|
НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ
Вера СОБКО
Предощущение свободыВ галерее искусств «Даев 33» прошла выставка «Неофициальное искусство в СССР, 1970-е годы». В экспозиции были представлены 60 картин и этюдов из частных собраний. Устроителям выставки потребовались немалые усилия, чтобы собрать работы художников-нонконформистов, датированные семидесятыми годами. Многие из лидеров советского андерграунда уехали из страны и увезли свои полотна. Те, кто остался, сегодня уже не имеют работ «первого ряда» — их лучшие произведения находятся в чужих коллекциях. А очень многих, создававших неподцензурное искусство того времени, просто нет в живых. Несмотря на, казалось бы, громкие имена и широкую известность представителей этого направления, их творчество до сих пор по-настоящему не исследовано. Как правило, вспоминают скандалы, связанные с «бульдозерной» выставкой в сентябре 1974 г. и смотром работ неофициального искусства в парке Измайлово. А также выставки 1975 г. в павильоне «Пчеловодство» и в Доме культуры на ВДНХ. Серьезное знакомство с творчеством художников-нонконформистов еще только предстоит, и галерея «Даев 33» сделала в этом направлении важный шаг. К. Худяков. Танец. 1983
В основном экспозиция состоит из работ художников, выставлявшихся в залах Горкома художников-графиков на Малой Грузинской, 28. Первая выставка живописной секции прошла в марте 1976 г. и, как вспоминал один из очевидцев, люди стояли часами, чтобы попасть туда. Несмотря на дождь и непогоду, огромная толпа под зонтиками не расходилась — все желали приобщиться к новому, свободному искусству. И. Рожанец. Поминание. 1996
Художник Сергей Потапов, участник многих выставок на Малой Грузинской, напомнил, что семидесятые годы — особая страница нашего искусства. С одной стороны, это время брежневского застоя, с другой — время интенсивного духовного поиска, когда ни свежие идеи, ни свежие веяния извне практически не просачивались. Художники существовали в замкнутом пространстве, и это наполняло творческую жизнь особым драматизмом. Представители неофициального искусства находились не только под жестким идеологическим давлением, но и под давлением профессионального сообщества во главе с Союзом художников СССР. Часто художники писали, что называется, «в стол», для себя. На многих полотнах того времени зафиксирован поиск живописцев в сфере метафизики и религии, мифологии и гротеска. Натюрморт и жанровая живопись также переосмысливались и уходили от традиционных решений. В. Колотев. Арест пропагандиста. 1979
На этой выставке каждый участник — индивидуальность. Здесь и легендарный Александр Калугин, работы которого выставлялись в 1974 г. в Соединенных Штатах, в то время как сам художник находился в психиатрической больнице на принудительном лечении. Из ныне широко известных имен представлены Анатолий Зверев и Дмитрий Плавинский. Работы Ильи Табенкина, учившегося у Михаила Соколова и так же, как учитель, оказавшегося в тридцатые годы в лагере, лаконичны и выразителены. А. Шестаков. Мелодия на виолончели. 1973
Показаны картины художников из группы «двадцати»: Сергея Блезе, Игоря Глухова, Дмитрия Гордеева, Владимира Петрова-Гладкого, Игоря Снегура, Константина Худякова. Надежда Гайдук, один из организаторов группы, рассказала о личных впечатлениях того незабываемого времени. И. Табенкин. Поющие. 1970
Безусловно, яркий период в истории отечественной живописи, условно называемый неоавангардом 1960–1970-х гг., нуждается в серьезном исследовании. Даже эта сравнительно небольшая выставка позволяет открыть интересных авторов, творчество которых до сих пор остается в тени. По-своему уникальна живописная техника Игоря Рожанца — «пуантель по белому». Остроумен и ироничен в социально-бытовых зарисовках Василий Колотев. Современен и нов в своем живописном видении Адольф Шестаков, несмотря на то что выставленные работы создавались в семидесятые годы. Н. Гайдук. Прогулка. Памяти Тихомирова. 1981
«Талант — единственная новость в мире, которая всегда нова, — с такого тезиса начал свое выступление на открытии выставки в галерее «Даев 33» известный искусствовед Григорий Климовицкий. — Главное — мера таланта и чувство внутренней свободы художника. Если художник осознавал свою внутреннюю свободу, то он всегда творил вопреки. Каждое время требует своего осмысления и к каждому поколению произведения искусства поворачиваются своей новой гранью». А. Калугин. Ожидание. 1972–1973 А. Калугин. Реалист-сказочник Роман Михайлов. 1985 |