Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №24/2008

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

 

Бурлаки на Волге

ИЛЬЯ РЕПИН
БУРЛАКИ НА ВОЛГЕ
1870–1873. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

Однажды художник Савицкий, не слушая протестов Репина, почти силой затащил его на этюды в один из петербургских пригородов. Репин пришел в восторг от красоты пейзажа, чистоты воздуха и очарования прогуливающихся барышень. Но вдруг он заметил двигавшееся вдоль берега «темное, сальное, коричневое какое-то пятно», оказавшееся «упряжкой» людей, тянущих за собой баржу. «О боже, зачем же они такие грязные, оборванные?.. Вот лохмотья!.. Лица угрюмые… Вот контраст с этим чистым ароматным цветником господ!»

Тема бурлаков совершенно захватила Репина. Весной 1870 г. он вместе с пейзажистом Ф. Васильевым отправился на Волгу — и работа закипела! С раннего утра шел художник на берег, поджидая бурлацкие партии, делая этюды, зарисовывая окрестные пейзажи. В Петербург он вернулся с внушительными альбомами рисунков и эскизом будущей картины, увидев который президент Академии, великий князь Владимир Александрович, тут же загорелся желанием иметь такое полотно в своей коллекции.

В 1872 г. Репин совершил еще одно путешествие на Волгу, где снова упорно продолжал писать этюды, которые помогли бы ему лучше раскрыть суть своей задумки.

Окончательный вариант картины поражал уже своими размерами — около трех метров. Никогда прежде произведение бытового жанра не приобретало такой монументальности, приближаясь по своему значению к исторической, почти эпической картине.

Бурлаки, идущие вброд. 1872

Бурлаки, идущие вброд. 1872

 

Ватага бурлаков идет прямо на зрителя по диагонали, но при этом все фигуры расположены на одном плане, почти как в барельефе. Возможно, в таком построении отражается еще неизжитая приверженность молодого художника некоторым академическим правилам, но, с другой стороны, именно такое композиционное решение придавало полотну монументальность и передавало затрудненность движения.

Бурлацкая бечева объединила одиннадцать разных характеров. Вот молодой горячий Ларька, вот чахоточный, которому недолго уж осталось тянуть лямку, вот бывалый отставной солдат, который даже на ходу умудряется раскуривать свою трубку, а впереди — самые крепкие, самые опытные, во главе с любимым репинским персонажем Каниным. Этот человек, бывший регент церковного хора, до глубины души поразил воображение художника — он виделся Репину античным философом, захваченным в рабство. Образ Канина стал центральным в картине, воплощением могучей силы и мудрости русского народа.

Все одиннадцать фигур четко делятся на три группы. Первая — из четырех фигур с Каниным во главе, вторая, тоже состоящая из четырех человек — с Ларькой, и, наконец, последняя троица (эти герои проработаны немного меньше). Интересен ритм фигур ватаги — они постепенно все больше наклоняются, что подчеркивает движение вперед. Однако при таком решении могло возникнуть ощущение монотонности. Чтобы избежать этого, Репин в каждой из групп выделяет одну высокую распрямленную фигуру.

Широкий волжский пейзаж — безбрежные просторы реки с парусной лодкой — придает картине эпическое звучание. Сочетания желтых и голубых тонов песка и воды перекликаются с разноцветными оттенками бурлацких лохмотьев, хотя в полной мере связать фигуры с пейзажем Репину не совсем удалось. Эта задача впоследствии была решена во втором варианте картины, получившей название «Бурлаки, идущие вброд».

Картина произвела на зрителей огромное впечатление. Удивительно, как начинающий художник смог добиться такого эффекта, когда столь грубый, приземленный сюжет представляется возвышенным и трагическим, а угрюмые лица и грязные обноски бурлаков кажутся едва ли не прекрасными.