РУССКИЙ СЕВЕР
Марина МЕЛЮТИНА,
зам. директора по науке
Кенозерского национального парка,
г. Архангельск
Культурный ландшафт
Русский Север в силу исторических и
географических причин до сегодняшнего дня
сохранил замечательные примеры традиционного
устройства пространства, основанного на тонком
понимании законов природы.
В формировании национальных
культурно-ландшафтных комплексов роль
природного фактора просматривается на
протяжении всей истории формирования
человеческой цивилизации. Например, немецкий
географ XX века Гетнер определял древние культуры
Египта, Вавилона, Индии, Китая как речные,
античную культуру как морскую, или
средиземноморскую, европейскую культуру нового
времени как океаническую.
Глубокий и проникновенный анализ
соотношения степного и морского в русской душе
дал В.Н.Топоров: «...у степи твердая опора, земля, у
моря — опоры нет, и человек в своих усилиях к
спасению должен сделать опорою самое бездну,
ничто». Поэтому Русский Север, так тесно
связанный с водным пространством (морем, рекой,
озером), способствовал рождению здесь волевых,
сильных людей, единственной опорой которых
становились вера и крепость духа.
Кенозеро
При освоении
Русского Севера новгородцы, как известно,
пользовались водно-волоковыми путями,
передвигаясь летом на ладьях, а зимой по льду.
Отметим, что лучшие земли на севере
располагаются по берегам рек и озер, междуречья
же заняты тайгой и болотами. Наличие на
территории Русского Севера таких рек, как Онега,
Северная Двина с Сухоной, Вычегдой, Вагой и
Пинегой, Мезень и Печора, располагало к
организации здесь речных селений — при крупных
реках, когда деревни размещаются
преимущественно на одном берегу реки, и при малых
реках, когда деревни находятся на обоих берегах
водоема. Селения, расположенные на берегах таких
крупных озер, как Онежское, Водлозеро, Кенозеро,
Почозеро, Сямозеро и др., дают основание
исследователям определять их как озерные
полуостровные и озерные островные поселения.
Характерные природные особенности,
способствующие выбору места для расселения на
берегах Белого моря, позволяют говорить о
самостоятельном на Русском Севере приморском
типе заселения. Таким образом, наибольшая
концентрация деревень и сел (до 90%) приходится на
речные, озерные и приморские типы поселений.
Древнее происхождение речного и озерного типа
заселения на территории Русского Севера
подтверждается археологическими и письменными
источниками. Так, А.В. Успенская и М.В. Фехнер,
исследовавшие поселения Древней Руси на
северо-западе и северо-востоке, отмечают большое
количество селищ вдоль берегов рек и озер.
Русское поселение — это особое
природно-архитектурное пространство, в процессе
формирования которого, как известно, большое
значение имеют природно-климатические факторы.
Основу традиционной картины устройства мира
составляют четыре природные стихии: вода, ветер,
солнце, земля. В традиционной культуре каждый
природный объект или явление одухотворялись или
наделялись сакрально-ценностным смыслом,
определяющим их функции и назначение.
Этнографами и фольклористами записаны
многочисленные тексты-молитвы, связанные с
природными стихиями. До сегодняшнего дня бытует
на Кенозерье старинный текст обращения к озеру:
«Морюшко-отец, реченька-мать, кенозерское
озерушко, разрешите мне водушки взять, напиться и
помыться».
Природно-климатические условия
Русского Севера многое подсказывали народным
зодчим: зрительные границы селения, место
размещения общественного центра, обозреваемость
селения с различных направлений при движении по
суше или воде, планировочные формы поселений.
Панорама с. Верховье
Панорама с. Заостровье
Панорама с. Колодозеро
Панорама с. Малошуйка
Примеры основных типов гнезд
поселений:
1 – при малой реке (с. Верховье (В. Мудьюг),
Онежский рн, Архангельская обл.);
2 – при большой реке (с. Заостровье,
Березниковский рн, Архангельская обл.); 3 – при
озере с. Колодозеро, Пудожский рн, Республика
Карелия); 4 – приморскопромысловое (с. Малошуйка,
Онежский рн, Архангельская обл.)
Публикация статьи произведена при поддержке АНО "Учебный центр "ЭКОНОМИСТЪ". АНО "Учебный центр "ЭКОНОМИСТЪ" предлагает записаться на высококачественные программы повышения квалификации сотрудников в Перми. Узнать больше о предоставляемых услугах можно на официальном сайте центра, который располагается по адресу www.группаэкономистъ.рф
Из трех основных
типов расселения, выделенных М.В. Витовым для
всей территории Восточно-Европейской равнины
(скученный, гнездовой, разбросанно-хуторской),
для Русского Севера наиболее характерен
гнездовой. Этот специфический тип расселения,
при котором селения располагаются не в одиночку,
а группами, сложился на Русском Севере в XVI–XVII вв.
и к XVIII–XIX вв. получил окончательное развитие и
завершение. Этот тип расселения тесно связан с
природной основой и дает примеры интереснейших
архитектурно-природных ансамблей. Гнезда
селений: окол — деревня — село, подчиненные
центру-погосту, объединяются каким-то природным
элементом: излучиной или устьем реки, озером или
озерной группой и др.
План д. Глазово
Примером селения, в котором достаточно
хорошо сохранились все элементы
архитектурно-природного комплекса, может
служить деревня Семеново (Кенозерский
национальный парк). Деревня, расположенная на
одном из мысов южной части Кенозера, имеет редко
встречающуюся на территории Русского Севера
замкнутую форму планировки. Здесь этот прием был
вызван природными условиями: узкий безлесный
мыс, выбранный для заселения, был удобен, но
открыт ветрам. Поэтому основной порядок тесно
расположенных домов был обращен не к воде, а
внутрь мыса и укрыт за невысокой грядой. С
противоположной стороны разрывы между домами
прикрыты от северо-западных ветров
поставленными поперек зимниками (легко
отапливаемая часть северного дома) так, чтобы
создать максимальную зону ветровой тени, чтобы
образовался хорошо защищенный от ветров
замкнутый комплекс.
Вид д. Глазово
В южной части Кенозера, на полуострове,
входящем в залив Серозеро, разместилась деревня
Глазово. В целях защиты от ветров и создания
замкнутого пространства место для заселения
было выбрано на склонах холмов, обращенных друг к
другу, так, что дома Глазова с северо-востока и
юго-запада оказались укрыты за холмами
полуострова, с юго-востока деревню прикрывал
противоположный берег Шуйлахты, а с
северо-запада — лесистый остров Павшино. Таким
образом, в отличие от деревни Семеново, где
защищенность от ветров обеспечивалась только
планировочным приемом, здесь замкнутость
селению создавала умело использованная
природная ситуация.
Часовня в д. Глазово
Оригинально и точно выбрано место
общественного центра: клетская часовня
Сошествия Святого Духа (XVIII в.) с высокой шатровой
звонницей поставлена в самом узком и низком
месте полуострова. Такой прием дал возможность
всегда видеть часовню от деревень, лугов и полей
на противоположных склонах холмов. Трудно
представить себе нечто более логичное в
функциональном отношении и более интересное в
художественном.
План расположения домов в д. Семеново
Рисунок Ю.С. Ушакова
Под влиянием
природно-климатической специфики Севера
народными зодчими были выработаны особые
планировочные приемы, отразившиеся как на
размещении самих селений (с ориентацией жилых
домов на юг, юго-восток и юго-запад, с природной
защитой от ветров и паводковых вод), так и на
группировке жилых домов и хозяйственных
построек в целях создания масштабных
пространств и зоны ветровой тени. Народный опыт
учит вниманию к солнечному свету и теплу в
условиях Севера. Это отражалось и на ориентации
домов и их размещении вне теневой зоны соседа, и
на расположении входов, окон и крылец. Суровый
климат северных районов предопределил
необходимость концентрации всех компонентов
сельской усадьбы — жилых и хозяйственных
сооружений — в едином комплексе. Это фактически
одно-двух-трехэтажное сооружение, увенчанное
высокой двускатной тесовой крышей. Дом
объединялся с двором, включавшим сенные сараи,
амбар, коровник и пр. Так строили здесь испокон
веков.
В отличие от северных построек,
среднерусские дома строились на относительно
невысоком подклете; крыши покрывались тесом или
соломой, хозяйственные постройки не составляли с
жилым домом единого комплекса. Северные жилища
монументальны, масштабны, даже несколько суровы.
Сама цельность объема северорусского дома-двора
способствовала максимальной обтекаемости
ветровыми потоками, уменьшению теплопотерь и
снежных заносов. В хозяйственный комплекс
деревни наряду с амбарами, банями и другими
сооружениями входила и мельница. Особенностью
архитектурного облика водяных мельниц Русского
Севера было то, что водяное колесо располагалось
внутри сруба, а не традиционно снаружи.
Виды д. Семеново
Панорамы с. Турчасово
Рисунок Ю.С. Ушакова
Храмовый ансамбль с. Турчасово. XVIII
в.
Основным общественным сооружением
села была приходская церковь или часовня.
Народные зодчие пытались отыскать место, Богом
созданное для прославления и украшения его
храмовым ансамблем. Такое место
характеризовалось особыми приметами,
выделенностью из окружающего однообразного
ландшафта. К числу таких сакральных мест
относились возвышенности, холмы и горы.
Природное основание выбранного места является
важнейшим элементом композиции. Учитывались
зодчими зрительные связи с порядками жилых
домов, соотнесенных с восходом и заходом солнца,
дальние зрительные связи с водными и сухопутными
путями к селению. Архитектурно-природные
ансамбли, строившиеся по заповеди «как мера и
красота скажут», поражают удивительной
простотой, лаконичностью и в то же время
симфоничностью.
Почозерский погост. XVIII в.
Фото И.Я. Билибина. Архангельская область,
Кенозерский национальный парк
«На выбор местоположения для погоста
русские строители обращали большое внимание, и
часто трудно придумать более естественную связь
между постройками и их природным окружением, чем
та, которая в них существует», — писал С. Забелло.
Традиционно культовый комплекс сел состоял из
трех элементов: двух церквей и колокольни.
Длительный зимний период заставлял строить
рядом с основным летним храмом отапливаемую
зимнюю (теплую) церковь, при которой чаще всего
рубилась мирская часть культового комплекса —
трапезная. Редкий по красоте и своеобразию
ансамбль села Филипповского на Почозере
(Кенозерский национальный парк) является
замечательным примером ансамбля, включающего
холодный и теплый храмы Происхождения Честных
Древ Христовых и Обретения Главы Иоанна
Предтечи, соединенные между собой и с
колокольней галереей и переходами.
Почозерский погост
В России на протяжении
столетий широкое распространение имело шатровое
зодчество. Давний архитектурный опыт народа
подсказывал, что острый угол наклона не дает
возможности снегу скапливаться на крыше, не
допускает проникновения влаги и препятствует
гниению дерева. Несмотря на запреты, шатровая
форма покрытий проникла и в каменное зодчество
(например, храм Вознесения в Коломенском в
Москве). Напомним, что в приемах каменного
культового строительства, пришедшего в Древнюю
Русь из Византии, в качестве завершения
традиционно использовался купол сферической
формы.
Резьба «солнце». Архангельская
область
Необычайно важны и природные
материалы, используемые народными мастерами при
строительстве. Крупные массивы леса
предопределили возникновение на Русском Севере
особого стиля культового деревянного зодчества.
Дерево — материал доступный, легко
обрабатываемый, строить из него предпочитали и в
пору расцвета каменного зодчества. Достоин
внимания в северорусском деревянном зодчестве
эффект контраста сурового сруба и тонкой
прорезной резьбы в декоре дома, воспринимаемой
силуэтно в небогатом солнцем северном климате.
Так, во многих северных селах на фасадах домов
помещается небольшой круг в виде солнца с
отходящими от него в разные стороны резными
лучами.
Известно, что
помимо природно-архитектурных комплексов
традиционный культурный ландшафт Русского
Севера включает и хозяйственные комплексы.
Исторически культурные ландшафты возникли в
результате укоренения здесь культуры
землепашества. Русский крестьянин своим
многовековым трудом создавал красоту русской
природы. Он пахал землю и тем задавал ей
определенные габариты. Он клал меру своей пашне,
проходя по ней с плугом. Рубежи в русской природе
соразмерны труду человека и лошади. Приглаживая
землю, человек убирал с нее все резкие грани,
бугры, камни. Русская природа мягкая, она ухожена
крестьянином по-своему. Хождения крестьянина за
плугом, сохой, бороной не только создавали
«полосоньки» ржи, но ровняли границы леса,
формировали его опушки, создавали плавные
переходы от леса к полю, от поля к реке и озеру.
Так формировался национальный ландшафт Русского
Севера.
Включение природных элементов в общую
композиционную схему селений как равноправных
компонентов приводило к созданию уникальных
архитектурно-природных ансамблей Русского
Севера. Гармоничное жизненное пространство
находило отражение в настроении людей, в их
привязанности к своему селению, так тесно и
прочно соединенному со «своей» рекой, озером,
берегом моря. На Мамоновом острове (Кенозерский
национальный парк) уже давно нет деревни. Пелагея
Николаевна Ножкина — ее последняя жительница, —
ступив на берег острова, с поклоном перекрестясь,
встала на колени, прочла молитву, а затем пошла,
оглядывая места, где были поля, поляны, пожни. В ее
проникновенном рассказе деревня оживала,
обретая очертания, названия, имена, историю.
Сколько таких рассказов можно услышать о родных
и близких местах! Народный опыт, основанный на
мудрости и искусстве созерцания природы,
особенно дорог в наши дни, и в этом один из
основных уроков устройства северорусского
бытия.
ЛИТЕРАТУРА
Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном
зодчестве Русского Севера. — Л.: Стройиздат, 1982.
|