фантазии, способной преобразовать реально существующие элементы окружающей действительности в новую, изобретенную человеком реальность.

2. Изображение кентавра. Кентавр — мифологическое существо, получеловек-полулошадь. Поэтому перед тем как его изобразить, дети вспоминают, по каким пропорциям строится человеческое тело. Рост делится на 8 равных частей, 1/8 — голова, 3/8 — шея и туловище, 4/8 — ноги, 4/8 — руки. Что касается изображения лошади, то мы ее представляем схематично, делая акцент на передних и задних конечностях и коленных суставах, где ноги лошади должны сгибаться. Показывая ребятам рис. 1, сразу можно обратить внимание на то, что человек и лошадь у нас одного роста. Это удобно, так как мы должны будем соединить их части. Но дело не только в этом. Если внимательно посмотреть все греческие и римские барельефы и статуи, где человек находится рядом с конем, мы увидим, что они одного или почти одного роста. (См. фризы Парфенона или надгробие афинского всадника в ГМИИ им. А.С. Пушкина.) Это объясняется тем, что древние породы лошадей были более низкорослыми по сравнению с современными.

Рис. 1

Рис. 1

 

3. Самостоятельная работа учащихся. На листе бумаги  определяем рост нашего кентавра и делим его на 8 равных частей. Вспоминаем, что у кентавра голова и торс человека и тело и ноги лошади. Намечаем голову, плечевой пояс, линию талии, бедра. Затем изображаем передние лошадиные ноги, туловище, круп и задние ноги. Наш кентавр может стоять спокойно или переминаться с ноги на ногу. Затем изображаем руки человека. Правая рука может быть спрятана за спину, а левая чуть согнута. Поскольку изображение кистей рук очень сложный процесс, в левую руку можно вложить пальмовую ветвь.

4. Прорисовка наброска гуашью. Наш набросок готов, теперь его прорисовываем гуашью. Лицо можно сделать схематично и украсить прекрасной вьющейся бородой (рис. 2). Можно вспомнить, что греки воспевали идеальное, сильное, атлетическое тело, поэтому у кентавра можно сделать акцент на мышцах рук и груди. Для этого неплохо рассмотреть с учениками изображения греческих статуй с мужскими фигурами. (Эти иллюстрации учитель может подобрать по своему усмотрению. Их даже можно найти в учебнике по истории для 5-х классов.)

Рис. 2

Рис. 2

 

Мы полагаем, что изображение кентавра не вызовет у учащихся никаких затруднений, если изображением человека и животных они уже занимались на уроках изобразительного искусства. Если нет, то эти темы можно включить в данный цикл занятий.

УРОКИ 2–3
ИЗОБРАЖЕНИЕ КОЛОНН ТРЕХ ГРЕЧЕСКИХ ОРДЕРОВ

1. Описание Мавзолея со слов очевидцев

«Кентавр» античной архитектуры — Мавзолей имел три надземных яруса и подземное помещение (сокровищницу) по примеру гробниц фараонов. Высота здания равнялась 46 м, а занимаемая им площадь — 66–77 кв. м.

Первый ярус представлял собой усеченную ступенчатую пирамиду в 23 ступени (нечетное число ступеней говорило о незавершенном восхождении, то есть о жизни). Эта лестница была для живых людей, желавших подняться и войти в заупокойный храм, расположенный на втором ярусе. Внутри ступенчатой пирамиды находился кубической формы зал, где в полу были устроены захоронения Мавсола и Артемиссии, сбоку находился вход в подземную сокровищницу. Зал был украшен дорическими колоннами из черного мрамора.

Схема ионической капители и верхнего фриза Галикарнасского мавзолея

Схема ионической капители и верхнего фриза
Галикарнасского мавзолея

 

Всадники на фризе Парфенона. Фрагмент. Около 440 г. до н. э.

Всадники на фризе Парфенона. Фрагмент. Около 440 г. до н. э.
Британский музей, Лондон

Надгробие афинского всадника. 70-е гг. IV до н. э.

Надгробие афинского всадника. 70-е гг. IV до н. э.

 

Второй ярус был белоснежным прямоугольным (или квадратным) мраморным объемом, окруженным со всех сторон колоннами ионического ордера. Все четыре стены его были украшены фризом с барельефами на темы греческой мифологии (битва с амазонками и др.). О месте расположения фриза на стенах спорят: либо в верхней части стены, как было принято у греков, либо внизу, на уровне человеческого роста, как делалось на Востоке. Внутри находился роскошно отделанный зал заупокойного храма. Здесь были использованы цветной мрамор и поделочные камни: бирюза, яшма, лазурит, малахит и др. Утварь (светильники, жертвенники, треножники) была украшена золотом и драгоценными камнями. В помещении зала колонны коринфского ордера из цветного мрамора были расположены по окружности. В середине круга стояли скульптурные изображения Мавсола и Артемиссии из мрамора в полтора человеческих роста.

Мавсол

Мавсол
Статуя из Галикарнасского мавзолея
359 г. до н. э. Британский музей, Лондон

Третий ярус — крыша заупокойного храма — снова представлял собой ступенчатую пирамиду, на этот раз в 24 ступени (четное число ступеней говорило о завершенности восхождения, то есть о смерти). Ступени предназначались как бы для мертвых царя и царицы. На вершине пирамиды для них была установлена бронзовая колесница с четверкой коней. Спорным является вопрос, была ли квадрига пустой (символ того, что хозяев уже нет на свете) или в ней были скульптуры царя и царицы.

У подножия усыпальницы были установлены мраморные статуи львов и скачущих всадников.

2. Колонны трех греческих ордеров

Данное занятие дает возможность органично включить в него знакомство с колоннами всех трех греческих ордеров, продолжая тему, начатую при изучении храма Артемиды в Эфесе.

Ордера классической архитектуры: греко-дорический, ионический, коринфский

Ордера классической архитектуры:
греко-дорический, ионический, коринфский

 

Дорические колонны. В их названии подчеркивается древность этого ордера. Дорийцы — племена, заселившие Грецию около 1150 г. до н.э. Они осели в основном на Пелопоннесе, в Спарте, колонизировали острова Крит, Родос и юго-восточное побережье Малой Азии.

Дорические колонны прямые, сужающиеся кверху на 1/6 диаметра. Стволы их часто гладкие, без желобков-каннелюр или с мелкими каннелюрами. Стоят колонны прямо на основании, не имея базы. Капителью является дискообразное навершие (эхин) и толстая квадратная плита (абака или абак), лежащая на нем.

Ионические колонны. Сохранили в названии имя племени ионийцев, живших в Аттике, на островах Эгейского моря и в Малой Азии.

Они выше и тоньше дорических, украшены каннелюрами, покоятся на базах (специальных каменных плитах в основании). Капители их представляют собой два кокетливых завитка — волюты, на которых лежит квадратная плита.

Коринфские колонны. Стройные, высокие, имеют глубокие каннелюры, покоятся на базе. Капители крупные, причудливой формы, напоминающие корзину, увитую листьями аканта (подобие лопуха с сильно вырезанными по краям листьями).

Появлению этой капители, как рассказывает легенда, мир обязан архитектору Каллимаху из Коринфа. Однажды, проходя мимо могилы маленькой девочки, он заметил корзину с приношениями (фруктами, игрушками), оставленную родственниками. Надгробия на могилах тех, у кого рано оборвалась жизнь, греки устанавливали в виде обломанных колонн. Корзина, стоявшая рядом с таким надгробием, придавила молодое растение аканта, и оно, пытаясь расти дальше, красиво обвило края корзины. По этому образцу архитектор разработал новую форму капители и новый ордер, который назвали коринфским по имени города, где он появился впервые.

3. Самостоятельная работа учащихся

После знакомства с этой краткой историко-архитектурной справкой ученики с помощью линейки должны построить три типа колонн. Размеры произвольные. Главное — показать элементы каждого ордера в капителях и относительную высоту и толщину колонн. После построения рисунка карандашом прорисовать его краской с помощью тонкой кисти, или тушью (пером), или гелевой ручкой (рис. 3).

Можно на этом закончить работу, но возможен и вариант раскрашивания рисунка в соответствии с описанием декора Мавзолея. Дорическая колонна в этом случае будет черная, ионическая — белая, а коринфская — пестрая, как цветной мрамор, вероятнее всего, красных оттенков. Представить себе, как выглядит такой мрамор, ученики могут, вспомнив оформление станций московского метрополитена.

Рис. 3

Рис. 3

 

УРОКИ 4–5
РЕКОНСТРУКЦИЯ ГАЛИКАРНАССКОГО МАВЗОЛЕЯ

Учащиеся создают свои варианты реконструкции Галикарнасского мавзолея. При работе пользуются линейкой с последующей прорисовкой от руки.

Примечание. Все три работы: схематический рисунок кентавра, технические рисунки ордерных колонн, проект реконструкции мавзолея можно выполнить на одном листе бумаги, а можно и на трех отдельных, но потом их соединить (рис. 4).

Рис. 4

Рис. 4

 

Скопас. Менада. Середина IV в. до н.э.

Скопас. Менада. Середина IV в. до н.э.
Альбертинум, Дрезден

 

Итог работы. Подводя итог занятиям, можно показать учащимся репродукции или слайды фрагментов знаменитого фриза, хранящихся в Британском музее. Можно также подобрать иллюстрации с изображениями творений Скопаса, Леохара, Праксителя, чтобы дети имели представление об уровне мастерства скульпторов, работавших над украшением усыпальницы. Возможна организация экскурсии в ГМИИ им. Пушкина, где в зале слепков демонстрируются статуя Леохара «Аполлон Бельведерский», статуи Скопаса «Менада», «Мелеагр».

Пракситель. Гермес с младенцем Дионисом IV в. до н.э. Музей в Олимпии

Пракситель. Гермес с младенцем Дионисом
IV в. до н.э. Музей в Олимпии

Продолжение следует