Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №18/2008

УРОК МУЗЫКИ

УРОК МУЗЫКИ

 

Елена БОДИНА,
доктор педагогических наук,
профессор МГПУ

 

О музыкально-ритмическом
воспитании учащихся

Cпециалисты помнят красочное определение роли ритма, данное немецким музыковедом Г. фон Бюловом (1), который говорил, что если бы существовала Библия музыканта, то она начиналась бы словами: «В начале был ритм».

(1)

Значение ритма в музыке и жизни человека трудно переоценить. Ритм представляет собой основополагающую характеристику человеческого существования: это биологические и физиологические ритмы, упорядочивающие жизнь человеческого организма, психосоциальные ритмы, организующие жизнь и адекватное самочувствие человека в социуме, наконец, художественные ритмы, которые несет в себе искусство, — в них проявляется жизнь человеческого духа, динамика его развития.

В педагогическом ракурсе ритм представляет собой изначальную характеристику музыки как искусства временного: общеизвестно, что на музыкальный ритм дети начинают реагировать еще в утробе матери, затем это с полной очевидностью проявляется в младенчестве, не говоря о более поздних этапах онтогенетического развития личности. Даже дети с задержкой умственного развития, умственно отсталые, а также дети с тяжелыми нарушениями слухового, зрительного и вербального восприятия реагируют на музыкальный ритм и явно подвержены его влиянию. Музыкальный ритм оказывает сильное эмоционально-воспитательное, развивающее воздействие на ребенка, помогает адаптироваться к окружающему миру и жизни в социуме.

Из истории музыкального образования известно, насколько вдумчиво и идейно обоснованно относились педагоги к музыкальному ритму. Ритмы регламентировались, ограничивались в соответствии с целями воспитания и ожидаемым результатом — типом личности, которая должна была соответствовать требованиям каждой конкретной исторической эпохи.

Так, Платон (2) предпочитал военнозвучные, героические ритмы, воспитывающие людей «здравомыслящих и мужественных». В отличие от Платона, мыслители и богословы раннего Средневековья усматривали в ритме телесное начало и потому практически от него отказались: ритм григорианского хорала — образца церковного песнопения — был мерным и медленным, отражая аскетическую отрешенность от мира, духовную сосредоточенность человека, мистическое созерцание.

(2)

Очевидно, что и сегодня ритм представляет собой действенную силу влияния на общественное сознание. В частности, однообразный ритм поп-музыки (как правило, это 120 ударов в минуту), способствует быстрой и легкой синхронизации человеческого организма и музыки. Этот ритм фактически подчиняет человека (не случайно Ф. Ницше (3) считал ритм прежде всего средством подчинения) за счет естественности и комфортности восприятия — а что может быть естественнее, чем ритм сердцебиения? «Ритмическая агрессия» попсы дополняется отупляющими — шаблонными и бездуховными — текстами, которые в сочетании с однообразным и назойливым ритмом превращают поп-продукцию в продукт недифференцированного массового потребления, своеобразную «музыкальную жвачку».

(3)

К сожалению, есть все основания полагать, что это сугубо коммерческий проект, финансовая успешность которого никак не связана с заботой о воспитании людей, если не считать воспитанием отупляющее воздействие музыки на массовое сознание. Особенно ярко этот эффект проявляется на детях, слух которых с малолетства засорен и запрограммирован на примитивную, физиологически обусловленную музыку, духовно отупляющую, а не развивающую личность.

В связи с изложенным возникает вопрос: как разнообразить и оптимизировать ритмическое воспитание детей, сделать его более интересным, а значит, и эффективным. При этом важнейшей задачей такого воспитания становится освоение разнообразного ритма как отражения многообразия и динамичности окружающего мира. Рассмотрим один из путей решения этой задачи подробнее.

Освоение ритма практически во всех системах музыкального воспитания и обучения начинается с равномерной пульсации. Это самое простое и эффективное средство синхронизации организма и музыки, обеспечения их непосредственной взаимосвязи. Помимо этого равномерная пульсация отражает диалектическое сочетание бесконечности жизненных процессов и их дискретности. Однако равномерная пульсация в чистом виде — явление в музыке довольно редкое. Гораздо чаще используются разнообразные ритмы, сочетания которых и создают неповторимый «ритмический рисунок» произведения.

Одна из важнейших задач в связи с этим — освоение детьми наиболее часто встречающихся ритмических фигур, их различение, осознанное к ним отношение и использование в процессе практического музицирования.

В качестве одного из ведущих методов начального ритмического воспитания мы предлагаем метод «мелодизации ритма», разработанный К. Орфом (4) и применяемый в различных современных системах музыкального образования. Суть его заключается в вербальном оформлении ритмических фигур и построений.

(4)

Начнем с ритмических фигур. Наиболее простые из них — протяженностью в один такт в размере 2/4, например: две четверти, четверть и две восьмые, четыре восьмые и т.д. Смысл мелодизации заключается в придумывании слов или фраз (если речь идет о более сложном ритмическом построении) к заданному ритму. Важным условием правильной мелодизации является соотнесение ударения в словах с сильной долей такта или соответствие ударения в слове большей ритмической длительности. Количество слогов в словах должно соответствовать количеству ритмических единиц в такте. То же самое относится и к соответствию общего количества слогов фразы количеству ритмических единиц более длинного, чем двухчетвертной такт, построения.

Освоение мелодизации ритма начинается по принципу «от простого — к сложному», поэтому первая ритмическая фигура — это четверть и четвертная пауза (1). Для этой ритмической фигуры подойдет любое односложное слово. Следующая ритмическая фигура (2) — две четверти. Для нее подойдет слово из двух слогов с ударением на первый слог (сильная доля такта). Далее идут четверть и две восьмые (3) и наоборот — две восьмые и четверть (4). Разница между ними в том, что к первой фигуре подойдет слово из трех слогов с ударением на первый слог, а ко второй — из трех слогов с ударением на последний слог (в соответствии с местоположением четверти в такте).

Следующая ритмическая фигура — четыре восьмушки (5). Эта фигура самая неприхотливая: к ней подойдет любое слово из четырех слогов, независимо от ударения. Две оставшиеся фигуры включают в себя затакт: восьмая, а затем четверть на сильную долю такта и четвертная пауза (6); восьмая (затакт) — две четверти (7).

Таким образом, есть семь ритмических фигур, к которым нужно подобрать слова с соответствующими ударениями либо на сильной доле такта (фигуры 1, 2, 3, 6, 7) либо на более длинной ритмической единице (фигура 4). В ритмической фигуре 5, как уже было сказано, значение имеет количество слогов — их четыре, а ударение может быть произвольным.

Специфика применения описываемого метода (мелодизации ритма) — в тематическом разнообразии.

Попробуем подобрать к описанным семи ритмическим фигурам названия овощей и фруктов. Получится: лук — груша — яблоко — помидор — кукуруза — салат — малина. Домашние животные и птицы: гусь — утка — курица — петушок — поросенок — овца — корова. Рыбы: сом — щука — скумбрия — камбала — скалярия — карась — акула. Птицы: чиж — голубь — ласточка — воробей — малиновка — орел — ворона.

Понятно, что таким образом можно придумать названия экзотических животных, насекомых, цветов, школьно-письменных принадлежностей, а также марки автомобилей, имена героев мультфильмов, сказок, фамилии композиторов, художников, ученых, спортсменов, поп-звезд и др. Например, ученые: Бор — Дарвин — Бехтерев — Пифагор — Ломоносов — Эйнштейн — Коперник. Композиторы: Бах — Моцарт — Мусоргский — Бородин — Шостакович — Бизе — Чайковский. Не составят в этом смысле исключения виды спорта, музыкальные инструменты, мифологические персонажи и пр.

Придумывание тематических серий слов к названным ритмам — прекрасный способ закрепить ритмические фигуры в памяти учащихся, прочно их усвоить с учетом многообразных вариантов мелодизации.

Кратко опишем особенности мелодизации ритмических построений. Возьмем простое: четверть — четверть — две восьмые — четверть (в слоговых обозначениях ритма, придуманных Э. Шеве, это: та, та, ти-ти, та). Мелодизируем это построение в форме вопроса. Получится: еж, еж, где живешь? Для ответа на вопрос выберем следующую ритмическую версию ответа: четыре восьмых — две четверти (ти-ти, ти-ти, та, та). Получится: я живу под елкой; на опушке леса и т.д.

Еще пример — шесть восьмушек и четверть (ти-ти, ти-ти, ти-ти, та): кошка, кошка, спишь ли ты? Для ответа используем прежний ритм: ти-ти, ти-ти, та, та. Тогда ответ может звучать так: подойди поближе; сам сейчас увидишь; повтори погромче; мур-мур-мур, уснула... и т.д.

Нет необходимости описывать мелодизацию различных ритмов и ритмических построений, так как главное — усвоить сам метод, который затем можно применять самыми разнообразными способами на радость себе и детям.