|
АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Янина БЕЛОШАПКИНА
Отказ от исповедиДрама в стихах Н. Минского «Последняя исповедь» была хорошо знакома Репину. Ее содержание – диалог священника с осужденным на казнь.
говорит священник. В ответ он слышит:
О сильном впечатлении, которое произвели на художника эти строки, свидетельствует хотя бы тот факт, что именно поэту Минскому подарил художник свою картину «Отказ от исповеди». В 1880-е годы Репин работал над серией картин из «животрепещущей действительности, окружающей нас, понятной нам и волнующей нас более всех прошлых событий»: «Сход революционеров», «Арест пропагандиста», «Не ждали». Конечно же, Репина вряд ли можно отнести к числу революционно настроенных художников, которых было в то время немало, но все же он не мог не сочувствовать борьбе землевольцев и народовольцев против самодержавия, их патриотизму, свободолюбию, готовности к смерти во имя справедливости. В цикле полотен 1880-х годов перед нами предстает фактически вся жизнь русского революционера. Отказ от исповеди (перед казнью). 1879–1885. ГТГ, Москва
«Отказ от исповеди» Репин писал едва ли не тайно, никому не показывая. Он, как обычно, испробовал несколько вариантов, прежде чем найти единственно верный. В первом эскизе еще проявлялась некоторая иллюстративность, явно чувствовалась отсылка к поэме Минского. Так, в этом варианте присутствовали три фигуры: революционер, священник и тюремщик. Арестант, безусый юноша в обычном костюме (а не в тюремной робе), и упитанный священник были представлены в активном взаимодействии, горячем споре. Окончательно же в картине остались только две фигуры. Холодный свет льется из неизвестного источника сверху, освещая узника в арестантском халате. Голова его гордо откинута назад, руки засунуты в рукава, всей своей позой отвергает он последнюю исповедь. Стоящий перед ним тюремный священник, кажется, даже не слишком на ней настаивает, ведь, в сущности, ему совершенно безразлично, будет ли общаться с ним этот бунтарь, он просто формально обязан исполнить свой долг. Репин отказался от изображения спора между героями, что хотел сделать изначально, делая акцент на презрительном отказе узника и добиваясь, таким образом, более глубокого психологизма. Именно поэтому все внимание уделено именно фигуре арестанта, обращенного лицом к зрителю, тогда как священник изображен со спины. Художнику нет необходимости использовать лишние жесты и движения. Зато предельно экспрессивен взгляд арестанта, максимальное напряжение чувствуется и в его внешне неподвижной позе. Картина написана в темной монохромной гамме с использованием темно-коричневых и черноватых тонов, чтобы передать атмосферу промозглой тюремной камеры. Мало найдется картин, равных этому небольшому полотну по силе эмоционального воздействия. Пожалуй, в данном случае не будет преувеличением сравнить живописную манеру русского художника с творчеством великого голландца — Рембрандта. |