Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №9/2009

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

 

Провинциальные русские художники

Порой удивительным образом складываются судьбы провинциальных крепостных художников. Они упорно работают над совершенствованием профессиональных навыков, получают вольную, даже становятся академиками, приобретают известность, но по прошествии времени о них забывают. А их произведения либо оказываются утраченными навсегда, либо пропадают без внимания и заботы в запасниках музеев, либо в катастрофическом состоянии пылятся на чердаках или в подвалах у случайных владельцев. Тем более знаменательной является выставка «Искусство Ярославской и Костромской земель XVIII–XX веков» в Третьяковской галерее. Результат поисков, находок, открытий исследователей, реставраторов, музейных сотрудников — 160 произведений крепостных мастеров, художников – выходцев из третьего сословия, собранных из шести российских музеев.

Г. Островский.
Копия с портрета И.Г. Черевина.
1741

Г. Островский.
Портрет М.М. Черевиной.
1774

 

Г. Островский.
Портрет Н.С. Черевиной.
1774

Г. Островский.
Портрет молодого человека.
1770-е гг.

Е. Честняков. Наш фестиваль.
Нач. XX в. Костромской государственный художественный музей

 

Г. Островский.
Портрет Е.П. Черевиной.
1770-е гг.

Г. Островский.
Портрет Д.П. Черевина.
1770-е гг.

16 портретов Григория Островского (1756–1814) — редкий пример того, как крепостной художник, прошедший выучку в иконописной мастерской, свободно овладел приемами и техникой европейской живописи. Уровень его мастерства намного выше, чем у других участников выставки. Как умел он подчеркнуть положение в обществе своих моделей, выявить черты их характера! Как искусно написаны детали костюмов, украшений! Больше всего здесь портретов представителей разных поколений дворянской семьи Черевиных, крепостным которых Островский, по-видимому, являлся.

Н. Мыльников. Портрет купца И.С. Соболева. Середина XIX в.

 

Очень хороши на выставке изысканные портреты Е.Д.Камеженкова (1760–1818), крепостного художника, получившего вольную, ставшего академиком («Портрет В.И.Лихачева», 1791). М.Д.Мыльников (1797–1842) — самый «реалистичный» художник из этой плеяды, автор портретов купцов и их жен (семейные портреты Соболевых).

П. Колендас. Автопортрет. 1844

 

Павел Колендас — самый загадочный художник из представленных на выставке: неизвестны ни дата его рождения, ни дата смерти, сохранились лишь сведения, что он жил и работал в первой половине XIX века. По сравнению с Островским или Мыльниковым его портреты кажутся более архаичными, выдержанными в традициях парсуны. И все же, несмотря на некоторую неумелость исполнения, они по-своему выразительны.

Не менее любопытны портреты неизвестных провинциальных художников, чьи имена еще предстоит открыть. В портретах, представленных на выставке, сделан акцент на культе семейных ценностей. Они напоминают, как складывался тип провинциального русского портрета, исчезнувшего в 1850–1860-е годы, когда его начинает вытеснять появившаяся фотография.

П. Колендас.
Портрет А.П. Темериной.
1844

П. Колендас.
Портрет П.П. Темерина.
1844

Органично дополняют выставку картины Ефима Честнякова (1874–1961), провидца, мечтателя, уникального творца с драматической судьбой. Почти всю жизнь он провел в костромской деревне Шаблово, недолго учился у Репина, высоко оценившего его талант. В своих картинах Честняков рассказывает о счастливой жизни «единой крестьянской семьи» («Щедрое яблоко»). Вот его холст «Наш фестиваль» с персонажами, словно озаренными каким-то внутренним светом, поющими вселенскую песнь. Самый фантастический холст художника — «Город всеобщего благоденствия»: более ста персонажей, словно устремленных в никуда. И архитектура какая-то невероятная, и изобилие странное, и белые, не поддающиеся идентификации, птицы повсюду, и мальчики с флейтами являются какими-то символическими персонажами. Эту свою мечту о счастливом городе Честняков реализовал в дневниках, письмах, романе, рассказах, глиняных скульптурах. Но в родной деревне его искусство не поняли, более двадцати лет он не занимался живописью. После смерти художника его картины оказались в крестьянских домах, свернутые в рулоны. Состояние их было плачевным. Лишь в 1970-е гг. их спасли реставраторы в результате длительной, кропотливой, очень трудоемкой работы. Произведения Честнякова на выставке демонстрируют, что он действительно смотрел вперед.