Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №13/2008

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

ХОКУСАЙ

 

Надежда ВИНОГРАДОВА

 

Суримоно «Луна, хурма и кузнечик»
(1807)

Все суримоно Хокусая символичны. В маленьких сценках, доступных пониманию людей, осведомленных в поэзии и мифологии Японии, художник в емких и на первый взгляд незамысловатых образах сумел выразить глубокие и важные суждения о мире, раскрыть свое поэтическое восприятие природы.

Об этом рассказывает одно из лучших суримоно мастера, выполненное в начале XIX века, «Луна, хурма и кузнечик». Оно, как и другие его суримоно, немногословно. Огромный бледный диск луны, едва просматривающийся на фоне светло-серой тонированной бумаги, ветка, свисающая со старого черного и корявого ствола хурмы, отягченная сочным и спелым золотистым плодом, и зеленый кузнечик, приникший к нему, — вот то немногое, что изобразил художник. Но содержание суримоно намного шире. Оно рассказывает о красоте лунной ночи, о наступающих холодах и щедрости природы, дарящей свои плоды неимущим. Об этом говорит сопровождающее гравюру стихотворение:

Свет осенней луны
Мы встречаем вином
Не счесть стаканов.
А бедный кузнечик
Отведает ли сладкий сок хурмы?

О многообразии мира рассказывает каждая деталь суримоно. И узорчатая надпись, и корявый ствол дерева, и тяжелый плод спелой хурмы оттеняют красоту ровного, холодного и бледного диска луны, дают глазу возможность насладиться зрелищем лунного света.