АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Янина БЕЛОШАПКИНА
РЕНЕ МАГРИТТ
1898–1967
|
|
Огромный глаз, в радужной оболочке
которого отражается небо с плывущими облаками.
«Фальшивое зеркало» — так называется эта
картина Рене Магритта, пожалуй, лучше всего
воплощающая его представление об искусстве.
«Глаза — зеркало души» — гласит народная
мудрость, но художник явно не согласен со
старинной поговоркой. Органы чувств могут
отразить лишь внешний облик вещей, тогда как
подлинный смысл жизни, тайна мироздания остаются
скрытыми от человека. В своем творчестве мастер
пытался приподнять покров этой тайны…
РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА
Самый «магический» художник ХХ века,
Рене Магритт родился в 1898 г. в небольшом
бельгийском городке. В отроческом возрасте ему
пришлось пережить тяжелое потрясение — мать его
утопилась в реке Сабре, протекавшей поблизости.
Разумеется, это событие не могло не оказать
влияния на формирование характера мальчика и
впоследствии в некоторой степени нашло
отражение в его будущих произведениях (хотя и не
в такой степени, как склонны думать некоторые
искусствоведы).
«Все мы родом из детства», а детские
воспоминания Магритта если и не объясняют, то, во
всяком случае, дают ключ к пониманию его
загадочной и мистической живописи. Например, в
своей лекции 1938 г. мастер рассказывал: «Мне
случалось играть с одной маленькой девочкой на
старом заброшенном кладбище… Мы спускались в
усыпальницу, с трудом приподнимая тяжелую
железную плиту, а выбравшись на свет, видели
столичного художника, который работал, стоя на
живописной аллее с обломками колонн и пожухлыми
листьями. Искусство живописи казалось мне тогда
каким-то колдовством, а художник — человеком,
наделенным волшебной силой… Я взял себе…
ориентир... то магическое в искусстве, с которым я
встретился, будучи еще ребенком».
Затерянный жокей. 1926. Частная
коллекция
Свои первые картины Магритт написал
еще в двенадцатилетнем возрасте. Раз в неделю он
ходил на занятия в местную кондитерскую. Да и в
школе живопись была единственным предметом,
которым он по-настоящему интересовался. Поэтому
неудивительно, что следующим шагом на пути к
карьере художника стало поступление в
Королевскую академию изящных искусств.
В первое время отец выделял ему
довольно приличную сумму на проживание, но
вскоре на смену благополучию пришли финансовые
трудности, и Магритту пришлось искать работу. Он
устроился дизайнером на обойную фабрику.
Деятельность его полностью устраивала, так как
не мешала заниматься живописью. В ту пору на
стиль художника сильно влияли модные кубизм и
футуризм, давало о себе знать и сотрудничество с
дадаистами. Картины, написанные тогда, пусть и не
обладали еще яркой индивидуальностью, но уже
привлекали внимание, некоторые даже были
отобраны для Международной выставки
современного искусства в Женеве.
В 1922 г. Магритт женился на Жоржетте
Бергер, с которой был знаком чуть ли не с детских
лет и с которой прожил всю свою жизнь; она же
стала его единственной моделью. 1922 год стал
знаковым для художника и по другой причине —
именно тогда на глаза ему попалась репродукция
картины Джорджо ди Кирико «Любовная песнь»:
«Торжествующая поэзия вытеснила шаблонные
приемы живописи… Это было новое зрение,
вооружившись которым зритель видел отражение
собственного одиночества и слышал безмолвие
мира», — вспоминал Магритт о своем первом
впечатлении.
С того момента можно говорить о
появлении нового художника-сюрреалиста, хотя
первая по-настоящему сюрреалистическая картина,
«Затерянный жокей», появилась лишь несколько лет
спустя.
ПАРИЖ — БРЮССЕЛЬ
В 1927 г. состоялась первая выставка
Магритта, единогласно признанная критиками
неудачной, и художник с женой решили перебраться
в Париж, тем более что там жили и работали все
признанные сюрреалисты. Здесь и сложился тот
неповторимый стиль Магритта, который фактически
останется неизменным на протяжении всей его
жизни — стиль, в котором самые современные
веяния объединились с достижениями старых
фламандских и итальянских мастеров, с их любовью
к деталям, тщательностью письма, подробной
проработкой объема и фактуры предметов.
Поселившись в парижском пригороде
Перре-сюр-Марн, художник горячо принялся за дело
и вскоре приноровился писать по три небольшие
картины в неделю. Тогда на свет появились первые
из многочисленных магриттовских «обманок» —
полотна с изображением бытовых предметов и
совершенно не соответствующими им подписями.
Так, в «Интерпретации снов» под сумкой красуется
подпись «небо», а перочинный нож называется
«столом». Или вспомним знаменитое
«Предательство изображений» — курительная
трубка, под которой художник написал: «Это не
трубка». Самое интересное, что в данном случае он
не так уж и лукавит, ведь это действительно не
трубка, а всего лишь ее ИЗОБРАЖЕНИЕ. Магритта
всегда интересовало соотношение образа и слова
— словесные комментарии будут появляться в его
произведениях до последнего момента.
Жоржета и Рене Магритт в
Перре-сюр-Марн
Фотография. 1928
К первым парижским годам относится
также серия картин, в центре которых помещены
плиты или щиты с проглядывающими сквозь
отверстия фрагментами деревянной обшивки или
неба с облаками. Лучшим примером такого рода
работ может служить «Бес противоречия»,
являющийся к тому же вариацией на тему «Острова
мертвых» Бёклина. Но чем дальше, тем больше
проникали в картины Магритта изображения
человеческой фигуры, все более «реальными»
становились они. И в то же время все более
загадочными и трудно интерпретируемыми.
Конечно, прибыв в Париж, Магритт не мог
не сблизиться с кружком сюрреалистов во главе с
Бретоном, Элюаром и Арагоном, принявшими его,
хотя и не сразу, в свое лоно. Он подружился с
Максом Эрнстом, Мэном Реем, Сальвадором Дали. На
какое-то время Магритт стал заметной личностью,
участвовал в сюрреалистических изданиях,
групповых выставках и даже принялся за
подготовку выставки персональной, но уже в 1930 г. у
него возникли серьезные разногласия с видными
представителями течения, без поддержки которых в
ту пору он еще не мог рассчитывать на успех. Денег
не было, приходилось раcпродавать книги. Даже еда
появлялась только благодаря тому, что отец
Жоржетты присылал посылки с продуктами. В итоге
Магритт с женой отправились в Брюссель, где и
осели на последующие двадцать три года.
В столовой съемной квартиры художник
создавал свои картины, а небольшой сарай рядом с
домом превратился в мастерскую для работы над
заказами, которые и стали основным источником
дохода, — оформление плакатов, пакетов для
пластинок и деревянных постаментов для выставок.
Таким образом, деятельность в области дизайна и
рекламы вышла для Магритта на первый план, а вот
«настоящих» картин в 30-е годы было написано
совсем немного. Зато художник неожиданно получил
возможность выставлять свои полотна. Дело в том,
что в 1928 г. в самом центре Брюсселя бельгийские
власти возвели огромный Дворец изящных искусств,
где отделом выставок заведовали поклонники
творчества Магритта. В новом музее не только
часто показывали его работы, но и предоставляли
возможность их продавать. В 1933 г. Магритт
помирился с Бретоном и снова стал принимать
участие в сюрреалистических проектах.
МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
В 30-е годы стиль магриттовской
живописи несколько изменился. Уменьшился формат
работ, зато увеличился набор скрытых в них знаков
и символов. Само творчество стало более
афористичным — так, например, в это время мы
обнаруживаем в картинах Магритта целый набор
емких и лаконичных образов — яйцо в птичьей
клетке, женское лицо, которое одновременно
является и женским торсом, человек, смотрящий на
себя в зеркало, но видящий собственный затылок.
На выступлении в Лондоне в 1937 г.
Магритт так рассказывал о возникновении
подобных сюжетов: «Между некоторыми образами
существует тайное родство, то же самое относится
и к предметам, которые отражаются в этих образах.
Вот как это происходит. Мы привыкли видеть в
клетке птицу; нам станет интереснее, если вместо
птицы поместить туда рыбу или башмак; но эти
образы, хотя и интересны, к сожалению, случайны,
произвольны. Однако можно придумать такой образ,
который и это испытание выдержит, потому что
будет точным и окончательным: это образ яйца в
птичьей клетке…» А в антверпенской лекции
художник признавался, что во всех объектах
пытался выявить это скрытое поэтическое
единство, которое в свое время открылось ему в
сочетании клетки и яйца.
Изнасилование
1948. Частная коллекция
Он будто бы решал теорему с тремя
исходными данными: «сам объект, вещь, связанная с
ним в полумраке… сознания, и свет, который в
конце концов должен эту вещь высветить».
Художник особенно подчеркивал, что не просто
дает волю своей фантазии, а представляет на суд
зрителей логические построения, в которых нет ни
одной случайной детали, какими бы безумными они
ни казались. Поэтому поздние свои картины
Магритт считал более совершенными, чем ранние, —
так как в них не осталось места порождениям
воображения, но зато во всех причудливых
сочетаниях предметов проявляется
«неизбежность».
Интерьер казино в Кнокке-Хейст
(Бельгия)
с фреской «Очарованное царство». (Фрагмент).
1953
В отличие от произведений других
сюрреалистов, предметы, изображенные на картинах
Магритта, никогда не теряют своей
«предметности». Кстати сказать, сам он никогда не
называл себя сюрреалистом, предпочитая этому
термину другой, придуманный им, — «магический
реализм». И пожалуй, трудно было подобрать
название, которое настолько полно отражало бы
сущность этого стиля. Главное, что заставляет
зрителя насторожиться, — необычные сочетания
обычных вещей, абсурдность обстановки, в которой
они оказываются, — люди, падающие на крыши, будто
капли дождя («Голконда»), камень, парящий а небе
(«Замок в Пиренеях»), гигантское зеленое яблоко,
вырастающее из стены комнаты («Аудитория»).
Аудитория. 1958. Частная коллекция
В творчестве Магритта часто
встречаются определенные мотивы и символы,
переходящие из картины в картину, — глаз,
открытое окно, человек в котелке, скрытое лицо. По
собственному признанию, художник стремился
заставить своего зрителя задуматься, задавая ему
такие загадки, ответа на которые, не исключено, не
знал и сам мастер.
Голконда. 1953. Коллекция Менил,
Хьюстон
Замок в Пиренеях. 1959. Частная
коллекция
Особую роль в картинах Магритта играют
названия — не напрямую связанные с изображением,
но вызывающие в уме целую цепь ассоциаций.
«Лучший заголовок картины — поэтический. Он
ничему не должен учить, а вместо этого удивлять и
завораживать». Названия эти, казалось бы,
довольно просты и совершенно не соответствуют
содержанию, но это только на первый взгляд. Поиск
наименования начинался еще в процессе работы,
иногда он искал имя картине в одиночку, а иногда с
помощью друзей, порой оно появлялось сразу, а
порой требовалось несколько лет, чтобы найти то
самое, единственно верное. Какие только
литературные источники не использовал художник!
Библия, Гомер, «Тысяча и одна ночь», Шекспир,
Руссо, Гёте, маркиз де Сад, Поль Верлен, Шарль
Бодлер, Эдгар По, Чарльз Диккенс, Льюис Кэрролл и
Рекс Стаут — по названиям его картин можно было
бы устраивать экзамен на знание мировой
литературы! На многих полотнах сохранилось
старое, зачеркнутое название, которое неожиданно
могло оказаться подходящим для другой картины.
Бывали и обратные ситуации, когда похожие по
содержанию картины называются совершенно
по-разному.
Статья опубликована при поддержке компании "ЛенОблРеклама", занимающейся изготовлением рекламы в Санкт-Петербурге. "ЛенОблРеклама" – это изготовление и монтаж различных видов рекламных носителей, в том числе световых коробов и объемных букв, крышных установок, отдельно стоящих рекламоносителей и пилонов. Кроме того, "ЛенОблРеклама" – это производство интерьерной рекламы, стендов и офисных табличек, брендирование автотранспорта и праздничное оформление улиц и фасадов, а также обслуживание и ремонт различных рекламных носителей. На странице сайта по адресу http://lenoblreklama.ru/services/izgotovlenie-korobov/ Вы можете ознакомиться с предложением компании по изготовлению световых коробов, их видах и стоимости. Стоит также отметить, что при заказе на изготовление световой вывески, короба или объемных букв "ЛенОблРеклама" делает Вам подарок в виде дизайн макета будущей рекламы.
НА ЯРКОМ СОЛНЦЕ
Дизайн и реклама, конечно, приносили
существенный доход, но вызывали у художника
отвращение, поэтому он старался изыскивать любые
способы зарабатывать деньги с помощью живописи.
Он брался писать портреты, делал уменьшенные
копии самых популярных своих произведений. И чем
дальше, тем чаще создавал вариации на темы своих
старых сюжетов — тех, на которые был наиболее
высокий спрос на рынке живописи. Тем не менее,
несмотря на некоторую вынужденную
«конъюнктурность» творчества, Магритт продолжал
сохранять независимость.
Во время Второй мировой войны он решил
«подбодрить» зрителей и начал писать картины в
светлой импрессионистической манере,
напоминающей Ренуара, — период, получивший
название «en plein soleil» («на очень ярком солнце»).
Большинство друзей решили, что художник
повредился в рассудке, а Бретон даже отказал ему
в праве называться сюрреалистом, что не помешало
Магритту продолжать свои эксперименты.
Избирательное сходство
1933. Коллекция Этьена Перье, Париж
В 1948 г. для долгожданной персональной
выставки в Париже художник специально
подготовил серию картин, напоминающих
карикатуры или кричащие картинки из комиксов
(«коровья живопись», как окрестили этот стиль
остряки). Журнальные критики и коллеги разнесли
выставку в пух и прах. В письме к одному из друзей
Магритт писал с горечью: «Мне бы хотелось и
дальше делать то, что я попробовал в Париже. У
меня к этому — к замедленному самоубийству —
склонность, но я должен думать о Жоржетте, да к
тому же существует мое врожденное нежелание быть
«искренним». Жоржетта предпочитает хорошо
выполненные картины, «как раньше», так что
главным образом ради нее буду отдавать на
выставки картины, «как раньше».
И действительно, на протяжении
следующих двадцати лет он писал полотна, «как
раньше», и пользовался заслуженным уважением.
Пробовал себя художник и в области
монументальной живописи (роспись стены казино
«Очарованное царство» и знаменитая фреска
«Несведущая фея» во Дворце изящных искусств в
Шарлеруа).
Очарованное царство. 1953.
Кнокке-Хейст, Бельгия, казино
Искусство Магритта вызывало интерес
во всем мире, его крупные выставки проходили в
Риме, Лондоне, Нью-Йорке, Лондоне. В 1956 г. ему
вручили премию Гуггенхейма как видному
представителю культуры Бельгии.
Умер Магритт в 1967 г., оставив
незаконченным очередной вариант одной из своих
самых знаменитых картин — «Империя света».
|