Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №16/2008

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

 

Попытка невозможного

 

РЕНЕ МАГРИТТ
ПОПЫТКА НЕВОЗМОЖНОГО
1928. Частная коллекция

 

Давным-давно появилась на свет история о мастере Пигмалионе, сотворившем прекрасную скульптуру Галатеи и полюбившем свое творение так, что даже боги смилостивились и вдохнули в статую искру жизни. Древняя легенда на протяжении веков становилась источником вдохновения для многих художников, отголоски ее можно увидеть и в картине Магритта «Попытка невозможного».

Перед нами молодой живописец, из-под кисти которого проступают очертания обнаженной женщины, но не нарисованной, а вполне реальной. Много позже Магритт скажет: «Инструкция по достижению сходства должна ограничиваться указанием разместить краску на поверхности холста таким образом, чтобы ее реальные свойства отступили, дав возможность проявиться образу сходства».

«Попытка невозможного» может служить прекрасной иллюстрацией к этому определению — «образ сходства» проявляется в ней настолько, что мы с первого взгляда не можем понять (да и со второго это тоже проблематично), находятся художник и его модель в одном пространстве или в разных, и кто она, эта модель — ожившая скульптура или живая картина?

Магритт заставляет ломать голову над вопросами, не имеющими ответа, и не сразу мы замечаем, что попали в ловушку, расставленную хитроумным живописцем. Ведь девушка, которая казалась такой «настоящей», — не более чем иллюзия, причем Магритт совершенно не скрывает искусственности своей «героини», демонстрируя, что художник на холсте еще даже не закончил создания своего произведения. (Отметим в скобках — в академической среде традиционно считается, что иллюзионизм в искусстве должен обманывать зрителя, выдавая заведомо нереальное за самое что ни на есть реальное. Не таков иллюзионизм Магритта, который, наоборот, призван подчеркнуть условность изображенного.)

Художнику на картине осталось всего лишь дописать руку девушки, и вот тогда… Но даже тогда она не оживет. Древние боги навсегда исчезли, нет больше такой силы, что была бы способна вдохнуть жизнь в пусть даже самое совершенное произведение искусства.

Сохранилась фотография, запечатлевшая процесс работы Магритта над этой картиной. Разумеется, натурщица — не кто иная, как Жоржетта, любимая жена и бессменная модель. И тут откроется еще одно, более личностное толкование: станет ясно, что перед нами не просто игра в «реальное-нереальное», не просто рассуждения о возможностях искусства, а дань поклонения, бесценный дар художника своей возлюбленной, своей Музе, образ которой он мечтает обессмертить, как бы заново создавая и открывая его для себя.

Но увы! Сколько бы ни старался мастер, ему всегда будет казаться, что можно сделать больше, что у него не получается запечатлеть ускользающий образ таким, каким он его видит. Любая попытка обречена на провал.

Даже название картины на этот раз полностью и совершенно очевидно соответствует ее содержанию, что нехарактерно для Магритта.

К счастью, мастер ошибся, и «Попытка невозможного» парадоксальным образом доказывает, что невозможное — возможно. И пусть нарисованная женщина останется нарисованной, мы все равно будем считать ее живой. Такова магическая сила «магического реализма» Магритта.