АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Янина БЕЛОШАПКИНА
Смерть Анании
и раздача милостыни
МАЗАЧЧО
СМЕРТЬ АНАНИИ И РАЗДАЧА МИЛОСТЫНИ
1427. Капелла Бранкаччи, церковь Санта-Мария дель
Кармине, Флоренция
На той стене, где
мы можем видеть «Петра, исцеляющего своей тенью»,
помещена еще одна фреска – «Смерть Анании и
раздача милостыни». Несмотря на разность тем, обе
эти фрески находятся в тесной связи друг с
другом. Если мы представим их как две части одной
и той же композиции, нам будет совершенно
очевидно, что они имеют единую точку схода.
Мазаччо вновь обращается к сюжету, в
котором Петр предстает защитником слабых и
обездоленных, и снова он решил объединить два
эпизода, происходивших в разное время. В одном
речь идет о том, как члены общины, владевшие
землями и домами, продавали свое имущество и
приносили выручку апостолам, чтобы те
распределили деньги между нуждающимися.
Фигура Петра выделена как идейный
центр композиции, вокруг которого
разворачивается основное действие. Перед
апостолом стоит женщина с ребенком, которой он
передает милостыню. Лицо его поражает строгой
добротой и значимостью. За спиной женщины
дожидаются своей очереди еще двое больных. А у
ног Петра лежит бездыханное тело. Это уже совсем
другая история, хотя и напрямую связанная с
первой. «Некоторый же муж, именем Анания... продав
имение, утаил из цены, а некоторую часть принес и
положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал: Анания!
Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое
мысль солгать Духу Святому и утаить из цены
земли? Чем ты владел, не твое ли было, и
приобретенное продажею не в твоей ли власти
находилось? Для чего ты положил это в сердце
твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Услыхав сии
слова, Анания упал бездыханен; и великий страх
объял всех слышавших это» (Деян. 5).
Вся сцена производит впечатление
торжественной и даже героической, несмотря на то
что в основе ее лежит сюжет скорее бытовой.
Возможно, как и в «Чуде со статиром», здесь
присутствуют аллюзии на введение во Флоренции
нового подоходного налога. Выбранный эпизод
должен был продемонстрировать, что подобные меры
гарантируют большее равенство между гражданами,
и в то же время предостеречь от божественного
гнева тех, кто подаст фальшивую декларацию
В лучших своих традициях Мазаччо
использует архитектурный фон как
вспомогательный. Здесь перед нами снова
предстает уголок Флоренции, а на заднем плане
виднеется холмистый пейзаж с одиноким деревом и
далеким замком. Простые кубические здания
оттеняют объемность фигур, а дом в центре,
поставленный углом, четко разделяет фигуры Петра
и женщины с младенцем. Все это служит отчетливой
обрисовке персонажей. И снова исследователи
пытаются найти в изображениях героев фрески
скрытые портреты – на сей раз речь идет о
заказчиках цикла росписи. Так, некоторые ученые
считают, что коленопреклоненный человек – не кто
иной, как кардинал Ринальдо Бранкаччи. Другие же
видят в нем изображение иного представителя
знатного семейства – кардинала Томмазо
Бранкаччи.