Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №21/2008

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Лев ДЬЯКОВ

 

Прачка

Оноре Домье
ПРАЧКА
1861. Музей Орсе, Париж

 

Живя на острове Сен-Луи на окраине Парижа, Домье постоянно наблюдал за тяжелым трудом прачек. Он часто видел, как они, нагруженные увесистыми свертками мокрого белья, с трудом поднимаются и спускаются по ступеням, ведущим к воде.

Привожу великолепный анализ этой картины, выполненный Н. Калитиной в ее монографии о французском мастере.

«…По крутым ступенькам лестницы медленно поднимается прачка. Одной рукой с усилием поддерживает она тяжелый сверток мокрого белья, другую руку протягивает ребенку, которого, вероятно, не с кем оставить дома.

Домье правдиво показывает всю тяжесть ее труда. Однако художник не изображает прачку опустошенной, надломленной работой, — наоборот, в образе женщины подчеркнуты сила, внутреннее благородство, величественность.

На улице. 1860-е

На улице. 1860-е

 

Тема материнства глубоко волновала Домье и именно в «Прачке» она получила наиболее глубокое и полное звучание наряду с темой труда. Во всей фигуре женщины, в жесте руки, которую она подала малышу, в наклоне головы передана трогательная, большая любовь, связывающая мать с ребенком. При этом Домье далек от малейшего налета сентиментальности, который был свойствен многим другим художникам, изображавшим жизнь бедняков.

Тяжелая ноша. Ок. 1860

Тяжелая ноша. Ок. 1860

 

Фигуры матери и ребенка являются конструкционным центром картины. Четкими силуэтами вырисовываются они на фоне ярко освещенного противоположного берега Сены. Точка зрения несколько снизу вверх, удаленность второго плана, обобщенная манера письма и отсутствие деталей, отвлекающих внимание от центральных образов, — все это помогает выражению основного содержания картины».

Купающаяся девушка. Ок. 1860

Купающаяся девушка. Ок. 1860

 

Следует добавить, что «Прачка» построена по принципу монументального скульптурного рельефа. Очень мощно проработан передний план с его пластически ясными, будто осязаемыми формами, составляющими единую скульптурную группу. А чтобы всемерно подчеркнуть могучий силуэт прачки, ее скрытую энергию и мощь, художник предельно обобщил дальний план здания и реку, освещенные яркими лучами солнца. И от этого всё приобретает убедительность символа, предельную пластичность. Недаром современники сравнивали эту картину Домье со скульптурой Микеланджело.