НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ
Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА
«Внутренняя правда»
Оскара Рабина
«Почти всю картину
занимало гигантское чертово колесо. Внизу на
фоне заводов и блочных домов — мое отделение
милиции, в окошке беспокойный красноватый свет,
на вывеске — «Отделение милиции № 30 — КГБ». В
верхней кабинке — Женя Рухин в гробу с иконой
Пресвятой Богородицы в изголовье. В другой
кабинке — два пьяницы, рабочий и солдат, пьют
водку. В третьей стоят, обнявшись, голые мужчина и
женщина. И, наконец, в последней кабинке я
изобразил самого себя, глядящего на людей,
которые крутились в чертовом колесе. Это была
наша общая жизнь». Так Оскар Рабин описывает свою
картину «Чертово колесо» (1977) в мемуарах.
Как и книга, персональная выставка
большого мастера в Третьяковской галерее
называется «Три жизни: Оскар Рабин» и
прослеживает трудный путь выдающегося
нонконформиста. Лидер политической группы
неофициальных художников, глава Лианозовской
группы, он был одним из инициаторов и участников
провокационных выставок подпольного искусства
— в Институте мировой экономики (1969), в Беляеве —
знаменитая «бульдозерная выставка» (1974), в
павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ (1975).
В Лианозовскую группу входили, помимо
Рабина, Владимир Немухин, Лев Кропивницкий,
Валентина Кропивницкая, Николай Вечтомов…
Художник Евгений Кропивницкий был их
наставником, позволявшим ученикам свободно
выражать свои художественные идеи. С 1958 г. в
Лианозове, в бараке, на квартире Рабина и
Кропивницкой, собирались художники, писатели
Виктор Некрасов, Игорь Холин, Ян Сатуновский.
Барак превратился в очаг свободной культуры, ибо
по субботам и воскресеньям здесь устраивались
выставки, и тысячи людей приезжали смотреть
работы художников, выступавших за обновление
языка, провозглашавших новые эстетические
ценности, резко протестующих против
литературности, идеологичности официального
искусства.
Дом и сарайчик. 1992
«Первая жизнь» Рабина связана с
лишениями, голодом, бесприютностью военного и
послевоенного существования. «Вторая» — жизнь
художника, избравшего свободу от любой цензуры,
отстаивавшего право показывать свои работы
зрителям, руководствуясь поисками «внутренней
правды» в жизни и творчестве.
Лианозовские бараки — бесценный
материал для бытописания убогой советской
действительности, квинтэссенция беспросветного
советского быта. И рабиновская атрибутика,
характерный набор предметов, не случайны: сараи,
рыбина на газете «Правда», бутылки с водкой,
дорожные знаки, иконы, коты, кладбище, черепа…
(«Русский поп-арт», 1963; «Великолепные селедки»,
1964). Характерный прием — увеличение предмета
работает как знак, символ времени.
Валино окно. 1965
Эта живопись впечатляет — жутковатая,
экспрессивная, с шероховатой фактурой, темным
колоритом, с толстыми черными контурами. Каждая
картина — «взгляд в упор, без литературщины», как
писал Генрих Сапгир. Тревожный ритм,
динамичность, грубость, деформация, ослепляющие
белые всполохи — во всем нарочитый вызов
идеологическим штампам.
Выставка демонстрирует новаторство
Рабина, выбиравшего новые темы и находившего
соответствующие выразительные формы. Рабин
по-своему обращается с объектом, использует
обычные, простые предметы, превращая их в
предметы-символы («Лампа в комнате», 1968). И черная
линейная обводка – как напоминание о тяжелой
жизни в Лианозове. «Многоплановость российской
жизни я мог передать через символ — селедка на
газете «Правда», бутылка водки, паспорт — это
каждому понятно», — пишет Рабин в мемуарах.
Картина с картами и иконой. 2004
Цветы в комнате. 1966
Любопытный факт: в Третьяковке
хранится очень мало произведений Рабина, и на его
выставке представлены редкие работы 1960–1970-х гг.
из крупных зарубежных музейных и частных
собраний.
Бутылка и лампа. 1964
В 1978 г. Рабин был вынужден покинуть
Советский Союз и лишился гражданства. Художник
обосновался в Париже в маленькой квартире рядом
с Центром Помпиду. Началась «третья жизнь», и
пришло международное признание. Картины с
французскими мотивами, коллажи парижского
периода, русские по духу, наполнены
воспоминаниями о жизни в России («9 бутылок в
русском пейзаже», 2001). «Я понимаю, что останусь,
вероятно, русским художником, даже советским. Мы
не можем избавиться от нашего прошлого, мы несем
его в себе. Мой Париж, если он уже мой, это Париж
чужака. Я никогда не увижу его глазами француза».
И Париж у Рабина действительно свой, со своим
набором символов, а работы парижского периода
по-прежнему экспрессивные и ироничные.
В 2006 г. Рабину вернули российский
паспорт, и его возвращение на родину на выставке
в Третьяковской галерее стало поистине
триумфальным.