Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №1/2009

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

 

Святой Петр, исцеляющий
больных своей тенью

СВЯТОЙ ПЕТР, ИСЦЕЛЯЮЩИЙ СВОЕЙ ТЕНЬЮ

МАЗАЧЧО
СВЯТОЙ ПЕТР, ИСЦЕЛЯЮЩИЙ СВОЕЙ ТЕНЬЮ
1427. Капелла Бранкаччи, церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция

 

После завершения работы над фресками верхнего регистра Мазаччо приступил к росписи нижнего пояса. Скорее всего, он начал со средней стены, где поместил эту композицию. Тема была заимствована из Деяний Апостолов: «Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин. Так что выносили больных на улицу и полагали на постелях и кроватях, чтобы хотя бы тень проходящего Петра осеняла кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все».

Уже не раз говорилось о том, какое место Мазаччо отводил в своих произведениях светотени; данный сюжет как нельзя лучше подходил для опытов художника в этой области. Окно капеллы расположено над фреской, немного правее, и освещение росписи полностью совпадает с реальным освещением капеллы — свет падает сверху и сзади, таким образом тень Петра лежит на первом плане, и апостол движется прямо за ней. Композиция разворачивается по диагонали, в качестве фона Мазаччо решил использовать реальный городской пейзаж — улицу, уходящую вглубь, причем дома изображены в перспективном сокращении. Стена дома на первом плане рустована, два других имеют нависающие этажи, традиционные для флорентийской архитектуры того периода, — некоторые ученые даже пытаются найти реальные прототипы этих зданий, называя в их числе палаццо Веккьо или палаццо Питти. Фигуры героев умело расставлены в пространстве, прекрасно вписываясь в уходящую диагональ улицы. Внимание зрителя сразу же приковывается к Петру, хотя Мазаччо не использует никаких особых средств для его выделения.

Апостол Петр в сопровождении Иоанна торжественно и величаво движется вперед из глубины улицы, его лицо спокойно и уверенно, он даже не сомневается, что его тень в самом деле способна исцелить страждущих. Со всех сторон к нему тянутся больные в надежде избавиться от мук и не обманываются в своих ожиданиях. Художник не показывает сам процесс исцеления, только стадии, ему предшествующие и последующие, но такой подход позволяет разнообразить оттенки эмоций верующих. Вот один калека уже восстал и протягивает руки к апостолу, второй только что почувствовал на себе влияние чудесной тени, а третий еще лежит, ожидая, пока и его коснется благодать.

Лица калек просты и не слишком красивы, но необычайно выразительны и индивидуальны. Видимо, поэтому исследователи до сих пор спорят, чьи именно портреты «спрятал» Мазаччо в своей росписи. Например, человек в капуччо вполне может оказаться Мазолино, а в облике бородатого мужчины с молитвенно сложенными руками (кстати, его же изображение можно найти в сцене «Поклонения волхвов» в пределле пизанского полиптиха) скрывается Донателло. Впрочем, некоторые ученые думают, что Донателло — седобородый горожанин между Петром и Иоанном. Относительно этого персонажа есть еще одна версия, согласно которой это не кто иной, как младший брат Мазаччо, Джованни (между прочим, тоже художник, вероятно, даже помогавший Томмазо при выполнении монументальных росписей). И кто знает, не является ли лицо молодого Иоанна лицом самого автора фрески?..