Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №19/2008

ТЕТ-А-ТЕТ

НАЧИНАЯ С XX ВЕКА

 

Алла ГРАЧЕВА

 

МИКЕЛАНДЖЕЛО МЕТАЛЛОЛОМА

Окончание. Начало см. в № 18/2008

У Сезара к 1954 г. набралось уже достаточно работ для персональной выставки в парижской галерее, где он показал свой железный зверинец и был награжден призом за скульптуру «Рыба» длиной в 3 м. Спустя год его первая экспозиция в парижском Весеннем Салоне принесла неожиданный и ошеломляющий успех: все экспонаты были проданы, а его пригласили участвовать в Венецианской биеннале 1957 г., где отвели зал во французском павильоне.

С 1958 г. Сезар начал создавать прославившую его серию «направленных компрессий» из частей разбитых автомобилей и мотоциклов. Скульптор часто перемешивал детали разных кузовов, чтобы контролировать цветную поверхность своих работ и добиваться нужной композиции и колорита. Он использовал и другие материалы, пуская под пресс алюминиевые банки из-под сока и пива, картон, каталоги, деревянные корзинки, джутовые мешки, джинсы и ткани. В 1971 г. Сезар замахнулся на ювелирные изделия. К этому времени он стал уже так знаменит, что парижские дамы выстраивались в очередь, чтобы вручить для его «компрессий» свои фамильные драгоценности — он превращал их в крошечные спрессованные кубики, которые они с восторгом носили на шее.

Переход Сезара от академизма к абстракциям закономерен: этот стиль лучше отражал неустойчивый послевоенный мир, чем его прежние фигуративные изображения. Его интерес к новым технологиям, стремление понять логику новых материалов постоянно подталкивали к неожиданным экспериментам. Открыв для себя пантограф — прибор, дающий многократное увеличение, — Сезар занялся муляжами фрагментов человеческого тела, начав с собственного большого пальца, растиражированного во многих экземплярах.

В серии под названием «Отпечатки» скульптор увеличивал части тела на пантографе, а затем отливал их в бронзе. Гигантский запечатленный в бронзе палец Сезара возвышается на эспланаде Дефанс в престижном квартале парижского Сити. Такое же изваяние есть и на юге — не мог же уроженец Марселя не оставить своего отпечатка в родном городе. Его «Палец» воздвигнут в Сеуле, где по случаю Олимпийских игр 1988 г. Сезар поставил шестиметровый монумент.

В качестве следующего муляжа Сезар воспроизвел грудь танцовщицы из кабаре Crazy Horse диаметром в 5 м и высотой в 2,5 м. Получив заказ от Военной академии в Сент-Сире, Сезар решил, что духу армейского ведомства больше соответствует сжатый кулак, и соорудил его там в 1970 г. из нержавеющей стали весом в семь тонн. Эту серию Сезар завершил муляжами собственного лица, масками-автопортретами. На этом он остановился, хотя, реши он двинуться дальше, его ждала бы обширная программа.

Палец

Палец

 

Эпоху «Отпечатков» сменили изваяния из текучей смолы — полиуретана, материала, который имеет свойство расширяться. Поэтому Сезар назвал серию работ из полиуретановой пены «Экспансии». «Я как-то увидел, как приятель заделывает смолой пробоину в днище лодки. Застывая, она становилась прочнее дерева. Я понял, что такому материалу можно придать любую форму». С 1967 года Сезар начинает проводить серию «хэппенингов», сооружая на глазах у собравшейся публики свои «экспансии». Полиуретановая пена текла из-под его рук, как каша из постоянно варившего горшка, располагаясь причудливыми волнами и застывая в неожиданных формах. На эти представления собирались толпы почитателей не только во Франции, но и в Лондоне, Брюсселе, Риме. В Салоне 1967 г. он впервые выставил свою «Большую оранжевую экспансию» из цветного пластика, похожую на раскаленный вулканический поток. Последние работы из этой серии Сезар создавал из расплавленного стекла на фабрике в Нанси.

Слава скульптора стремительно росла. Он регулярно выставляется в музеях Европы, Америки, Японии, получает многочисленные премии и награды: серебряную медаль в Брюсселе, премию Карнеги в Америке, престижную премию Родена во Франции. Франсуа Миттеран вручает ему Орден Почетного Легиона, а японский император — эквивалент Нобелевской премии в области искусств «вместе с чеком на 60 тысяч, не облагаемых налогом, не считая официального лимузина с шофером и французским флажком на крыле».

В 1983 г. для парка Фонда Картье в Жуи-ан-Жозас Сезар создал скульптуру в память Эйфеля, там же спустя три года воздвиг одну из последних своих монументальных «компрессий» под названием «Чемпионы», спрессованную из четырех гоночных машин «пежо», потерпевших аварию во время ралли. Последний такой монумент — настоящая гора из разбитых автомашин весом в 520 тонн — десять лет спустя на биеннале в Венеции стала главным экспонатом французского павильона.

Кентавр

Кентавр

 

В 1985 г. по заказу парижской мэрии в память о Пикассо Сезар установил своего знаменитого «Кентавра» высотой почти в 5 м в квартале Сен-Жермен, отдав долг великому испанцу, под влиянием которого он находился многие годы. Бронзовый «Кентавр» с бородатой головой самого Сезара, несмотря на современную манеру исполнения, напоминает античную конную статую Марка Аврелия на Капитолийском холме в Риме.

Сваренные из металлического утиля скульптуры по выразительности остаются вершиной его творческой судьбы. Недаром он часто возвращался к ним, показав на коллективной выставке на Елисейских полях в 1996 г. гигантского «Рэмбо» — железного монстра на роликах с распахнутыми крыльями, покрытыми пластинами, наподобие черепицы, а затем в зале аэропорта Руасси — одну из необычных птиц на роликах («Смешная Фанни») из металлолома, которая демонстрировалась там вместе с работами других «новых реалистов». Скульптор предвосхитил повальное увлечение французов роликами, на которых вскоре покатили по улицам и млад и стар, и даже полицейские.

Смешная Фанни (Fanny Fanny)

Смешная Фанни (Fanny Fanny)

 

Став знаменитым, Сезар приобрел вкус к светской жизни. Весь Париж знал этого невысокого человека, с библейской бородой, в неизменном черном бархатном пиджаке, появлявшегося на богемных сборищах под руку со своей молодой подружкой. Их разделяло 50 лет, и она оставалась музой скульптора до последних дней его жизни. Быть может, предчувствуя скорый конец, Сезар посетил в 1997 году Тоскану, землю своих предков.

Исполнилось уже десять лет со дня его смерти, но каждый год на церемонии вручения «Сезара» вся киношная рать приветствует его: «Аве Цезарь!»