|
НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ
Елена КНЯЗЕВА
В России она чужестранкаЦЕРКОВЬ ЗНАМЕНИЯ
Каменная церковь Знамения Пресвятой Богородицы Новгородской, или, по-простому, церковь Знамения в Дубровицах — уникальный архитектурный и исторический памятник конца XVII в., не имеющий прямых аналогий в зодчестве того времени. Она своеобразный символ петровской эпохи — времени «прорубания окна в Европу», превращения Руси в Россию. Украшенная резным и лепным декором, скульптурами, она как предвестник барочных ансамблей будущего соединяет приемы русской и западной архитектуры, выглядит фантастично, как чужестранка или даже инопланетянка, в среднерусских землях. Знаменская церковь находится в имении князей Голицыных Дубровицы, в шести километрах от города Подольска, в междуречье Десны и Пахры. Она доминирует в панораме усадьбы, где также сохранились трехэтажный дворец, три флигеля, конный двор и парк с постройками. Усадебный комплекс в Дубровицах начал складываться, когда хозяином здешних земель стал князь Борис Алексеевич Голицын (1641–1714), один из первых русских западников, известный «дядька» Петра I, воспитывавший царя-полководца и обучавший его военному делу. Голицын способствовал возведению юного царя на престол, сопровождал его в поездках на Белое море, наблюдал за строительством кораблей. Князь был богат, владел имениями в Московской, Рязанской, Саратовской землях, управлял Поволжьем, много средств вкладывал в усадебное строительство. Оклеветанный боярами, Голицын на некоторое время был отстранен от государственных дел, но Петр его вернул. Когда в знак примирения Голицын решил построить церковь в Дубровицах, царь сказал: «Хоть человек ты богатый, а казной и я помогу». Петр присутствовал при закладке церкви 22 июля 1690 г., несколько раз навещал Дубровицы, интересовался строительством. Церковь строилась семь лет и столько же украшалась. Возводилась только летом, а «в зимнее время мастера заняты были работою, — писал священник С.И. Романовский в начале XIX в., — так что иные в сделанных нарочно для этого казармах заготовляли резьбу, другие толкли алебастр и стекла, которые, избив мелко, мешали в летнее время при кладке для крепости в известку». Кроме русских мастеров, потомственных каменотесов из долины реки Пахры, Голицын, по вкусам человек европейский, привлек к строительству иностранных резчиков — поляков, чехов, немцев, французов, итальянцев. Имя архитектора, строившего церковь, точно не установлено. Это могли быть швед Никодим Тессинг, рекомендованный Петром I, или итальянские архитекторы Джованни Марио Фонтана, Хуберто Пандо и Бернардо Скала. План
Церковь построена из белого местного камня и представляет в плане равноконечный крест с закругленными концами, из которых каждый разделен на три грани. Высота здания с куполом — 42 м, высота купола — 4,5 м, высота креста — 4,6 м. Традиционная форма центрического ярусного храма с использованием композиции восьмерик на четверике здесь переработана и отличается от русских церквей этого времени (Спаса-на-Уборах, Троицкая в Троице-Лыкове). Рустованные цилиндрические выступы алтаря и приделов нижнего яруса подняты до верха основного кубического объема и составляют с ним единое целое, образуя само здание церкви, над которым высится трехчастная восьмигранная башня. Этим иноземные мастера придали постройке необычную для барочной архитектуры монументальность. Башня увенчана вместо главы ажурной короной, символизирующей самодержавие. Основное помещение церкви в соответствии с русской традицией приподнято на высоком цоколе, а на его уровне проходит открытое гульбище (паперть), на которое с четырех сторон ведут фигурные лестницы. В начале XX в. художественный критик С.К. Маковский писал о дубровицкой церкви: «…ее пышная, благоговейно затейливая архитектура так неожиданно сливается с традициями византийского храмоздательства». Неповторимость архитектуры церкви во многом создается ее скульптурным убранством. Белокаменная резьба, почти сплошь покрывающая храм сверху донизу, и скульптура, украшающая его фасады, носят католический и барочный характер. В русских храмах и росписи, и лепнина намного скромнее, хотя в древнерусской архитектуре есть несколько примеров подобного декора. Это необычный образец владимирского белокаменного зодчества — Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-е), стены которого заполнены рельефами, и итальянизированный лепными раковинами в верхних частях стен Архангельский собор Московского Кремля (1508). Западный вход в церковь
Многочисленные барочные скульптуры на фасадах церкви выразительны своими порывистыми движениями, энергичной жестикуляцией, развевающимися одеждами. Перед западным входом в церковь, по сторонам лестницы, установлены белокаменные статуи святителей: слева — Григорий Богослов с книгой и поднятой для благословения рукой, справа — Иоанн Златоуст с книгой и стоящей у ног митрой. Над входом, на крыше западного портала, — изваяние Василия Великого. Совсем другое впечатление оставляют скульптурные изображения четырех евангелистов: Марк — со львом, Лука — с тельцом, Матфей — с ангелом и Иоанн — с орлом, установленные во внутренних углах цокольной части. Кряжистые и большеголовые, они похожи на дохристианских идолов, складки их хитонов прочерчены схематично, без изгибов. Кто сделал эти скульптуры, так не похожие на все остальные, остается загадкой для исследователей. У основания восьмерика помещены статуи апостолов. Эти скульптуры отличаются обобщенностью образов и скрытой внутренней силой. Когда-то в руках апостолов, кроме книг, были копье, лестница, столп, гвозди, молоток, терновый венец. Эти орудия «страстей господних» в настоящее время утрачены. Скульптурный декор интерьера
Скульптурные рельефы на евангельские сюжеты внутри храма в соответствии с ярусным членением расположены регистрами. Большинство из них были выполнены артелью мастеров из южной Швейцарии, работавшей также над скульптурным декором Меншиковой башни и собора Богоявленского монастыря. Известно, что в оформлении интерьера принимали участие итальянские мастера-каменщики и среди них будущий архитектор Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Композиции изготавливали на месте. Для этого использовалась кирпичная основа на известковом растворе, крепившаяся к стене железными пиронами. Основа обмазывалась алебастром, и окончательно фигуру или узор моделировали в гипсе. Подтверждением тому, что купол был расписан (до наших дней роспись не сохранилась), служит архивная запись: в «1827–1828 годах крепостной художник Михайло Пименов, обновляя росписи в Дубровицком храме, упал с лесов и убился насмерть». Церковь Знамения в Дубровицах возводили иноземные мастера, используя опыт строительства католических храмов. В частном поместье они не были скованы ограничениями. Скульптурные изображения в интерьере библейских персонажей, греховные, в понимании многих деятелей русской церкви, остались исключительным явлением в русском искусстве. Борису Алексеевичу Голицыну долго не удавалось получить разрешение на освящение новой церкви у патриарха Адриана, противника петровских реформ, непримиримого ко всем проявлениям католицизма. Лишь после ссылки и смерти Адриана, когда Петр I провел реформу управления церковью и назначил нового митрополита, вопрос был решен. 11 февраля 1704 г. царь с сыном Алексеем, новым митрополитом, «всяким благолепием и утварью снабденный», последний раз приехал в Дубровицы — на освящение храма. Через несколько лет после освящения церкви князь Голицын, предчувствуя кончину, взял подаренную Петром I церковную утварь и ушел во Флорищеву пустынь, где под именем монаха Боголепа вскоре умер. ЛИТЕРАТУРА Колосова А.Г., Федорова Р.П. Дубровицы. «Воздвиг он храм сей величавый…». – Дубровицы, 2004 Тарунов А.М. Дубровицы. — М., 1991 |