|
АРХИТЕКТУРНЫЕ АНСАМБЛИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Владимир ЯРАНЦЕВ
СЕНАТСКАЯ ПЛОЩАДЬ
БЕНЖАМЕН ПАТЕРСЕН
Cенатская площадь, она же Петровская, ныне площадь Декабристов, — одна из главных площадей Санкт-Петербурга, входящая в ансамбль центральных площадей. Единственная из них, она обращена к реке Неве и является одновременно частью ансамбля невских набережных. Существующий архитектурный ансамбль Сенатской площади создан в XIX веке в стиле ампир. План
Площадь находится на берегу Большой Невы, с востока ограничена боковым корпусом Главного Адмиралтейства. Так как в XVIII в. Адмиралтейство было крепостью, то вокруг него были открытые эспланады, на месте которых позже и возникла система центральных площадей. В начале XVIII в. на месте Сенатской площади был заболоченный луг, западнее которого находились «Смоляная баня» (на месте здания Синода), Канатный двор и другие службы Адмиралтейства, с юга (на месте Конногвардейского бульвара и далее по его линии) был Адмиралтейский канал, соединявшийся с каналами, окружавшими Адмиралтейство. Ф. Перро. Адмиралтейская площадь. 1841
В 1710 г. около Адмиралтейства возвели церковь св. Исаакия Далматского, посвящение которой воплощает провиденциальную связь Петра I с Александром Невским — оба родились в праздник этого святого. Точное место церкви неизвестно, по одной из версий она располагалась на берегу Невы на месте Сенатской площади. В 1712 г. в ней состоялось официальное венчание царя с Екатериной Алексеевной (Екатериной I). В 1717–1727 гг. вместо нее построили вторую, каменную церковь св. Исаакия Далматского. Похожая на Петропавловский собор, с увенчанной шпилем колокольней, она стояла в центре будущей Сенатской площади на берегу Невы, и при законодательном упорядочении городской топонимики в 1738 г. площадь была названа Исаакиевской. В 1727 г. от Исаакиевской церкви на Васильевский остров был наведен первый в городе наплавной Исаакиевский мост, существовавший до 1916 г. (сохранились гранитные устои начала XIX в.). Вниз от площади по течению Невы в царствование Анны Иоанновны по жестким императорским указам была благоустроена и застроена домами вельмож Английская набережная. Трехэтажный дом в стиле барокко на углу площади и набережной, с 1744 года принадлежавший графу А.П. Бестужеву-Рюмину, при его опале был конфискован, и указом императрицы Екатерины II в него из здания Двенадцати коллегий был переведен Правительствующий Сенат. С тех пор площадь получила название Сенатской. В 1779 г. архитектор И.Е. Старов капитально перестроил Сенат, придав фасадам классические формы, центр фасада отметил мощный четырехколонный портик со скульптурой. Исаакиевская церковь оказалась непрочной, и после нескольких попыток спасти здание по предложению архитектора С.И. Чевакинского решено было в удалении от Невы, за Адмиралтейским каналом, строить новый храм. В 1768 году его начали строить по проекту А. Ринальди в стиле рококо, впервые в Петербурге здание было облицовано мрамором. Э.М. Фальконе. Памятник Петру I («Медный всадник») 1782
В 1768–1782 гг. на месте разобранной церкви св. Исаакия Далматского в центре Сенатской площади был установлен первый в России монумент — конная статуя Петра I (скульптор Э.М. Фальконе, при участии М. Колло, Ф.Г. Гордеева; архитектор Ю.М. Фельтен) — бронзовая фигура античного полководца с лицом Петра I, на вздыбленном коне, попирающем змея, на постаменте в виде монолитного гранитного утеса. По сторонам монумента, получившего после известной поэмы А.С. Пушкина имя «Медный всадник», Адмиралтейство и Сенат — учреждения, воплощающие преобразовательную деятельность Петра I, позади него — новый Исаакиевский собор и вся Россия, перед монументом — Нева, на противоположном берегу сохранившая ансамбль зданий петровского времени. Десница царя обращена к Неве, в сторону Петропавловского собора и порта на Стрелке Васильевского острова. Площадь была переименована в площадь Петра Первого (Петровскую), но в обиходе ее часто по-прежнему называли Сенатской. А. Давыдов. Открытие памятника Петру Великому. 1782
Строительство Исаакиевского храма затянулось, и по указу Павла I он был в 1798–1802 гг. завершен в упрощенном виде архитектором Винченцо Бренной. Рядом с ним в 1805 г. в юго-западной части площади Дж. Кваренги построил Конногвардейский манеж в виде греческого храма с замыкающим перспективу от Дворцовой площади необычно глубоким портиком — восьмиколонным в первом ряду и четырехколонным во втором. Перед портиком были установлены мраморные копии античных статуй Диоскуров. В 1806–1823 гг. архитектор А.Д. Захаров срыл валы и засыпал рвы Адмиралтейской крепости и полностью перестроил здание Главного Адмиралтейства. В новом виде оно обращено к площади длинным боковым фасадом с тремя ризалитами, центральный выделен 12-колонным дорическим портиком, во фронтоне которого помещены атрибуты морского и военного триумфа, в боковых ризалитах — 6-колонные лоджии. Дж. Кваренги. Бывший Конногвардейский манеж. 1804–1807
Третий Исаакиевский храм был архитектурно неадекватен своему предназначению, и в 1818 г. началось строительство на его месте четвертого Исаакиевского собора по проекту О. Рикара де Монферрана. К 1842 г. был завершен экстерьер крупнейшего храма Санкт-Петербурга (освящен в 1858), облицованного мрамором и оформленного 112 монолитными гранитными колоннами коринфского ордера, крупнейшие из которых образуют четыре портика. Дом Лобанова-Ростовского Вид со смотровой площадки Исаакиевского собора на Исаакиевскую площадь
Грандиозный объем Исаакиевского собора замыкает пространство Петровской площади с юга, за ним начала формироваться новая Исаакиевская площадь. Рядом с собором на стыке Петровской, Адмиралтейской и Исаакиевской площадей Монферран построил дом князя Лобанова-Ростовского, позднее приобретенный в казну для размещения Военного министерства. Его главный фасад и фасад, обращенный к Исаакиевскому собору, оформлены 8-колонными портиками коринфского ордера и лоджиями с коринфскими колоннами в угловых ризалитах. Исаакиевская площадь. Р. Клодт, Р.
Залеман. Н. Рамазанов. Ф. Лидваль. Гостиница «Астория». 1908–1912
На площади перед зданием Сената 14 декабря 1825 года произошло первое в истории России вооруженное выступление против самодержавия — восстание декабристов, в память о котором в 1918 г. Сенатская площадь была переименована в площадь Декабристов. В 1829–1834 гг. на месте старого здания Сената и соседнего дома купчихи Кусовниковой, между Галерной улицей и Адмиралтейским каналом, по проекту Росси архитектором А.Е. Штаубертом сооружен комплекс зданий Сената и Синода, соединенных аркой, переброшенной над Галерной улицей. Росси «привел» всю западную сторону площади «под один фасад», высотой в 8,5 саженей (25,5 м), стилистически гармонирующий с фасадом Адмиралтейства на восточной ее стороне и соразмерный ему (на одну сажень выше). В результате площадь превратилась в законченный архитектурный ансамбль. В то же время основные мотивы архитектуры зданий Сената и Синода варьируют в укрупненных формах решение фасада стоящего рядом на набережной дома графов де Лаваль, созданного ранее Ж. Тома де Томоном, что увеличивает градостроительный эффект связности, ансамблевости. К. Росси. Сенат и Синод. 1829–1834 Исаакиевская площадь. Празднование
двухсотлетия
В зданиях Сената и Синода, как и Главного штаба, Росси вновь использовал прием соединения двух протяженных зданий аркой (над Галерной ул.). Узкая арка кажется зрительно шире благодаря двум парам коринфских колонн, обрамляющих ее с каждой стороны, и единому аттику, венчающему эту композицию. Такие же две пары колонн поставлены по концам зданий. Фасады меж ними почти во всю ширину оформлены 8-колонными коринфскими лоджиями, со ступенчатыми аттиками над ними, в которых помещены изображения государственных орлов и летящих гениев Славы. К площади обращены 32 колонны, еще 22 оформляют скругленный угол и обращены к Неве. Между парными колоннами на уровне второго этажа в нишах помещены аллегорические скульптуры государственных и религиозных добродетелей: Мудрости, Законоведения, Закона, Твердости, Бдительности, Беспристрастия, Правосудия и Истины (на фасадах Сената), Благочестия, Веры, Богословия, Духовного просвещения (на фасаде Синода). Закругленный аттик Сената увенчан крестом домовой церкви. Архитектура арки, соединяющей здания Сената и Синода, заявляет ее как триумфальную. На ступенчатом постаменте ее аттика — государственный герб в окружении «Правосудия» и «Благочестия» (другие интерпретации — «Беспристрастность и Благоговение», «Закон и Вера»); ниже — рельефы «Закон естественный» (в центре), «Закон божественный» (со стороны Синода) и «Закон гражданский» (со стороны Сената), своего рода три основы российской государственности. Рельефы разделены монументальными фигурами гениев, несущих книги и символы правосудия. Всё в совокупности может быть интерпретировано как «Триумф Закона» и заявляет равноправие гражданской и духовной власти как оснований государственности российской империи. В 1842 г. был засыпан Адмиралтейский канал от Адмиралтейства до Благовещенской площади, на его месте по проекту Росси был создан бульвар. В начале бульвара между зданиями Синода и Конногвардейского манежа в 1845–1846 гг. под руководством архитектора Н.Е. Ефимова были поставлены две колонны сердобольского гранита в честь боевых заслуг лейб-гвардии Конного полка в русско-французских войнах 1812–1814 гг., венчаемые «ангелами мира» — скульптурами крылатой Победы-Ники с лавровыми венками в руках (дар прусского короля Фридриха III Николаю I в ответ на конные группы П.К. Клодта с Аничкова моста). Сенатская площадь с триумфальной аркой является памятником деяниям Петра I, основавшего в России мореплавание, государственное право и государственную власть над церковью. Часть площади занята Александровским садом, устроенным на месте Адмиралтейской площади в 1872–1874 гг. и названным в честь Александра II; дерево, посаженное им, выделено оградой. |