РУССКИЙ СЕВЕР
Елена ЗАРУЧЕВСКАЯ,
главный хранитель недвижимого фонда
Архангельского государственного музея
деревянного зодчества и народного искусства
«Малые Корелы»
Поселения на Русском Севере
История
поселений отражает историю хозяйственного и
культурного освоения территорий. Возникновение
русских поселений в северных лесах Восточной
Европы связано с крестьянско-промысловой
колонизацией Севера в XI–XIV вв. Предприимчивые
выходцы из Новгорода и Ростово-Суздальского
княжества отправлялись на север в поисках новых
земель и природных богатств. Продвигаясь по
рекам и волокам, они вышли в Заволочье, к Северной
Двине и ее притокам. Обитавшие здесь
финно-угорские племена не оказали активного
сопротивления колонизаторам. Напротив,
археологические источники свидетельствуют о
развитом торговом обмене и промысловой
деятельности, которые способствовали
взаимопроникновению культурных традиций
аборигенов и переселенцев.
Молодая женщина в кокошнике сборнике
и девушки в повязках на празднике в селе Ненакса
(Русский Север).
Начало XX века. Фотография В.В. Суслова
Однако освоение северных земель не
всегда было мирным. В XIV–XV вв. развернулось
ожесточенное противоборство между
новгородскими боярами и Московским княжеством
за обладание промысловыми ресурсами Заволочья.
Результатом борьбы стало присоединение северных
земель к Московскому государству. Территорию,
простиравшуюся между Белозерьем и рекой Мезенью,
от истоков Сухоны до Ледовитого океана, назвали
Двинской землей. Глухая северная тайга стала
частью древнерусской культуры и хозяйственной
системы.
Природно-климатические условия
Двинской земли были неблагоприятны для
земледелия. Удобные для обработки земли имелись
только на берегах многочисленных рек и озер. Все
остальные пространства междуречья занимали
непроходимые леса и болота. Реки и озера
изобиловали рыбой и были единственным средством
сообщения между двинскими поселениями и
центральными районами государства.
Неудивительно, что на Севере преобладало
прибрежное расселение по берегам больших и малых
рек и озер.
Святые (проездные) ворота
Николо-Корельского монастыря
1662 г. Перевезены из Северодвинска
Приморские поселения располагались в
устьях рек, впадающих в Белое море. Вплоть до XVII в.
количество освоенных земель было невелико, а
заселены они оказались довольно плотно. Основная
масса населения занималась сельским хозяйством.
Главное богатство Севера составляла
промысловая продукция. Ее перечень очень широк:
пушнина, соль, слюда, лес, жемчуг, морской зверь,
рыба, пенька и многое другое.
Какие же земледельческие и
промысловые селения существовали на Севере и чем
они отличались друг от друга?
СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ
Со времен господства Новгорода
основным типом сельского поселения на Севере
была деревня. За несколько столетий она
претерпела значительные изменения,
обусловленные социально-экономической
политикой государства.
Деревня Пустынная. Мезенский район
Архангельской обл.
Фото 1960-х гг.
Северные земли принадлежали
государству. Поэтому трудившиеся на этих землях
крестьяне назывались государственными, или
черносошными. В отличие от крепостных крестьян,
они могли свободно распоряжаться закрепленными
за ними участками земли и угодий, использовать их
по своему усмотрению. За это они платили в
государственную казну налоги — «тягло», а их
владения назывались тяглыми. Так, например, в 1514
г. двинянин Андрей Власьев сын Волк продал
деревню Микулинскую в Курейской волости
«великого князя земли, а своего посилья», на
которую у него имелись «старые грамоты,
посильные свои державы… почему... владел тою
деревнею». Деревня включала: «двор и дворище,
горные земли и луговые, орамые и пожни и с
притеробы и со всеми угодьями, что где ни есть тое
деревни, что изстари потягло к той деревни».
Село Вершинино. Плесецкий район
Архангельской обл.
Изначально деревня
представляла собой земельное владение,
включавшее пашни, сенокосы, лесные и прочие
угодья, ограниченные межами или засеками. Как
правило, но не всегда, в деревне находились дворы
с хоромами и хозяйственными постройками
владельцев. Жили в таких деревнях большими
семьями.
С ростом семьи увеличивалось и число
владельцев деревни, которые, в свою очередь,
могли поставить на своем наделе новый двор с
постройками, продать его или завещать церкви или
монастырю. Иногда число дворов в деревне
достигало десяти. Такое дробление деревни в
существующих границах привело к своеобразной ее
застройке, которую принято называть
беспорядочной, или свободной. Каждый совладелец
деревни пытался расположить двор и дворовые
постройки на своем наделе так, чтобы они не
занимали пашни или сенокоса. Рост населения и
земельное утеснение заставили осваивать новые
территории и селиться за пределами деревни.
Сельский погост на реке Шелексе.
Онежский уезд Архангельской губернии
Фото конца XIX в.
Новые поселения назывались починками
и располагались в относительной близости от
родовой деревни. Со временем починки
разрастались, обзаводились комплексом угодий и
превращались в деревню. Поселение,
представляющее группу селений вокруг родовой
деревни, принято называть гнездовым. Обычно
группу объединял какой-либо природный элемент:
озеро, излучина реки, остров. При гнездовом
расселении важна была визуальная связь деревень,
которая обеспечивалась архитектурными
средствами. Как правило, запоминающийся образ
деревни формировали культовые постройки,
поставленные на открытых местах: шатровые храмы,
часовни или обетные кресты.
В XVIII в. государство поставило
черносошное землевладение под контроль
крестьянского волостного мира. Земельные
переделы уничтожили владельческие деревни,
превратив крестьян в пользователей нарезанных
лоскутами общинных земель. Именно в этот период
(в XIX веке) происходит укрупнение селений,
зарождается и окончательно оформляется новый
тип деревни, застроенной несколькими рядами
крестьянских усадеб, с элементами регулярности в
планировке.
К сельским поселениям относились
погосты, села и волости. Во времена начального
заселения Севера эти термины, как и деревня,
обозначали определенный тип землевладения. Уже к
XVII в. они получают новое значение. Погосты, с
относящимися к ним церковными землями, являлись
культовыми центрами приходов. На погосте стояли
приходские храмы, дворы священнослужителей и
кельи для нищих. Здесь же находилось кладбище.
Крестьянские усадьбы на реке Онеге
Фото конца XIX в.
Не ранее начала XIX в. селом стали
называть административные центры волостей. В
селе находились погост и волостная власть,
проходили ярмарки, располагались общественные
амбары. Термин «волость» уже в XVII в. обозначал
административно-тяглую единицу, включающую все
существующие на ее территории деревни, погосты,
починки, а также сельскохозяйственные угодья
крестьянской общины.
К сельским поселениям можно
причислить распространенные на Севере
старообрядческие скиты и мирские монастыри,
население которых «питалось от земли» и платило
тягло вместе с волостной крестьянской общиной. К
сожалению, ни те ни другие не сохранились до
нашего времени.
Деревня Смоленец на реке Мезени.
Пример уличной планировки селения. Фото 1960-х
гг.
Различия в планировке и застройке
сельских поселений были незначительны.
Преобладала прибрежно-рядовая планировка, когда
один или несколько порядков деревянных домов
располагаются вдоль берега реки или озера, к
которым обращены лицевыми фасадами. При этом
порядок домов повторял линию берега, будь то мыс
или излучина малой реки, прямой берег большой
реки или неровный овал озера. Такое слияние
архитектуры с природой оживляло однотипную
планировку, делало неповторимым облик селений.
Значительно обогащали восприятие
поселений храмовые ансамбли погостов,
включавшие деревянную церковь и колокольню.
Стройность высоких объемов, разнообразие
завершений, выразительность силуэтов сельских
церквей притягивали взор путешественника
задолго до появления погоста.
Деревня на Северной Двине.
Пример смешанной планировки селения
Фото 1968 г.
В связи с межеванием и регулированием
застройки селений в конце XVIII в. во многих
старых селах и деревнях образовалась смешанная
застройка, сочетавшая древнюю свободную
планировку с рядовой и поздней уличной. При
уличной планировке дома ставили по сторонам
дороги лицевыми фасадами друг к другу.
ПОСЕЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО ТИПА
Поселения городского типа в Двинской
земле были представлены укрепленными городками,
посадами, городами и крепостями.
Археологами были изучены и датированы
небольшие укрепленные поселения на Северной
Двине и Ваге, оказавшиеся центрами феодальных
вотчин в XIV–XV вв. Таков, например, Пенешский
городок, построенный новгородским боярином
Василием Степановичем в центре обширных
владений по Ваге. Боярин больше известен как
преподобный Варлаам Важский, основавший в
1426 г. Иоанно-Богословский Важский монастырь.
По верху насыпного вала городка проходила
деревянная рубленая крепостная стена. Другой
новгородский боярин, Лука Варфоломеев, поставил
в 1342 г. крепость Орлецкий городок. Городок,
располагавшийся в низовье Двины, имел каменные
стены и башни; с двух сторон крепость окружал
посад.
Развитие промыслов и высокий уровень
крестьянских ремесел способствовали
возникновению в Двинской земле неукрепленных
поселений городского типа — посадов.
Их формирование началось после
присоединения северных территорий к Московскому
государству. Рост посадского населения
обеспечивался постоянным притоком переселенцев
из центральных областей и окружающих деревень.
Известны торгово-ремесленные
холмогорские посады, возникшие на месте древнего
«городка»: Курцевский, Глинский,
Западерокурский, Верхний и Нижний Никольские.
Под общим названием Холмогоры они были в XVI–XVII
вв. крупнейшим административно-торговым центром
Двинской земли. В Холмогорах «сидел» наместник, а
позже — царский воевода. В Курцеве находилась
кафедра архиепископов Холмогорских и Важских, а
также был построен в XVII в. великолепный каменный
соборный ансамбль, включавший Преображенский
шестистолпный собор, шатровую колокольню и
архиерейский дом. На Глинках располагались дворы
иноземных и русских торговых гостей,
монастырские подворья и дворы крупных
промышленников. Каждый из холмогорских посадов
содержал свой приходский храм.
Городской театр (2), церковь Троицы (5)
Часть Немецкой слободы с домами Ларина
(18), Баженина (20)
Фасад каменной крепости и гостиных
дворов со стороны Северной Двины
Центр Архангельска: Троицкий собор,
церковь Михаила Архангела,
дома губернатора и архиепископа
Панорама южной промышленной части
Архангельска
Фрагменты панорамы Архангельска на
гравюре 1775 г.
Архангельский областной краеведческий музей
В XVI–XVII вв. достигли расцвета
солепромышленные посады на побережье Белого
моря: Ненокса, Уна и Луда. Соль, вываренная в
здешних варницах, направлялась во все уголки
государства. Ненокский посад был разделен
одноименной рекой на две части. На западном
берегу находилась производственная зона с
десятком варниц, соляными колодцами и кострищами
для вываривания соли. На восточном берегу
возвышались четыре приходских храма в окружении
монастырских подворий и посадских домов,
разделенных улицами и переулками. Ниже посада, на
озере Нижнее, стояли огромные, построенные из
мощных бревен соляные амбары.
Однако Холмогоры не могли
конкурировать с новым укрепленным городом и
административным центром Двинской земли
Архангельском, а поморская соль — с иноземной
очищенной солью. Уже к концу XVIII в. все поморские
посады утратили свое значение и превратились в
большие села.
Архангельск. Гостиные дворы 1668–1684 гг.
Вид с юго-запада
Реконструкция: 1 – Русский двор. 2 – Немецкий
двор. 3 – Крепости (город).
4 – Орловская башня. 5 – Тайницкая башня
Cхематический план каменной крепости
и гостиных дворов в Архангельске 1668–1684
Двинская земля неоднократно
подвергалась набегам северных соседей —
мурманов и норвегов. В 1419 г. в результате такого
набега были сожжены и разорены погосты, посады и
монастыри на Беломорском побережье. Еще больший
урон нанесли двинским поселениям отряды
польско-литовских захватчиков в 1613 году. Это
заставило Московское государство принять меры
по укреплению северных границ. Несколько
десятков больших и малых деревянных крепостей,
крепостиц и острогов возникли во второй половине
XVI–XVII в. в важнейших центрах Севера. Деревянные
кремли с рублеными стенами и башнями были
поставлены в Архангельске и в Каргопольском,
Шенкурском, Холмогорском, Кемском посадах, что
было свойственно поселениям городского типа. В
конце XVIII в. перечисленные посады получили статус
города.
Основание Архангельска в 80-е гг. XVI в.
стало важным событием в истории русской внешней
торговли. Более века Архангельск оставался
единственным в России портовым городом, ведущим
оживленную торговлю с Западной Европой. Город
располагался на узкой прибрежной полосе,
окруженной болотом. Для торговых людей в городе
имелись деревянные русский и немецкий гостиные
дворы. Между ними находилась торговая площадь.
Рядом с торговыми дворами стояла деревянная
крепость, а напротив нее — корабельная пристань.
В городе выросли немецкая и стрелецкая слободы, у
стен крепости образовался посад, заселенный
крестьянскими семьями из двинских деревень.
Пожар 1667 г. полностью уничтожил
деревянный город. Значение архангельской
торговли было столь велико, что немедленно в том
же году была намечена полная реконструкция
городской застройки. Участие в возрождении
Архангельска приняли жители девяти городов
Севера. В 1684 г. закончилось строительство
уникального каменного оборонно-торгового
комплекса, состоящего из крепости и двух
гостиных дворов, русского и немецкого. Общая
протяженность стен комплекса, ставшего фасадом
города, равнялась 1180 метрам.
В дальнейшем Архангельск застраивался
вдоль берега Северной Двины, по сторонам от
гостиных дворов, прирастая ремесленными и
солдатскими слободами, судостроительными
верфями и портовыми сооружениями. По
генеральному плану Архангельска конца XVIII века
сложившаяся функциональная планировка старого
города заменяется регулярной.
ЛИТЕРАТУРА
Акты Соловецкого монастыря. 1479–1571 гг.
— Л.: Наука, 1988.
Демчук Г.В. Земельный строй в
Двинском уезде в XVII веке. – Екатеринбург: УрО РАН,
2002.
Древняя Русь. Город. Замок. Село. – М:
Наука, 1985. (Археология СССР)
Мильчик М.И., Попова Л.Д. Первые
ворота Российского государства: Очерки
градостроительной и архитектурной истории
Архангельска и Холмогор. – СПб., 2002.
Овсянников О.В. Средневековые
города Архангельского Севера. – Архангельск, 1992.
Русский Север: этническая история и
народная культура. XII–XX вв. – М.: Наука, 2004.
Русское градостроительное искусство:
Древнерусское градостроительство X–XV вв. – М.:
Стройиздат, 1993.
Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном
зодчестве Русского Севера. – Л.: Стройиздат, 1982.
|