Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №21/2008

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Марк САРТАН

 

 

Художники группы «Мост»

В отечественных музеях представителей немецкого экспрессионизма пожалуй что и не сыщешь. В период его расцвета, то есть в 20-е годы прошлого века, у частных российских собирателей вроде Щукина и Морозова появились заботы поважнее, чем следить за художественной жизнью Европы и покупать современные произведения, как они это делали всего лет десять назад. А молодое советское государство наложило лапу на их коллекции не для того, чтобы пополнять, а вовсе наоборот — чтобы тайком распродавать за полновесную валюту.

Эмиль Нольде. Господин Ш. (портрет Густава Шифлера). 1915

Эмиль Нольде. Господин Ш. (портрет Густава Шифлера). 1915

 

Так и вышло, что на протяжении чуть ли не сотни лет для российского зрителя западноевропейское искусство представало как бы остановившимся на постимпрессионизме, Матиссе и раннем Пикассо. С любым более поздним «измом» приходится знакомиться либо за границей, либо на выставках.

В этом смысле название выставки, которая только что прошла в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, невольно вводит в легкое заблуждение. Полностью она именуется так: «Художники группы «Мост». Немецкие экспрессионисты из собрания музея «Брюкке», Берлин». Вроде все честно, но представлены не только художники «Моста», но и работы того периода, когда группа «Мост» существовала. А истинные шедевры экспрессионизма были созданы позднее, да и авторы многих из них никогда в «Мост» не входили.

Эмиль Нольде. Экзотические фигуры. 1912

Эмиль Нольде. Экзотические фигуры. 1912

 

То есть выставка предлагает зрителю, привлеченному словом «экспрессионисты», лишь одну грань желанного бриллианта, лишь этап в становлении одного из самых влиятельных художественных течений ХХ века. Собственно, в этом нет ничего плохого, просто к такому повороту надо быть готовым.

Итак, группа «Мост». Образовали ее в 1905 году четыре студента-архитектора, слушатели Высшей технической школы Дрездена: Фриц Блейль, Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуф. Вскоре в группу согласился войти Эмиль Нольде, затем Макс Пехштейн и Куно Амье. Трижды звали уже тогда знаменитого Мунка, обращались и к Матиссу, но те ответили отказом. В дальнейшем одни художники присоединялись к «Мосту», другие выходили из него, пока в 1913 году группа не объявила о самороспуске.

Как видите, «Мосту» была уготована не слишком долгая жизнь, но зато она была полна внутренних событий. Стиль эволюционировал, художники обменивались опытом и достижениями, попутно ссорясь и даже прибегая к исключениям своих бывших товарищей из числа членов группы.

Эрих Хеккель. Тюбинген. 1920

Эрих Хеккель. Тюбинген. 1920

 

К сожалению, эта полная событий история ускользает от взгляда зрителя, поскольку развеска организована «по художникам» и хронологическая последовательность как бы растворяется в отделенных друг от друга авторских мини-экспозициях. Творчество «Моста» предстает суммой достижений, общим итогом творческой деятельности, в котором очень трудно рассмотреть внутреннюю динамику. Общее впечатление от выставки, пожалуй, могло бы быть и побогаче.

Зато отчетливо видно, как члены группы оправдали ее название. Начиналось все под явным влиянием модных тогда Ван Гога и Гогена, щедро сдобренных находками Матисса и его фовистов. Множество представленных на выставке работ выглядят тщательной разработкой чужих достижений, словно художники учатся говорить на новом для них языке. А к моменту когда группа окончила свое существование, в самостоятельное художественное объединение оформился «Синий всадник», которому предстояло уже разработать свой язык и сказать свое слово в истории искусства. И впереди была Первая мировая война, ужасы которой во многом определили тематику и выразительные средства немецких экспрессионистов. Так что «Мост» действительно соединил достижения постимпрессионизма с вершинами экспрессионизма — название оказалось пророческим.

А вот в печатной графике достижения «Моста» оказались не только самостоятельными, но и революционными. Формы упростились, появились большие плоскости чистого черного цвета, рисунок стал строже и жестче. Европейские мастера ксилографии и гравюры на дереве в дальнейшем активно использовали найденные «мостовцами» приемы.

Карл Шмидт-Ротлуф. Задумавшаяся женщина. 1912

Карл Шмидт-Ротлуф. Задумавшаяся женщина. 1912

 

Не всем участникам группы было суждено в дальнейшем стать художниками мирового уровня. Пожалуй, таким званием можно наградить лишь Кирхнера и Нольде. Первый из них обрел свой зрелый стиль позже, побывав на фронтах Первой мировой и навсегда сохранив в сердце испытанный там ужас. Что же касается Нольде, то его будущность чувствуется уже в работах довоенного периода, и не случайно отведенный ему на выставке «уголок» выглядит наиболее впечатляющим. Здесь выделяются «Осмеяние Христа», о котором наша газета писала в № 22/2007, жутковатый «мефистофельский» портрет господина Ш. и «Экзотические фигуры», своеобразная эпитафия бесплодным попыткам европейского искусства найти в дальних странах первозданный рай на земле.

Великолепным дополнением к выставке служит с любовью сделанный каталог, столь полный и снабженный таким количеством справочных материалов, что его можно считать энциклопедией группы «Мост».

Иллюстрации

Карл Шмидт-Ротлуф. Зима. 1906

Макс Пехштейн. Негритянская танцевальная группа (Сомалийский танец). 1910

Эмиль Нольде. E.N. (Автопортрет). 1908

Отто Мюллер. Две купальщицы. 1921

Эрих Хеккель. Портрет молодого человека (Автопортрет). 1906

Эрих Хеккель. У парикмахера. 1912

Макс Пехштейн. Танец. 1909

Эрнст Людвиг Кирхнер. Марцелла – артистка. 1910

Эрнст Людвиг Кирхнер

Хроника художественного объединения «Мост». 1913

Куно Амье. Джованни Джакометти за чтением. 1904

Фриц Блейль. Цвингер. Дрезден. 1907