ХОКУСАЙ
Надежда ВИНОГРАДОВА
Суримоно «Женщина
с вязанкой хвороста»
КАЦУСИКА ХОКУСАЙ
ЖЕНЩИНА С ВЯЗАНКОЙ ХВОРОСТА
Около 1806–1815. Цветная ксилография
Поздравительные гравюры суримоно
создавались по заказу частных коллекционеров к
праздникам или особым событиям в жизни человека,
которому они предназначались. Такими событиями
могли быть новогодние торжества, дни рождения,
повышение в должности, свадебная церемония.
Суримоно — один из самых популярных в
городской среде видов японской ксилографии.
Тесно связанный с народными верованиями,
мифологическими представлениями, с системой
намеков, принятых в кругу интеллигентных людей
при общении между собой, суримоно говорило о
предмете не прямо, а путем сложных и порой весьма
отдаленных ассоциаций. Суримоно, как правило,
создавалось художниками, поэтами, образованными
людьми. Для них применялись особые изысканные
краски и сорта плотной мягкой бумаги.
Подчас суримоно обращалось к древним
литературным образам или к народной поэзии. Так,
на небольшом листе суримоно «Женщина с вязанкой
хвороста» Хокусай представил целую новеллу.
Через фигуру молодой женщины, несущей на голове
вязанку хвороста, он поведал людям о
надвигающихся новогодних празднествах, холодных
ветрах на улице и домашнем тепле, хотя в гравюре
он не показал ни признаков зимы, ни новогодних
приготовлений. Он лишь намеком напомнил людям о
деревенском обычае в первые дни нового года
отправлять в город девушек для продажи хвороста
горожанам, чтобы им жилось тепло и уютно.
Сама юная селянка одета в праздничное
кимоно, а ее вязанка хвороста перевязана яркой
лентой. Трехстишье, сопровождающее изображение,
дополняет художественный образ, рассказывает о
деревенской красавице — дарительнице тепла и
радости:
Фигура тонкая, как ива,
В тумане мягком
Может раствориться.
|