Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №8/2009

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Елена КНЯЗЕВА

 

Британская мода
в Московском Кремле

Иллюстрации

(1) Платье из итальянского узорного шелка с разрезами Англия. 1610–1620

(2) Полонез из китайского расписного шелка. Британия. 1870–1900

(4) Платье сак-бэк с нижней юбкой. Британия. 1760–1765

(5) Придворное платье (мантуа). Британия. 1755–1760

(6) Сорочка из льна, корсет из китового уса, фижмы из льна и китового уса. Британия. 1770-е

(9) Придворный кафтан и жилет. Британия. 1795–1804

(10) Мужской костюм. Британия. 1815–1820

(11) Комбинация, корсет и турнюр. Британия. 1880-е

(12) Костюм из шерсти для гребли. Британия. 1904

(13) Вечернее платье из атласа и машинного кружева. Франция. Ок. 1881

(15) Дж. Леман. Два рисунка для узорного шелка. Англия. 1709–1710

(16) У. Килберн. Рисунок для набивной ткани. Англия. Ок. 1790

(17) Дневное платье. Смесовая ткань. Англия. 1837–1840

 

На выставке «Два века британской моды. Из собрания Музея Виктории и Альберта. Лондон» показаны образцы светского костюма и художественного текстиля XVIII–XIX вв. Эта часть коллекции крупнейшего в мире музея декоративно-прикладного искусства позволяет увидеть, как одежда меняется вместе с людьми, как воспринимает зарубежное влияние, как становится демократичной и удобной и теряет свою функцию индикатора социальной значимости человека.

Музей Виктории и Альберта был создан в 1837 г. на основе учебной коллекции Школы дизайна. После первой международной промышленной выставки 1851 г. в Лондоне музей получил государственный статус, а в конце XIX в. — новое здание, постройку которого курировала сама королева Виктория. В его собрании, кроме британских коллекций серебра, керамики, тканей и мебели, представлена двухтысячелетняя мировая история развития всех видов искусства.

Текстиль с самого начала занимал важное место среди коллекций музея, тогда как мода стала видом искусства и частью национальной промышленности только в начале 1960-х. Образцы тканей приобретались в фонды музея всегда и в больших количествах, в отличие от одежды, которая появлялась как часть коллекций ткачества и вышивки. В том, что костюм все-таки занял законное место в Музее декоративно-прикладного искусства, большую роль сыграло общественное мнение. Собранием одежды музея интересовались живописцы, писавшие картины на исторические сюжеты, театральные художники и любители истории. Повышенный интерес к прошлому Британии, к эпохе Шекспира (1) побудил музейщиков приобрести коллекции одежды XVII в. В конце XIX в. на костюмированных балах и в любительских спектаклях участники надевали платья эпохи рококо, которые вскоре оказывались в музее (2).

В начале XX в. на волне национального романтизма фонды пополнились коллекцией национального костюма 1750–1870-х гг. живописца и театрального художника Т. Хьюза (3). В это же время, вслед за Музеем Виктории и Альберта, музеи декоративно-прикладного искусства были созданы в Германии, Швейцарии, Голландии и Дании.

(3) Платье из муслина и спенсер из бархата. Британия. Ок. 1818

 

Изучение национального костюма, например шелков XVIII в., позволяет говорить о конкурирующих центрах производства шелка в Англии и Франции — Спитлфилдзе и Лионе. Типичные для каждого из них узоры определялись стилем одежды, для которой предназначались. Хотя в Британии копировали французский стиль, признанный лучшим в европейской моде, одежда британцев отличалась от французской в связи с различными требованиями этикета. «Платье англичан напоминает платье французов, — отмечали гости Британии, — но оно не такое броское; обычно они одеты просто, но их одежда выполнена из лучших тканей, и они носят самое лучшее белье…»

Гардероб англичанина в меньшей степени, чем у француза, был ограничен рамками этикета и состоял из одежды, приличествующей его времяпрепровождению, — верховая езда, занятия на свежем воздухе, чаепитие, карточная игра, посещение концертов и увеселительных садов.

На выставке представлены все основные фасоны женских нарядов. Это утреннее, наименее официальное платье с прилегающей спинкой. Официальная дневная одежда — платье французского фасона сак-бэк (sack-back gown) с мягкими складками на спине (4). При королевском дворе в Британии было принято появляться в платье мантуа (mantua) (5), ширина и колоннообразный торс которого достигались при помощи корсета и фижм из китового уса (6). Обязательным для женщин был шерстяной костюм для верховой езды, его надевали на все мероприятия на свежем воздухе (7).

(7) Женский костюм для верховой езды из шерсти. Британия. 1770-е

 

Из-за войн, которые велись между Британией и Францией в XVIII в., подражание французской моде, особенно у мужчин, вызывало подозрение. В 1750-х гг. англичане стали носить свою загородную одежду (8) везде, кроме королевского двора (9). Франция признала и усовершенствовала такую типично английскую моду, как рединготы (riding-coats) и сюртуки (frock coats).

(8) Мужской кафтан и жилет из шерсти. Британия. Ок. 1760

 

Главным событием в мужской одежде к началу XIX в. стал отказ от бриджей в пользу длинных облегающих панталон (10), которые носили также с высокими сапогами. Потребовалось десять лет, чтобы брюки были включены в состав повседневной, а к 1830-м гг. — и вечерней одежды. В женской моде с середины XIX в. модные гигантские юбки поддерживались кринолинами нового типа (cage crinoline) и турнюром из тонкой проволоки (11).

Мужской костюм со временем становится более темным, строгим и лишается декоративных деталей, приобретая вид, характерный для моды XX в. Черный цвет, обычный для повседневного костюма, не проникает только в спортивную одежду (12). Женский костюм, наоборот, становится наряднее, ориентируясь на созданную в Париже в 1860-х гг. индустрию высокой моды (13).

И в то же время в Англии деятели движения «Искусства и ремёсла» (У.Крейн, У.Моррис, Д.Г.Россетти, Ф.Уэбб и др.) призывают британцев отказаться от парижского стиля женского платья, пропагандируют простоту костюма, отвергают корсеты и турнюры. Создается подражающее образцам Средневековья и Возрождения «эстетическое» платье — приглушенных тонов, без туго зашнурованных корсетов и громоздких юбок, волочащихся по земле (14).

(14) «Эстетическое» платье из шелка и хлопка. Англия. 1895–1900

 

Текстильное производство всегда играло важнейшую роль в процветании Англии. Главное место занимало изготовление шерсти, славившейся своим качеством. Производство узорного шелка и набивных льняных и хлопчатобумажных тканей интересного дизайна, способных потеснить шелка, импортировавшиеся из Франции, Италии и Азии, развилось в XVIII в. На выставке представлены лучшие образцы английского художественного текстиля. Цветочные узоры в стиле барокко сменились новыми рисунками в стиле бизар (bizarre) с вытянутыми причудливыми формами, искажением масштаба и перспективы деталей узора, среди которых часто встречались архитектурные формы (15), а также выполненные в стиле шинуази интерпретации узоров лаковых и фарфоровых изделий, привезенных из Китая. Слишком экстравагантный бизар очень скоро сменился спокойным полунатуралистическим стилем (16).

Чтобы составить конкуренцию хлопчатобумажным индийским тканям, расписанным вручную, известным как чинтц (chintz) — ситец, англичане к середине XVIII в. наладили производство набивных хлопчатобумажных и льняных тканей. «Ситец, произведенный в Англии, по искусности и красоте превзошел всё, привозимое ранее из Индии. Благодаря огромному разнообразию оттенков ситец способен имитировать богатейшие узорные шелка».

Достижением этого времени стало производство смесовых тканей (лен с хлопком или шерсть с шелком) (17), а также использование синего цвета на основе индиго.