|
НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ
Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА
Радикальная революцияВыставка футуристов в Москве«До сих пор литература воспевала задумчивость, неподвижность. Мы хотим воспеть лихорадочную бессонницу, опасный прыжок, оплеуху», — писал в манифесте футуристов Маринетти, их идеолог и вождь. Страстный полемический пафос манифеста художники Боччони, Балла, Руссоло распространили на визуальное искусство. Машина, самолет, индустриальный город казались футуристам легендарными, так как воплощали технологический триумф человека над природой. Футуристы демонстрировали упоение скоростью, технологией и насилием. Балла от поисков в области вибрации света приходит к синтетическому изображению движения космических динамических ритмов («Стрела жизни», 1918). У. Боччони. Спиральная композиция. 1913
Динамический синтез, разработанный Боччони, одно из важнейших открытий футуризма. Движение означает скорость, которая оказывает воздействие на движущийся объект и пространство, где происходит движение. Боччони сумел выявить и соединить предмет и пространство, преодолевая основную двойственность традиционной культуры («Спиральная композиция», 1913; «Мускульная динамика», 1914). У. Боччони. Голова + Свет + Окружение. 1912
Наконец и в Москву привезли работы итальянских футуристов из музеев и частных собраний Италии, США, Швейцарии, Израиля. Они демонстрируются на выставке «Футуризм — радикальная революция. Италия — Россия» в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Особенность выставки в том, что представлены здесь и произведения русских кубофутуристов, авангардистов Гончаровой, Ларионова, Розановой, Экстер, Крученых, Маяковского из российских музеев. На выставке делается акцент на поразительных культурных связях и тесных формальных отношениях между кубизмом и футуризмом, их пересечениях и диалоге. Прослеживаются любопытные личные связи между итальянскими и русскими художниками. Ф. Деперо. Вращающаяся балерина и попугай. 1917
Работы итальянских футуристов напоминают о стремлении разорвать традиции замкнутого пластического пространства, об отказе от перспективы, о совмещении и наложении планов. Итальянские футуристы стремились преодолеть статичность живописи. Балла оригинально передавал впечатление движения перед неподвижным зрителем с помощью расплывающихся линий, очертаний множества ног, повторяющихся кривых. Абстрактное изображение скорости разрабатывал Северини, из элементов (мелькающие лица, складки) слагал образы меняющейся реальности. На выставке четко прослеживается эволюция футуризма от конкретного образа к абстракции, показаны разные фазы футуризма. Так, Энрико Прамполини, один из ярких представителей «второй фазы», в 1929 г. подписавший футуристический манифест «Аэроживопись», известен прежде всего своими «полимерными» композициями из разных материалов. В. Маяковский. Рулетка. 1915
Некоторые работы на выставке показывают, как итальянские футуристы рисуют буквами. Они используют алфавит в качестве знаков, без всякого функционального контекста, как своеобразный орнамент с ускользающим смыслом («Композиции», 1918, Деперо). А русские кубофутуристы подчеркивают эмоционально-образное значение букв, дают метафизическое истолкование письменного знака. В их книгах предстает мир искаженный, «мирсконца» («Зауми», 1912, Кручёных; «Город», 1912, Гончарова). Ценно и то, что на выставке демонстрируются редкие скульптурные работы Бертелли, Деперо, Прамполини, Тайат, удачно скомпонованные в единый блок в Белом зале. Можно познакомиться и с новациями футуристов в архитектуре, с произведениями неофутуристической группы (Филлиа, Россо, Дюльгероф). Н. Кульбин. Портрет Велимира Хлебникова. 1913
Футуризм как движение прекратил существование в 1920-е. Но его устремленность в будущее, его акцентирование молодости, скорости и технологии оказали влияние на коммерческое кино, культуру, дизайн и даже на литературный жанр «киберпанк». Эффектно срежиссированная выставка дает представление о разных проявлениях футуризма, разных его жанрах. Есть здесь также и документы: фотографии, манифесты, письма, позволяющие проследить эволюцию движения. |