Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №3/2009

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

БЫТОВОЙ ЖАНР

 

Наталия МАРКОВА,
зав. отделом графики ГМИИ им. А.С. Пушкина

 

Клод Моне. Завтрак на траве

КЛОД МОНЕ
ЗАВТРАК НА ТРАВЕ
1866. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва

 

1865 году художник начал работу над программным произведением, которое должно было стать манифестом новой живописи. На огромном холсте 460 x 640 см (!) (размеры сопоставимы с «Похоронами в Орнане» Курбе, и уже одно это говорит о полемике с главой реалистов) Моне намеревался представить пикник парижан в лесу, написанный непосредственно на пленэре. Однако огромные размеры полотна воспрепятствовали исполнению замысла. Оставшись неудовлетворенным картиной, Моне оставил работу над ней, и меньших размеров работа московского музея, представляющая законченный подготовительный этюд или повторение большой картины, — единственный результат этого грандиозного проекта.

Эскиз картины «Завтрак на траве». Ок. 1865

 

Название картины — то же, что и у вызвавшего скандал произведения Эдуарда Мане 1863 года, — недвусмысленно говорит об отправной точке замысла. Но, в отличие от Мане, художник оставил в стороне исторические реминисценции и смог создать по-настоящему новое и современное произведение. Сюжетным мотивом выбрано модное в те годы увлечение парижан пикниками на лоне природы, неоднократно описанное также и в литературе. Художнику удалось создать очень цельное впечатление, необычайно живо передать атмосферу беззаботной радости, царящей в этом дружеском сообществе (Моне действительно изобразил здесь своих ближайших друзей, позировавших ему для картины). Мужчины и женщины непринужденно прогуливаются или расположились на земле возле импровизированного «стола» на расстеленной салфетке. Светлые платья женщин подобно клумбе расцвели на лесной поляне. Главным «героем» картины выступает солнечный свет. Проникая сквозь густую зелень, он ложится светлыми бликами на скатерть, лица и одежду, зажигая их многочисленными цветными рефлексами. Именно игра света и рождает настроение безотчетного счастья, которое излучает эта картина. Передать его столь достоверно и живо Моне смог благодаря практике работы над картиной прямо на воздухе, под открытым небом.

Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863