|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УРОК ИЗО
Ольга СКУРАТОВА,
|
А. Леонов. В полете фотонные корабли |
А. Леонов. Планета Туманности |
Увлечение живописью А.А. Леонов пронес через всю жизнь. Именно оно сыграло немалую роль при его зачислении в отряд космонавтов: приемная комиссия отметила, что не каждый день встретишь такое — лейтенант-летчик устраивает выставку своих картин.
А. Соколов. |
А. Леонов, А. Соколов. |
Алексей Архипович Леонов — летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, первый человек, вышедший в открытый космос.
После окончания авиационного училища был зачислен в отряд космонавтов. 18–19 марта 1965 года совершил полет в космос в качестве второго пилота на космическом корабле «Восход-2» с П.И. Беляевым, в ходе которого первый в мире вышел в открытый космос на 12 минут 9 секунд. В ходе полета сложилась нештатная ситуация: разбухший скафандр не давал космонавту возможности вернуться через люк в корабль. Это все-таки удалось после неоднократных попыток. А после посадки спускаемого аппарата экипаж трое суток провел на морозе в глухой пермской тайге, так как спасатели не могли добраться до места приземления космонавтов. За героизм и мужество А.А. Леонову было присвоено звание Героя Советского Союза и медаль «Золотая звезда».
15–21 июля 1975 года вместе с космонавтом В.Н. Кубасовым совершил второй полет в космос в качестве командира корабля «Союз-19» по программе «Союз–Аполлон», осуществил стыковку в космосе двух космических станций — советской и американской, что послужило началом сотрудничества в космосе СССР и США. За успешный полет А.А. Леонов был удостоен второй медали «Золотая звезда» и ордена Ленина.
Долгие годы Алексей Архипович занимал должность заместителя начальника Центра подготовки космонавтов (с 1970 до 1991-го).
Широкое признание к Леонову-художнику пришло очень рано (ряд художественных произведений А.А. Леонова созданы в соавторстве с профессиональным художником А. Соколовым). Его работы широко известны, они выставляются и публикуются в разных странах мира. Это не случайно, поскольку ни один сухой научный отчет, ни одна фотография со спутника не способны запечатлеть и передать того, на что способны глаз и рука художника.
Из сеанса радиосвязи с экипажем 18 марта 1965 г. Летчик-космонавт А. Леонов (позывной «Алмаз-2»): «Вижу, вижу небо! Землю!» Это все, что мог передать на Землю космонавт, находясь в свободном плавании в космическом пространстве на расстоянии полной длины троса (5 м 35 см) от корабля. Только намного позже А.А. Леонов скажет в интервью: «Это была божественная картина. Звезды были везде: вверху, внизу. А подо мной плыла Земля. И все же мне тогда было трудно отделаться от мысли, что атмосфера над Землей такая же тонкая, как… калька на чертеже. Так что же мы творим, когда уничтожаем ее, а вместе с ней и Землю!»
А художник А.А. Леонов напишет известную картину «Над черным морем»: «Земля казалась плоской. Я видел яркие облака, лазурь Черного моря, кромку побережья, Кавказский хребет, Новороссийскую бухту… Потом я узнал Волгу, горный хребет седого Урала, видел Обь, Енисей, как будто проплывая над огромной красочной картой. Солнце, яркое, как бы вколоченное в черноту неба, ощутимо согревало лицо».
Уникальность картин А.А. Леонова, выделяющая их из ряда других полотен на научно-фантастическую тему, в том, что художник хорошо знает и чувствует предмет, о котором пишет. В частности, это относится к изображению космической техники, которая кажется реально существующей и действующей в космических просторах.
А. Леонов, А. Соколов. На спутнике Юпитера |
|
А. Соколов. Над черным морем |
А. Соколов. На планете внеземной цивилизации |
А. Соколов. На межпланетных трассах |
История создания художественных графических произведений на космическую тему связана с именем еще одного разносторонне одаренного человека и самобытного художника, летчика-космонавта Владимира Александровича Джанибекова. Именно по его эскизам были созданы почтовые марки, почтовые открытки и конверты, оттиски почтовых штампов, приуроченные к юбилейным событиям истории освоения космоса (1–3).
(1) |
(3) |
(2) |
Джанибеков Владимир Александрович, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза (1978, 1981), генерал-майор авиации, командир космических кораблей типа «Союз» и «Союз-Т», орбитальных станций «Салют-6» и «Салют-7», совершил пять полетов в космос, является членом Союза художников СССР.
Практическая работа № 1
Пейзаж далекой планеты
Материал: гуашь или пастель.
На занятии полезно использовать фрагмент мультфильма «Фантазия» (Уолта Диснея), отрывок на музыку И.Ф. Стравинского из балета «Весна священная».
1. Ребятам предлагается совершить воображаемое путешествие на космическом корабле и представить художественный отчет: изобразить, что можно было бы наблюдать из иллюминатора, находясь в открытом космосе.
Поскольку данная работа связана с научно-фантастическим жанром, необходимо обобщить представления детей о вселенной и небесных телах.
Небесные тела
Звезды — светящиеся газовые шары, Солнце — самая близкая к нашей планете звезда. Звезды могут светить разным светом: самые горячие из них — голубым, те, что немного холоднее, — белым, еще холоднее — желтоватым, оранжевым и красным, пока не погаснут.
Туманности — газово-пылевые сгустки.
Планеты могут состоять из сгустков газа и бывают твердыми, горячими и холодными. У них могут быть спутники, как Луна у Земли. (У Юпитера целых 15 лун.)
Астероиды — осколки малых планет, когда-то являвшихся спутниками более крупных (Сатурн, Уран, Нептун).
Кометы, или, как их называли древние греки, «длинноволосые звезды» — светлые туманные оболочки вокруг небольшого ядра из льда и космической пыли, светящиеся отраженным солнечным светом, имеют газовые «хвосты», порой тянущиеся на полнеба.
Метеоры — так называемые «падающие звезды», представляют собой светящийся газ, образующийся при нагревании и испарении в земной атмосфере мельчайших космических частичек.
2. Обсуждение композиционного построения работы. Ведь изображение в иллюминаторе будет меняться в зависимости от того, просто ли мы летим среди звезд и планет (4) или подлетаем к какому-то небесному телу и наблюдаем, что находится рядом с ним (другие планеты, россыпи звезд, его луны и пр.) (5). А может быть, мы совершаем посадку на небесное тело (6)?
(4) | (5) |
(6) |
3. Ребята определяют, какова их планета по характеру (тревожная, добрая, злая, спокойная), в зависимости от этого подбирают температуру ее поверхности (холодная или горячая), рельеф местности и пр. Есть ли у их планеты спутники, сколько и каких солнц освещают планету, какого цвета атмосфера, можно ли наблюдать в ней вспышки...
Практическая работа № 2
Космические существа
Материал: гуашь или пастель, бумага для рисования.
Есть ли жизнь во Вселенной? Какая она? Этот вопрос всегда волновал, волнует и будет волновать человека. И наши дети с легкостью отвечают на него утвердительно в своих художественных работах.
Прежде чем приступить к рисованию, дети придумывают свои внеземные существа. Они могут принадлежать как миру растений и животных, так и миру разумных существ. Важно навести ребят на мысль, что эти существа не обязательно должны быть человекоподобными, напоминающими космонавтов в скафандрах или роботов, хотя это тоже не возбраняется.
Коллаж из работ учащихся 7–10-х кл. Учитель Галина Терененкова
Нина Джокович, 3-й класс |
Настя Еремина, 2-й класс |
Лера Ревазова, 2-й класс |
Вика Лахтина, 3-й класс |
Ника Корчилава, 2-й класс |
Лиза Макарова, 1-й класс, школа № 235
Огромную помощь здесь могут оказать отрывки из повестей К. Булычева «Девочка, с которой ничего не случится» и «Девочка с Земли».
Алиса осторожно достала из сумки маленького шестилапого зверька, похожего на кенгуренка. У шушонка были большие стрекозиные глаза. Он вращал ими, крепко впившись верхней парой лап в Алисин костюм.
Он был очень похож на вентилятор. У него было три больших круглых уха, и когда он говорил, то вертел головой так, что поднимался ветер. Поэтому в галактике жителей Блука прозвали ушанами.
Вдруг под ноги к нам бросилось непонятное существо. Оно казалось пушистым шариком на палочках и доставало до колен. Удивительного цвета было это существо — ярко-красное в белую крапинку, как мухомор… Но тут мы увидели, как вдогонку за красным шариком спешит толстая двухголовая змея в блестящем переливающемся скафандре… Красный шар пытался укрыться за моими ногами, но змея протянула одну из ста тонких ножек, болтавшихся у нее по бокам, и подхватила беглеца. Он тут же изменил цвет с красного на желтый и подобрал прямые ножки.
Данный отрывок для ребят очень интересен в художественно-изобразительном плане, потому что данное существо-индикатор обладало способностью менять свой цвет в зависимости от своих чувств:
• изумрудно-зеленый — верит,
• желтый — не верит,
• черные полосы на желтом фоне — не согласен,
• темно-зеленый — счастлив,
• золотистый — очень чего-то хочет,
• золотистый с бегущими по спинке голубыми полосками — очень доволен,
• лиловые разводы — радость,
• черный — если его стукнуть…
Перед началом работы учащиеся также придумывают свое инопланетное существо, отвечая про себя на вопросы:
• Где оно обитает?
• Как передвигается?
• Какой у него нрав?
• Чем занимается? И т.д.
Практическая работа № 3
Инопланетные корабли и космические станции
Материал: ватман формата А4, клей ПВА, ножницы.
Учащиеся с большим удовольствием занимаются макетированием космических кораблей, межпланетных летательных аппаратов и всевозможных инопланетных вездеходов не только в начальной школе, но и в старших классах.
На занятиях изобразительным искусством нет необходимости вдаваться в их технические характеристики. Достаточно проанализировать общие особенности конструкций: обтекаемость, наличие всевозможных антенн, солнечных батарей, крыльев и хвостового оперения. В основе космического аппарата могут быть: ствол — цилиндр, головка — конус, хвостовое оперение — отдельные детали или просто полоски бумаги (7–8).
(7) | (8) |
Помимо больших космических кораблей можно сконструировать и разведывательные капсулы или космические катера (9–10).
(9) | (10) |
Инопланетные корабли и космические станции можно изготовить как из белой бумаги, так и из крашеной. Для этого плотная бумага предварительно покрывается гуашью с добавлением клея ПВА (после высыхания она не будет пачкать руки), здесь ребята могут вовсю проявить свою фантазию в окраске будущих объектов, используя всевозможные подтеки, разводы, набрызги и пр.
Будет интересно поместить готовые космические аппараты на космические пейзажи, созданные на предыдущих занятиях, или собрать их в одну коллективную работу.
Тема «Космос далекий и близкий (научно-фантастический жанр на занятиях изобразительным искусством в школе)» не только пробуждает творческое воображение, но и позволяет привлечь внимание учащихся к истории освоения космоса и космическим достижениям нашей страны. Для этого не обязательно дожидаться 12 апреля — Дня космонавтики, который, к сожалению, не отмечается широко. История отечественной космонавтики насчитывает много других не менее знаменательных дат:
4 октября 1957 — запуск первого искусственного спутника Земли, начало космической эры;
12 сентября 1959 — запуск, 14 сентября — прилунение автоматической межпланетной станции (АМС) «Луна-2» (первый межпланетный перелет);
7 октября 1960 — АМС «Луна-3», впервые сфотографирована невидимая с Земли обратная сторона Луны;
12 апреля 1961 — полет первого космонавта Земли Ю.А. Гагарина;
12 октября 1964 — «Восход-1», первый космический корабль с экипажем на борту — В.М.Комаров, К.П. Феоктистов, Б.Б. Егоров;
18 марта 1965 — «Восход-2», А.А. Леонов вышел в открытый космос;
3 февраля 1966 — АМС «Луна-9» совершила мягкую посадку на Луну и передала фотопанораму лунной поверхности;
30 октября 1967 года — осуществлена первая в мире стыковка на орбите двух спутников «Космос 186» и «Космос 188»;
16 января 1969 — в результате стыковки на орбите «Союза-4» и «Союза-5» образована орбитальная станция с экипажем из 4 человек;
24 сентября 1970 — АМС «Луна-16» достигла поверхности Луны, провела бурение и отбор образцов лунного грунта и доставила его на Землю;
17 ноября 1970 — начал действовать на поверхности Луны управляемый с Земли самоходный аппарат «Луноход-1»;
орбитальная станция «Мир» начала строиться 20 февраля 1986г. с запуска базового блока, последний, седьмой, блок пристыкован 26 апреля 1996 года. Станция прекратила свое существование и была сведена с орбиты 23 марта 2001 года.
Предложенный в статье материал может быть использован в рамках программы «Изобразительное искусство и художественный труд» (под ред. Б.М. Неменского) во 2-м классе: «Выразительные возможности бумаги», «Изображение и фантазия», «Изображение природы в разных эмоциональных состояниях», «Выражение намерений через украшение», «Теплые и холодные цвета», «Глухие и звонкие цвета»; в 3-м классе: «Изобразительное искусство. Картина — пейзаж».
ЛИТЕРАТУРА
Булычев К. Девочка с Земли — М.: Эксмо, 2006.
Гальперштейн Л.Я. Вселенная: Научно-популярное издание для детей (Я открываю мир) — М.: Росмэн-Пресс, 2002.
Детская энциклопедия / Мир небесных тел. Числа и фигуры. Т. 2. — М.: Педагогика, 1972.