|
АРХИТЕКТУРНЫЕ АНСАМБЛИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Владимир ЯРАНЦЕВ
ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ
Крепость, давшая имя городу (название Петропавловская — советского времени), заложена во имя апостола Петра в день Св. Троицы — праздника в память о сошествии Святого Духа на апостолов и об основании святым Петром церкви. Крепость строилась по проекту Петра I и французского военного инженера Ж.Г. Ламбера под руководством саксонского инженера В.А. Кирхенштейна, а затем швейцарского архитектора Д. Трезини. Первоначально укрепления были земляными, затем до 1740 г. под руководством Трезини все они были построены заново из кирпича. Б. Патерсен. Вид Петропавловской крепости с Невы. 1799
Выстроенная «на мокром и низком горизонте» — на низменном острове у правого берега Невы напротив широкого разлива реки — крепость в плане представляет собою шестигранник прямых стен (куртин), на стыках которых поставлены пятигранные бастионы. На восточной и западной оконечностях острова вне стен крепости построены дополнительные укрепления — равелины. С восточной стороны, где находился первый посад города со старейшей Троицкой площадью, в крепость ведут главные Петровские ворота, построенные в дереве Д. Трезини в 1708 г. и перестроенные им же в каменные в 1717–1718 гг. В центре их фронтона стояла статуя апостола Петра — то есть это «врата святого Петра»: врата его града, они же врата рая. По сторонам были аллегории Надежды и Благочестия (все три статуи не сохранились). В тимпане фронтона — рельеф «Саваоф», соответствующий девизу Петра I «С Божьей помощью». Петропавловская крепость. Вид с Невы
Центральное поле в аттике под фронтоном занимает большой рельеф «Апостол Петр, низвергающий своей молитвой Симона-волхва» (1717, скульптор К. Оснер) — аллегория Санкт-Петербурга, уподобленного крепкому камню, о который разобьются враги преобразования России. Под рельефом над аркой — государственный герб. В нишах по сторонам арки две аллегорические скульптуры мифологических божеств (характерное для петровского барокко соединение в одном тексте христианских и мифологических аллегорий) — предположительно Минервы-Паллады и Минервы-Полиады (первоначальные атрибуты не сохранились, и первоначальное значение может быть только гипотетическим). По сторонам ворот стояли статуи Марса и Нептуна (не сохранились) — аллегории военного и морского дела. Таким образом, Петровские ворота являются триумфальными (старейшими из доныне существующих в России). Их семантика связана с основанием Санкт-Петербурга: общее значение ворот, заданное именем города и статуей св. Петра, — «врата управляемого Надеждой и Благочестием, защищенного мудростью и воинской силой армии и флота царствующего града Святого Петра, о который разобьются враги России». Петровские ворота
Поставленные с 80-градусным уклоном внешние стены имеют высоту 11–11,5 м; внутренние — 7–7,5 м. Одновременно с созданием гранитных набережных Невы с лестницами-пристанями (1763–1788) по проекту инженера Р.Р. Томилова под руководством инженера Ф.В. Бауэра внешние стены двух обращенных к Неве куртин и трех бастионов Санкт-Петербургской крепости также были одеты камнем (о чем сообщают поставленные на них мемориальные надписи). В 1784–1787 гг. архитектор Н.А. Львов построил в Невской куртине еще одни, обращенные к разливу Невы, парадные ворота крепости — в виде четырехколонного гранитного портика тосканского ордера; перед ними устроена гранитная Комендантская пристань. Гранит набережных и стен крепости воплощал имя города, его святого покровителя и его основателя. План
Изящные декоративные башенки-караулки на углах бастионов отразили эстетику стиля рококо. В глубине крепости, в самом ее центре, возвышается патрональный храм города — собор святых первоверховных апостолов Петра и Павла (архитектор Д. Трезини, 1712–1731), с увенчанной острой иглой шпиля колокольней, имевшей первоначально высоту 106 м, а после замены шпиля в 1858 г. — 122,5 метра. При кресте колокольни — фигура ангела. Восточнее — единственная, очень небольшая, глава храма, еще восточнее в 1896–1908 гг. архитекторами Д.И. Гриммом, А.О. Томишко и Л.Н.Бенуа построена церковь св. Александра Невского, большой купол которой уравновешивает силуэт крепости, смягчая диспропорциональность маленькой главы и колоссальной колокольни собора. Со стороны разлива Невы крепость воспринимается как доминирующий единый лапидарный объем, с контрастом протяженной горизонтальной линии стен и устремленной к Богу вертикали колокольни. Внутри крепость плотно застроена зданиями, поставленными параллельно внутренним стенам и скомпонованными вокруг двух площадей. Первая, Плясовая (название происходит от жестоких экзекуций петровского времени), образована зданиями обер-комендантского и инженерного домов, построенными в стиле анненского барокко, и Гауптвахты. Вторая, Соборная, расположена перед папертью храма, около которой архитектор А.Ф. Вист построил в стиле рококо павильон, наподобие часовни, увенчанный фигурой Навигации, — Ботный домик для хранения одной из главных исторических реликвий Санкт-Петербурга, ботика Петра I. Невские ворота
Противоположную, западную сторону Соборной площади образует протяженное здание Монетного двора, на отмеченный фронтоном центр которого ориентирована основная внутренняя композиционная ось крепости. Монетный двор построен в стиле безордерного классицизма, со сплошной рустовкой стен во всю высоту, по концам фасада поставлены романтические круглые башни с мотивами фортификационной архитектуры. Многочисленные здания внутри крепости построены в формах классицизма, безордерного неоренессанса и неоклассицизма и образуют гармоничное единство, служащее нейтральным фоном собора. |