Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №24/2008

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

 

Крестный ход в Курской губернии

 

ИЛЬЯ РЕПИН
КРЕСТНЫЙ ХОД В КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ
1880–1883. Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

В 1877 г. сразу же после возвращения из-за границы Репин отправился на родину, в город Чугуев. Именно там он увидел крестный ход, произведший на него настолько сильное впечатление, что он сразу же принялся собирать эскизы для будущей картины. В письме Крамскому он сообщил о своем намерении, и Крамской горячо его поддержал: «…это вещь, вперед говорю, это колоссально! Прелесть! И народу видимо-невидимо, и солнце, и пыль, ах, как это хорошо!.. Давай вам Бог! Вы попали на золотоносную жилу, радуюсь».

Уже в самом первом эскизе проявилось то противопоставление разных слоев российского общества, богатых и бедных, духовенства и крестьян, что так поразило Репина, ведь никогда прежде он не видел настолько отчетливо это, казалось бы, очевидное явление.

При подготовке к созданию «Крестного хода» было написано много этюдов и эскизов. И некоторые из них — «Мужик с дурным глазом», «Мужичок из робких» или знаменитый «Протодиакон» — настоящие психологические портреты. Стасов писал: «Представьте себе, что такое будет то художественное создание, для которого существуют подобные этюды, уже сами по себе шедевры».

Протодиакон. 1877

Протодиакон. 1877

 

В следующем году Репин продолжил работать над будущим полотном, искал натуру в Москве, Звенигороде, Абрамцеве, Троице-Сергиевом монастыре. В Саввинском монастыре он увидел «дурака юродивого, чудо!» — и начал с увлечением разрабатывать образ Горбуна, который впоследствии станет едва ли не самым выразительным в картине. Но особенно серьезно взялся художник за «Крестный ход» в 1881 г. В июне он специально отправился в Коренную пустынь Курской губернии, издавна славящуюся своими крестными ходами, чтобы освежить впечатления. Наконец в 1883 г. картина была закончена.

Перед зрителями предстало совершенное произведение, лучшее из всего созданного Репиным до сих пор. Все персонажи — не только на первом плане, но и те, что находятся вдали, — отличаются яркой индивидуальностью.

Во главе шествия движутся серьезные крепкие мужики с золоченым фонарем — это важные персоны, которых охраняет кордон полицейских и жандармов. «У них всех лица важные, полные достоинства, они настоящие индийцы буддийской процессии на берегах Ганга» (В. Стасов). За ними идут две богомолки, с таким трепетом несущие пустой футляр от иконы, как будто это сама икона и есть, а за ними — регент-причетник с хором. Но, разумеется, центром картины является сам чудотворный образ, залитый золотыми солнечными лучами, в руках у толстой чванливой барыни. Рядом с ней — беспардонный купчина, отставной военный и попы в золотых ризах, весело переговаривающиеся явно не на богословские темы. Простые же смертные, крестьяне, нищие оттеснены к самому краю дороги — им не место в этой пышной процессии. Более того, лихой урядник, дабы лишний раз проявить свое рвение, со всей силы лупит нагайкой по толпе. Да и другой урядник тоже грозит нагайкой и готов в любой момент пустить ее в ход. Местные волостные власти стараются отогнать бедноту от большой дороги, хотя некоторым все же удается пробиться вперед, как, например, горбуну — слабому, хромоногому, с истинным религиозным рвением стремящемуся к чудотворной иконе, не замечая палки отталкивающего его деревенского старосты. Это самый яркий и одухотворенный образ картины.

Горбун. Хотьково. 1882

Горбун. Хотьково. 1882

 

Впрочем, все участники шествия невероятно выразительны. Поражает разнообразие и жизненность фигур, поз, выражений. И в то же время все они слиты в единое целое, вся процессия стремится вперед, как лавина, вовлекая в себя каждого персонажа. Ощущение движения возникает также благодаря использованию чисто живописных средств: цветовых контрастов, бликов на окладах икон, сопоставлению крестьянских лохмотьев и золотых облачений духовенства. По выражению Стасова, «писана картина колоритно, сочно, широко, но не декоративно — так, что каждый мазок свободной кисти идет к делу, определяя вполне всякую мелочь, без тщательной ее выписки».

«Крестный ход в Курской губернии» представил зрителю грандиозную и многогранную картину русской жизни, являясь отражением мыслей Репина о современном ему состоянии России.