Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №9/2009

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Галина ТЕРЕНЕНКОВА,
преподаватель изобразительного искусства
ГОУ СОШ № 436, Москва

 

Кусково

Земли лоскутик драгоценный –
Кусково! Милый уголок,
Эдема сколок сокровенный,
В котором самый тяжкий рок
В воскресный день позабывался
И всякий чем-нибудь пленялся!

Иван Долгорукий

 

Неизвестный художник. Кусково. Подмосковная усадьба графов Шереметевых.
Красная гостиная.
Конец 1840-х гг. Государственный исторический музей

 

История

Уникальным памятником художественной культуры XVIII века является усадьба Кусково — роскошная летняя резиденция графов Шереметевых, устроенная с «бесчисленным множеством оград и приятностей», предназначенная для пышных приемов гостей, многолюдных театрализованных празднеств и гуляний. Кусково соединило версальскую стройность с московским уютом.

До наших дней в усадьбе сохранилось более двадцати уникальных памятников архитектуры, среди которых дворец, грот, большая каменная оранжерея, старинная церковь. Достопримечательностью усадьбы является прекрасно сохранившийся до наших дней французский регулярный парк с мраморной скульптурой, прудами и оригинальными павильонами.

История шереметевской усадьбы начинается в первой половине XVI в., когда боярин Василий Павлович Шереметев выменял одну из своих вотчин на подмосковную деревню Кусково. Пахотной земли в Кускове, заболоченном и лесистом, было мало, но здесь водились кабаны, лоси, множество дикой птицы, а в те далекие времена охота служила необходимым дополнением к земледелию.

Шереметевы были уважаемым старинным родом. Как это велось исстари, они постоянно жили в Москве или по месту царской службы, а в вотчинах бывали наездами. Барский дом в Кускове был рублен из бревен и крыт соломой. К сожалению, в 1611 г. во время сражения русского ополчения с поляками, захватившими Москву, Кусково выгорело, а крестьяне разбежались. От обезлюдевшего поместья доходов ждать было нечего, и Кусково превратилось в охотничье угодье.

В середине XVII в. усадьба состояла из нескольких обширных, чисто выметенных дворов с многочисленными постройками, но без единого дерева. У леса, шумевшего сразу за огородами, с трудом отвоевывали каждую пядь под пахоту или постройку. На берегу кусковского пруда стояла небольшая деревянная церквушка. Новый боярский дом, рубленный из бревен, но уже под тесовой крышей, походил на избу, только, в отличие от крестьянского жилища, имел трубу. Основное население Кускова составляли крестьяне.

Занявший трон в 1674 г. царь Федор Алексеевич под влиянием группы бояр, не любивших независимого в своих суждениях Шереметева, отправил его воеводой в далекий Тобольск. Кусково снова пришло в упадок, заросло бурьяном. О прошлом напоминала лишь посеревшая от непогоды церковь.

В 1719 г. окончательно захиревшее поместье попало в руки внука Василия Павловича — Бориса Петровича Шереметева, который занялся строительством. Однако достроить свои хоромы он не успел, скончался, и владельцем Кускова стал Петр Борисович Шереметев. Весной 1767 г. граф затеял новую перестройку, но барский дом оказалось проще разобрать, так как здание сильно обветшало. С этого времени и начинается постройка Кусковского дворца.

П.Б. Шереметев превратил Кусково в свою загородную резиденцию, выстроив великолепный дворцово-парковый ансамбль. В создании ансамбля принимали участие крепостные архитекторы графа — Ф.Аргунов, Г.Дикушин, А.Миронов. А руководил строительством известный московский архитектор К.Бланк.

Ансамбль

Ансамбль составляют дворец с примыкающей церковью и парк. Дворец, протяженное здание, обращенное фасадом к зеркалу пруда, построен в 1769–1775 гг. К дворцу примыкает регулярный парк, который был одним из самых больших в России XVIII века.

Для его устройства Шереметев приглашает из-за границы садового архитектора Пьетро Гонзаго: «Мудрый садовод, придумывая план, намечает последовательность различающихся между собой сцен, артистически подготовленных сообразно свойствам замысла, особенностям и характеру участка. В одном месте должно безраздельно царить веселье, далее печаль, потом покой, приветливость, прохлада; отдельные места должны поражать, быть романтическими, устрашать; здесь и там — какая-нибудь прихоть или причудливость, даже небольшое чудачество, если замысел достаточно обширен и нуждается в большом разнообразии».

Панорама

 

Кусковский парк по традициям того времени был украшен декоративными скульптурами (покровители красоты и искусства — Венера и Аполлон; фигуры, символизирующие страны света) и многочисленными парковыми постройками. В парке находилось три театра: Старый, Новый и Зеленый, или Воздушный, устроенный на открытом воздухе. Стенами его зрительного зала были искусно подстриженные кустарники, деревья служили кулисами сцены, цветники скрывали оркестровую яму, к театру вела аллея из вековых деревьев.

Дворец

Кусковский дворец — гордость музея-усадьбы. В XVIII в. дворцы, как правило, строились в форме буквы «П». Перекладиной служил корпус, занимаемый господами, чаще всего двухэтажный, по бокам находились флигели, обычно одноэтажные. Буква «П» обращалась в сторону дороги почетным двором, куда въезжали кареты. В этом правиле Кусково — исключение. Парадным двором здесь служит пространство между хоромами, церковью и прудом, поэтому решено было отказаться от флигелей, и дворец получил форму вытянутого вдоль берега корпуса. Надо заметить, что дворец в Кускове служил не для размещения графской семьи, а исключительно «к великолепию».

Дворец. Архитектор К.И. Бланк. Конец XVIII в.

 

Здание дворца поражало простотой. Оно даже не было оштукатурено, а откровенно облицовано стругаными досками. Колонны портика не имитировали каменные, имеющие обязательное утонение в нижней трети. Равномерное сужение колонн снизу вверх на конус говорит зрителю, что они сделаны из обычных сосновых стволов. Интерьеры дворца задуманы как зрелище, подобно спектаклю, развернутое во времени, каждое помещение — это своего рода акт спектакля.

Первое помещение дворца — Вестибюль, или Парадные сени, олицетворяло собой славу. Как в оперной увертюре, звучит здесь героическая тема торжества и триумфа. Огромные вазы в стенных нишах стоят, как амфоры, — античные сосуды, предназначенные для праздничных возлияний. На рельефах верхнего яруса стен изображены античные герои. Над дверьми — герб Шереметевых, дополненный пушками, ядрами, мечами и шлемами — трофеями победителей.

В полумраке, царившем здесь днем, вестибюль освещался только затененными портиком окнами. Вечером свет хрустального фонаря выхватывал лишь центр помещения, поэтому непросто было заметить, что мрамор серо-зеленых стен и розовых пилястр — искусственный, что вазы сделаны не из камня, а из алебастра с гирляндами из папье-маше, что рельефы не изваяны, а нарисованы на стене. Если во внешнем облике дворца господствовала ощутимая реальность, то в вестибюле — символика и иллюзия.

Дверь в форме триумфальной арки с мраморными статуями по сторонам ведет в Прихожую-гостиную, где после тряской езды можно было передохнуть и привести себя в порядок. Напротив первой двери в глубине находится дверь во вторую гостиную, далее — дверь в третью. Анфилада завершается зеркалом, удваивающим перспективу, так что она кажется бесконечной. Как бы ни было велико здание с внешней стороны, внутри оно должно было казаться еще обширнее, чем снаружи.

Вторая гостиная выдержана в серебристо-зеленой гамме, характерной для прославленных фламандских шпалер. Огромная шпалера не умещается в простенке, она огибает угол и вносит в убранство асимметрию и непринужденность. Настенные ковры-шпалеры выполнялись на огромных ручных станках. По картине, служившей образцом, мастер-ткач воспроизводил каждый мазок кисти, для чего требовалось до десяти тысяч оттенков нитей разных цветов. На шпалерах второй гостиной изображены пейзажи с узловатыми, изломанными деревьями на первом плане и партерами регулярного парка на втором. Таким образом, из вестибюля, словно закованного в броню мраморных стен, гость попадал в некое подобие райского сада.

Вид на пруд, отражение пруда в высоком надкаминном зеркале, вытканные на шпалерах пейзажи с огромным павлином, символом красоты и богатства, создают впечатление, будто природа вторглась внутрь дома. Во второй гостиной английские кресла уютно расставлены перед камином, а английские стулья стоят вокруг столика для нот, ибо гостиная предназначалась для семейных концертов. На столе из кусочков дерева разных пород мастер-краснодеревщик Никифор Васильев набрал панораму Кускова с прудом, дворцом, регулярным парком и его удивительными павильонами. Мраморные бюсты Петра Борисовича и его супруги, расположенные по сторонам камина, скорее идилличны, нежели торжественны. Если вестибюль воспевал славу, то гостиная — благополучие.

Третья, угловая, гостиная обставлена золочеными столами в духе тяжелого и пышного елизаветинского барокко. Покрытые резьбой, они примыкают к стенам и служат подставками для фигурок из фарфора и бронзы, часов и светильников — того, что в XVIII в. олицетворяло богатство. Штофная малиновая обивка гостиной мягко вспыхивала в лучах заходящего солнца, отчего позолота казалась богаче и ярче. По цвету обоев гостиная получила название Малиновой гостиной. В третьей гостиной звучат торжественно-драматические ноты. Помпезные бюсты Бориса Петровича Шереметева в огромном парике и его супруги Анны Петровны хотя и выполнены мастером классицизма Шубиным, напоминают работы стиля барокко.

Парадная опочивальня — интерьер со стенами, обитыми шелком с красными розами по зеленому полю, еще более пышный, нежели гостиная, ошеломляет зрителя. Она превосходит гостиные не только богатством отделки, но и своей театральностью. Золоченый портал алькова с вензелем Шереметева напоминает сцену. Золоченая балюстрада с балясинами в форме лир похожа на оркестр между сценой и зрительным залом.

Устройство Парадной опочивальни было связано с ожидавшимся приездом в Кусково высочайших особ и имело касательство к приему Екатерины. Но никто никогда Парадной опочивальней не пользовался, и она более, чем другая часть дворца, служила «к великолепию». Иными словами, если вторая гостиная была построена в духе сдержанного классицизма, третья сочетала элементы классицизма с элементами барокко, то парадная опочивальня задумывалась в стиле пышного барокко.

Статья опубликована при поддержке компании "Premier Steel", которая производит и устанавливает входные и межкомнатные двери. Всю продукцию компании отличает высокое качество, надежность и стильный дизайн. Поэтому совершенно не важно, решите ли Вы заказать дверь по индивидуальному проекту и эскизу или же остановите свой выбор на стандартной конструкции – изделие от "Premier Steel" верой и правдой прослужит Вам долгие годы и будет радовать своим внешним видом и качеством. Немалую роль в этом сыграет и грамотная установка дверной конструкции, которую, вне зависимости от сложности задачи, быстро и профессионально выполнят высококвалифицированные мастера. На сайте premier-steel.ru можно подробно ознакомиться с ассортиментом продукции компании, ценами на изделия, а также посмотреть фотографии выполненных работ.

Дом уединения

Когда в Кускове давались праздники, граф перебирался в свой пышный дворец, а после отъезда гостей немедленно возвращался к уюту непритязательного Дома уединения. Нуждам владельца в огромном здании служили всего лишь три обиходные комнаты: Личная уборная, где его наряжал камердинер, Кабинет-конторочка, где управители слушали распоряжения по устройству торжеств, и Вседневная опочивальня, где граф отдыхал.

Кабинет-конторочка — это небольшая комната, дубовая облицовка которой и непритязательная мебель хранят дух Петровской эпохи. К вседневной опочивальне примыкают Диванная и Библиотека. Обратившись к древности, классицизм стремился возродить античный идеал гармоничного человека, преданного мудрости и красоте. Поэтому свою отделанную белым и голубым опочивальню Шереметев расположил между библиотекой и Картинной. Это означало, что мудрость и красота сопровождают графа повсюду. Полотна для картинной галереи подбирались по цвету и размеру. Картины покрывали стены от пола до потолка и вешались впритык, а если величина полотна не отвечала отведенному месту, его безжалостно обрезали.

После обширных гостиных и Парадной опочивальни несколько небольших помещений — Кабинет-конторочка, Личная уборная, Библиотека, Вседневная опочивальня, Картинная, — как в симфонии, служили ритмическим переходом к торжественному апофеозу великолепной бело-золотой Зеркальной галереи. Именно здесь во время праздников накрывались столы, причем тарелки, блюда, суповые вазы, соусники были золотыми. На рамы, багеты, светильники Зеркальной галереи ушли десятки тысяч тончайших листочков золота. Кусочки драгоценного металла равномерными ударами молотка расплющивались на бычьих пузырях-сусалах, а затем с помощью специального лака наклеивались на поверхность тисненой бумаги (как называли в XVIII в. папье-маше — пластичную массу из бумаги и клея). Тисненая бумага не уступала по твердости дереву. Ее можно было и формовать, и резать, и золотить.

Парк

Чудный парк, который хорошо просматривается из окон кусковских хором, занимает площадь в 30 га. Аллеи, прочерченные будто по линейке, видны по всей длине насквозь, а аккуратно высаженные деревья всегда пострижены так, что ни одно не поднимается выше другого. Лишь узкие цветочные бордюры окаймляют симметрично расстеленные вдоль главной оси ковры зеленого дерна. По сторонам партеров тянутся зеленые стены — боскеты. Деревья перед боскетами выстригаются в форме шара. Границу регулярного парка обозначает Обводной канал. Роль ворот в Кускове исполняет деревянный подъемный мост.

В Кускове все пейзажи в той или иной мере результат деятельности человека. Поэтому в процессе создания ансамбля шло одновременное приноравливание интерьеров к соответствующим пейзажам и пейзажей — к интерьерам. Все павильоны подчинены парку. Внутреннее пространство этих зданий постоянно омывается светом и воздухом.

Так, Итальянский домик строился похожим на дворец, наполненный произведениями искусства. Перед его восточным фасадом разбит «итальянский» сад, миниатюрный, но «как в Италии»: со ступенчатой террасой, с фонтанами и мраморными статуями. Подобно ренессансным дворцам, здание разделено на два яруса, не соответствующие этажам. Итальянский прудик не только украшает виды, открывающиеся из южных окон Итальянского домика, но является центром одного из внутренних комплексов, из которых состоит парково-усадебный кусковский ансамбль.

В XVIII в. искусственные пещеры и гроты, которые отделывали особые, «гротические» мастера, стали неотъемлемой частью усадьбы просвещенного человека. В регулярных парках России середины XVIII в. гроты были нужны не для укрытия от полуденного зноя, они играли иную роль. На фоне природы, подчиненной строгому порядку и дисциплине, таинственная искусственная пещера казалась преддверием некоего нереального мира, поглощающего человека подобно тому, как люк на сцене поглощает провалившегося «в преисподнюю» актера.

Голландский домик. Вторая половина XVIII в.

 

В изобразительном искусстве в это время складывался неповторимый национальный язык — русское барокко, которое отличалось яркими контрастами света и тени, пространства и массы, воздушности и тяжести, реального и воображаемого. Таким предстает перед зрителями знаменитый Грот, построенный в Кускове Федором Аргуновым.

Павильон «Грот». Архитектор Ф.С. Аргунов

 

Иной по архитектуре Голландский домик — это павильон, который должен был воплощать представления людей XVIII в. о далекой стране. Возле голландского домика в Кускове был разбит голландский садик с тюльпанами, рядом паслась корова, специально привезенная из Голландии. Процесс открывания новых стран продолжался постоянно, все удивительное связывалось с чужестранным. XVIII век — тот исторический период, когда география стала одной из любимейших наук. Эта атмосфера возвышенного и необычного, которая со всех сторон окружала посетителей Кускова, затрагивала поэтические струны в сердцах людей и вдохновляла как самих хозяев усадьбы, так и их многочисленных гостей, недаром же современники Петра Борисовича называли кусково подмосковным Эдемом, «прибежищем всех муз».

Работы учеников

 

Практическая работа

«Пейзаж с видами парка Кусково»

Работа индивидуальная, групповая и коллективная.

Материалы для живописной работы каждый учащийся выбирает в соответствии со своим художественным замыслом: пастель на тонированной бумаге, акварель или гуашь.

1. Этюды с натуры природных ландшафтов парка.

2. Зарисовки отдельных цветов и деревьев.

3. Эскиз композиции с архитектурным памятником.

4. Тематическая картина «Панорама парка» (выполняется в студии, можно группой учащихся).