УРОК МУЗЫКИ
Елена БОДИНА,
доктор педагогических наук,
профессор МГПУ
О музыкально-ритмическом
воспитании учащихся
Cпециалисты
помнят красочное определение роли ритма, данное
немецким музыковедом Г. фон Бюловом (1),
который говорил, что если бы существовала Библия
музыканта, то она начиналась бы словами: «В
начале был ритм».
(1)
Значение ритма в музыке и жизни
человека трудно переоценить. Ритм представляет
собой основополагающую характеристику
человеческого существования: это биологические
и физиологические ритмы, упорядочивающие жизнь
человеческого организма, психосоциальные ритмы,
организующие жизнь и адекватное самочувствие
человека в социуме, наконец, художественные
ритмы, которые несет в себе искусство, — в них
проявляется жизнь человеческого духа, динамика
его развития.
В педагогическом ракурсе ритм
представляет собой изначальную характеристику
музыки как искусства временного: общеизвестно,
что на музыкальный ритм дети начинают
реагировать еще в утробе матери, затем это с
полной очевидностью проявляется в младенчестве,
не говоря о более поздних этапах
онтогенетического развития личности. Даже дети с
задержкой умственного развития, умственно
отсталые, а также дети с тяжелыми нарушениями
слухового, зрительного и вербального восприятия
реагируют на музыкальный ритм и явно подвержены
его влиянию. Музыкальный ритм оказывает сильное
эмоционально-воспитательное, развивающее
воздействие на ребенка, помогает адаптироваться
к окружающему миру и жизни в социуме.
Из истории музыкального образования
известно, насколько вдумчиво и идейно
обоснованно относились педагоги к музыкальному
ритму. Ритмы регламентировались, ограничивались
в соответствии с целями воспитания и ожидаемым
результатом — типом личности, которая должна
была соответствовать требованиям каждой
конкретной исторической эпохи.
Так, Платон (2) предпочитал
военнозвучные, героические ритмы, воспитывающие
людей «здравомыслящих и мужественных». В отличие
от Платона, мыслители и богословы раннего
Средневековья усматривали в ритме телесное
начало и потому практически от него отказались:
ритм григорианского хорала — образца церковного
песнопения — был мерным и медленным, отражая
аскетическую отрешенность от мира, духовную
сосредоточенность человека, мистическое
созерцание.
(2)
Очевидно, что и сегодня ритм
представляет собой действенную силу влияния на
общественное сознание. В частности, однообразный
ритм поп-музыки (как правило, это 120 ударов в
минуту), способствует быстрой и легкой
синхронизации человеческого организма и музыки.
Этот ритм фактически подчиняет человека (не
случайно Ф. Ницше (3) считал ритм прежде
всего средством подчинения) за счет
естественности и комфортности восприятия — а
что может быть естественнее, чем ритм
сердцебиения? «Ритмическая агрессия» попсы
дополняется отупляющими — шаблонными и
бездуховными — текстами, которые в сочетании с
однообразным и назойливым ритмом превращают
поп-продукцию в продукт недифференцированного
массового потребления, своеобразную
«музыкальную жвачку».
(3)
К сожалению, есть все основания
полагать, что это сугубо коммерческий проект,
финансовая успешность которого никак не связана
с заботой о воспитании людей, если не считать
воспитанием отупляющее воздействие музыки на
массовое сознание. Особенно ярко этот эффект
проявляется на детях, слух которых с малолетства
засорен и запрограммирован на примитивную,
физиологически обусловленную музыку, духовно
отупляющую, а не развивающую личность.
В связи с изложенным возникает вопрос:
как разнообразить и оптимизировать ритмическое
воспитание детей, сделать его более интересным, а
значит, и эффективным. При этом важнейшей задачей
такого воспитания становится освоение
разнообразного ритма как отражения многообразия
и динамичности окружающего мира. Рассмотрим один
из путей решения этой задачи подробнее.
Освоение ритма практически во всех
системах музыкального воспитания и обучения
начинается с равномерной пульсации. Это самое
простое и эффективное средство синхронизации
организма и музыки, обеспечения их
непосредственной взаимосвязи. Помимо этого
равномерная пульсация отражает диалектическое
сочетание бесконечности жизненных процессов и
их дискретности. Однако равномерная пульсация в
чистом виде — явление в музыке довольно редкое.
Гораздо чаще используются разнообразные ритмы,
сочетания которых и создают неповторимый
«ритмический рисунок» произведения.
Одна из важнейших задач в связи с этим
— освоение детьми наиболее часто встречающихся
ритмических фигур, их различение, осознанное к
ним отношение и использование в процессе
практического музицирования.
В качестве одного из ведущих методов
начального ритмического воспитания мы
предлагаем метод «мелодизации ритма»,
разработанный К. Орфом (4) и применяемый в
различных современных системах музыкального
образования. Суть его заключается в вербальном
оформлении ритмических фигур и построений.
(4)
Начнем с ритмических фигур. Наиболее
простые из них — протяженностью в один такт в
размере 2/4, например: две четверти, четверть и две
восьмые, четыре восьмые и т.д. Смысл мелодизации
заключается в придумывании слов или фраз (если
речь идет о более сложном ритмическом
построении) к заданному ритму. Важным условием
правильной мелодизации является соотнесение
ударения в словах с сильной долей такта или
соответствие ударения в слове большей
ритмической длительности. Количество слогов в
словах должно соответствовать количеству
ритмических единиц в такте. То же самое относится
и к соответствию общего количества слогов фразы
количеству ритмических единиц более длинного,
чем двухчетвертной такт, построения.
Освоение мелодизации ритма начинается
по принципу «от простого — к сложному», поэтому
первая ритмическая фигура — это четверть и
четвертная пауза (1). Для этой ритмической фигуры
подойдет любое односложное слово. Следующая
ритмическая фигура (2) — две четверти. Для нее
подойдет слово из двух слогов с ударением на
первый слог (сильная доля такта). Далее идут
четверть и две восьмые (3) и наоборот — две
восьмые и четверть (4). Разница между ними в том,
что к первой фигуре подойдет слово из трех слогов
с ударением на первый слог, а ко второй — из трех
слогов с ударением на последний слог (в
соответствии с местоположением четверти в
такте).
Следующая ритмическая фигура — четыре
восьмушки (5). Эта фигура самая неприхотливая: к
ней подойдет любое слово из четырех слогов,
независимо от ударения. Две оставшиеся фигуры
включают в себя затакт: восьмая, а затем четверть
на сильную долю такта и четвертная пауза (6);
восьмая (затакт) — две четверти (7).
Таким образом, есть семь ритмических
фигур, к которым нужно подобрать слова с
соответствующими ударениями либо на сильной
доле такта (фигуры 1, 2, 3, 6, 7) либо на более длинной
ритмической единице (фигура 4). В ритмической
фигуре 5, как уже было сказано, значение имеет
количество слогов — их четыре, а ударение может
быть произвольным.
Специфика применения описываемого
метода (мелодизации ритма) — в тематическом
разнообразии.
Попробуем подобрать к описанным семи
ритмическим фигурам названия овощей и фруктов.
Получится: лук — груша — яблоко — помидор —
кукуруза — салат — малина. Домашние животные и
птицы: гусь — утка — курица — петушок —
поросенок — овца — корова. Рыбы: сом — щука —
скумбрия — камбала — скалярия — карась — акула.
Птицы: чиж — голубь — ласточка — воробей —
малиновка — орел — ворона.
Понятно, что таким образом можно
придумать названия экзотических животных,
насекомых, цветов, школьно-письменных
принадлежностей, а также марки автомобилей,
имена героев мультфильмов, сказок, фамилии
композиторов, художников, ученых, спортсменов,
поп-звезд и др. Например, ученые: Бор — Дарвин —
Бехтерев — Пифагор — Ломоносов — Эйнштейн —
Коперник. Композиторы: Бах — Моцарт — Мусоргский
— Бородин — Шостакович — Бизе — Чайковский. Не
составят в этом смысле исключения виды спорта,
музыкальные инструменты, мифологические
персонажи и пр.
Придумывание тематических серий слов
к названным ритмам — прекрасный способ
закрепить ритмические фигуры в памяти учащихся,
прочно их усвоить с учетом многообразных
вариантов мелодизации.
Кратко опишем особенности мелодизации
ритмических построений. Возьмем простое:
четверть — четверть — две восьмые — четверть (в
слоговых обозначениях ритма, придуманных
Э. Шеве, это: та, та, ти-ти, та). Мелодизируем это
построение в форме вопроса. Получится: еж, еж, где
живешь? Для ответа на вопрос выберем следующую
ритмическую версию ответа: четыре восьмых — две
четверти (ти-ти, ти-ти, та, та). Получится: я живу
под елкой; на опушке леса и т.д.
Еще пример — шесть восьмушек и
четверть (ти-ти, ти-ти, ти-ти, та): кошка, кошка,
спишь ли ты? Для ответа используем прежний ритм:
ти-ти, ти-ти, та, та. Тогда ответ может звучать так:
подойди поближе; сам сейчас увидишь; повтори
погромче; мур-мур-мур, уснула... и т.д.
Нет необходимости описывать
мелодизацию различных ритмов и ритмических
построений, так как главное — усвоить сам метод,
который затем можно применять самыми
разнообразными способами на радость себе и
детям.
|