АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Янина БЕЛОШАПКИНА
Портрет мальчика Челищева
ОРЕСТ КИПРЕНСКИЙ
ПОРТРЕТ МАЛЬЧИКА ЧЕЛИЩЕВА
Ок. 1809. Государственная Третьяковская галерея
Портрет Александра Александровича
Челищева (чаще его называют «Портретом мальчика
Челищева») был создан Кипренским в годы, когда он
едва ступил на стезю живописца, но уже завоевал
всеобщее восхищение.
Обратиться к образу ребенка было
смелым шагом. Вспомним, что XVIII век не знал
детских портретов. Если подобные изображения и
встречаются, то на них изображены маленькие
взрослые, а эпоха романтизма, открывшая мир
детства, еще не вступила в свои права. Кипренский
раньше других почувствовал новые веяния, увидел
в ребенке глубокий и чистый внутренний мир и
отобразил его на полотне.
Александр Челищев прожил 84 года,
долгую жизнь благородного дворянина и патриота.
В год, когда создавался портрет, его уже
зачислили в Пажеский корпус, а в 1812 г., как раз во
время начала Отечественной войны, он был выпущен
оттуда в чине прапорщика и направлен в 49-й
егерский полк. Уже через месяц
четырнадцатилетний офицер принял участие в
сражении под Малоярославцем. Впереди у него
будет еще много таких сражений… С русскими
войсками Челищев дошел до Парижа. В 1820 г. он
получил звание штабс-капитана. Молодой офицер
подружился с декабристом Никитой Муравьевым,
который открыл ему новый мир и увлек
вольнолюбивыми идеями. Челищев стал членом Союза
благоденствия, а после его роспуска вступил в
тайное Северное общество. Впрочем, в активных
действиях, равно как и в самом выступлении
декабристов, участия он не принимал. В целом этот
факт остался для него без последствий, хотя после
разгрома восстания Челищев некоторое время
находился под полицейским надзором. Вскоре он
вышел в отставку, счастливо женился, вел
безмятежную и спокойную жизнь в кругу семьи.
Но мальчик, изображенный на портрете,
еще ничего не знает о том, как сложится его жизнь,
он пока лишь с трепетом и надеждой вглядывается в
свое будущее. Не используя живописных ухищрений,
Кипренский создает ощущение романтической
приподнятости. Картина построена на контрастах
– темные волосы и огромные черные глаза
подчеркивают бледность ярко освещенного лица
Челищева, которое кажется еще бледнее за счет
темного фона портрета. Такие же контрасты
присутствуют и в одежде – белый воротник,
темно-синяя куртка, алый жилет. Вообще в
романтической живописи, у истоков которой стоял
Кипренский, цвет играл очень важную роль, помогая
добиться необходимого настроения. «Колорит –
это музыка живописи» – как говорили
художественные критики того времени. Художник
работает динамичными, свободными мазками.
Портрет получился, живым, «дышащим». Мальчик
Челищев спокойно смотрит на нас с холста, но за
этим спокойствием скрывается взволнованность
юной души, для которой «новы все впечатленья
бытия».
|