НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ
Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА
Возвращение забытого имени
Трудно
представить, что эта мерцающая, изумительной
красоты, одухотвореннная картина «Магелланово
облако» (1969) Валентина Окорокова была создана
78-летним художником! Как и другая абстрактная
композиция «Борение» (1968), с мрачными прорывами и
озарениями, настоящая цветовая симфония:
экспрессивная, трагическая. Очень немногие
художники испытали такой блистательный
творческий расцвет, когда им было далеко за
семьдесят.
Нелегкой была судьба Валентина
Михайловича Окорокова (1891–1974): гонения,
непонимание, борьба за выживание, непоколебимая
вера в свою художническую избранность и
стоическое подвижничество. Мастер сумел
сохранить высокие духовные и нравственные
ценности в период кризиса, ломки, утраты истинных
понятий добра, справедливости, исповедовал
творческую свободу и независимость.
Родился Окороков в провинциальном
городке Козлове Тамбовской губернии, ныне
Мичуринск. Уже в ранние годы в Козлове он входит в
художественную группу и участвует в 1918 г. в
выставках («Русское творчество»). Оказавшись в
Москве, он заканчивает курсы художников-графиков
и устраивается на работу в Учпедгиз. Молодой
художник активно включается в московскую
художественную жизнь. Неизвестно, был ли он
связан с художниками, учившимися во
Вхутемасе-Вхутеине, но авангардистские формы,
течения, приемы он перерабатывал на свой лад. Уже
в 1920-е гг. он создал свою неповторимую, ни на кого
не похожую манеру, однако в сложных композициях
ощущается влияние супрематизма,
конструктивизма. Это удивительные пластические
конфигурации, в которых оригинально претворены
идеи русского авангарда. В работах 1920-х гг.
поражает легкая, четкая и непринужденная
организация картинной плоскости, тщательная
передача деталей. В этот период обнаруживается
интерес художника к космической тематике и
страстное увлечение абстрактной живописью,
которой он остается верен до конца жизни. В
1930–1940-е гг., в период гонения на
художников-«формалистов», Окороков «уходит в
подполье»: создает эскизы ковров, плафонов,
занимается книжной графикой.
Иллюстрации
Белоснежка. 1961
Борение. 1968
Рождение сверхновой. 1963
Космос. 1972
Та-ри-ра-ра, моя гитара. 1921
Неудержимость. 1931
Авто. 1965
Новый взлет в искусстве Окорокова
произошел в 1950–1960-е гг., в период «оттепели»,
когда он работал в знаменитой студии Элия
Белютина «Новая реальность». Это самый
плодотворный период в его творчестве. Под
жестким диктатом Белютина в студии
разрабатывался новый художественный язык. Как
ощущал себя 70-летний художник среди 20–30-летних
студийцев? Разница в возрасте его не смущала. Для
молодежи он был воплощением дерзновенного духа
авангарда 1920-х гг., ученики Белютина
относились к нему с большим уважением. Окороков
нашел в студии понимание, близкую духовную
атмосферу, которой ему так не хватало дома (где,
увы, к его творчеству относились с
пренебрежением), возможность продолжать
эксперименты. Из-за непонимания в семье художник
ушел из дома и жил на даче у Белютина, где расцвел
его талант. После репрессий и разгрома студии
Белютина его ученики работали на купленной
учителем даче в Абрамцеве.
И в 1960-е гг. тема космоса была главной
для художника. Оригинальна его идея
микрокосмоса, связанная с изображением трав,
мхов, насекомых («В горах», 1964, «Бионика», 1965). И
все же идеи космизма в научном плане вряд ли
привлекали Окорокова. Космическую тему он
интерпретировал скорее как упоение
безграничными возможностями абстрактной
живописи, в духе представителей «лирической»
абстракции, с ее безудержными прорывами в иные
измерения, исключительной свободой, что
достигалось через удачно найденную цветовую
гармонию («Уход навечно в бесконечность», 1968,
«Сдвиги пространства», 1968, «Космос», 1972).
Язык абстрактной живописи помогает
Окорокову выразить самые сложные и тонкие
человеческие переживания, самые сильные или
тщательно сокрытые эмоции. Поражает
удивительная духовная наполненность его
абстрактных произведений: лирических,
эмоциональных, порой рождающих музыкальные
ассоциации. Картина «Две ню. Посвящается Листу»
(1969) навеяна музыкой великого венгра. В ярких
всполохах красного, желтого, зеленого
притягивает романтическая приподнятость, в них
угадываются пленительные очертания женских
фигур. А картина «4С. Музыка» (29.09.1929; 26.02.1971)
навеяна 4-й частью Четвертой симфонии
Чайковского. Даты ее создания, очевидно,
свидетельствуют, что художник развивал свою
раннюю супрематическую композицию.
Не многие фигуративные работы
Окорокова овеяны легкой экспрессией, как
прелестный прозрачный «Полдень» (1969), с тонкими
переливами нежных цветовых сочетаний:
обобщенный, реальный и фантазийный.
Наконец справедливость в отношении
творческого наследия этого незаслуженно
забытого художника восторжествовала и его
произведения (в основном из частных собраний)
представлены на крупной выставке «Предмет и вне
предмета. Валентин Окороков. 1920–1970» в
Выставочном зале Третьяковской галереи в
Толмачах. Выставка организована Третьяковской
галереей и Фондом «Старые годы».
|