Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №13/2009

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

По материалам
ГМИИ им. А.С. Пушкина

 

От Дюрера до Клее

В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина прошла выставка «От Дюрера до Клее. Немецкий, австрийский и швейцарский рисунок XV–ХХ веков из собрания музея».

Рисунки — очень хрупкие произведения искусства. Они боятся не только влаги, но и обычного света. Поэтому в музеях они хранятся в плотных папках, в шкафах, в специальных помещениях, куда не заглядывает солнце. Каждая выставка рисунка — это редкое, но очень радостное событие для любого художественного музея. Нежные сияющие краски акварели, тонкие изящные линии карандаша или пера способны доставить радость не только истинным ценителям рисунка, но и тем, кто пришел в музей впервые.

Среди шедевров XV–XVIII вв. — уникальный рисунок Мартина Шонгауэра, крупнейшего мастера Германии додюреровского периода. На рисунке хорошо видны все особенности графического стиля художника. Сочетание тонких, как паутина, контурных линий и сильных моделирующих штрихов создает эмоциональный эффект, не знакомый рисовальщикам XV века.

Здесь же представлен один из редких ранних листов величайшего живописца и графика Альбрехта Дюрера «Танцующие и музицирующие путти». Рисунок появился во время первого путешествия Дюрера в Италию в 1495 году. «Автопортрет» 1508 г. принадлежит к периоду расцвета творчества Дюрера и входит в число подготовительных этюдов к «Алтарю Геллера». Это работа зрелого мастера, исполненная на цветной грунтованной бумаге большого формата. Несмотря на плохую сохранность листа, видно, как тщательно работает художник пером и кистью, как внимательнейшим образом прорабатывает все мельчайшие детали лица, одежды, обуви. Эти работы составляют гордость музея.

А. Дюрер. Танцующие и музицирующие путти с античным «трофеем». 1495

 

Не менее содержательна коллекция рисунков второй половины ХVI века. Часть из них относится ко времени правления императора Рудольфа II, при дворе которого работали живописцы и скульпторы из разных стран Европы, в том числе немецкие мастера. Среди ведущих живописцев Рудольфа II были Ганс фон Аахен и Йозеф Хейнц Старший. Их работы, представленные на выставке, отражают общие тенденции искусства того времени, прежде всего интерес к аллегориям, а также стилистические особенности маньеризма — ведущего художественного стиля при дворе Рудольфа II.

Особое место в экспозиции Белого зала занимают витражные рисунки швейцарских художников. Витражами в Швейцарии украшали не только храмы, но и частные дома, поэтому существовал огромный спрос на подготовительные рисунки для них. Нередко художники делали «заготовки» витражных композиций, оставляя свободной центральную часть листа, где позднее размещался герб владельца. В мастерских витражистов собирались целые коллекции подобных рисунков, которые они предлагали заказчикам на выбор. Мастера по изготовлению витражей стали первыми собирателями витражных рисунков, приобретая впрок подобные «заготовки». Собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина включает первоклассные работы таких известных мастеров витражного рисунка, как Тобиас Штиммер и Христоф Мурер.

К ХIХ веку рисунок стал не только штудией к будущей картине, но и самостоятельным графическим произведением. Акварели и сепии Каспара Давида Фридриха, крупнейшего живописца и графика первой половины ХIХ в., принадлежащие ГМИИ имени А.С. Пушкина, известны во всем мире. В рисунках Фридриха нашли отражение основные черты немецкого романтизма. Сепия «Гроб на краю могилы» считается одной из программных работ Фридриха позднего периода (1835–1840). Тематически и стилистически она близка живописи художника. В ней ясно прослеживается основная схема построения его картин и ярко выражена символика его творчества. Кладбищенская стена, заросшая вечнозеленым плющом (символ надежды на обновление и воскресение), делит композицию на две противоположные по смыслу части. На первом плане господствует тема смерти, бренности земной жизни, тема одиночества. Второй план — широкий светлый пейзаж с силуэтами гор — означает потусторонний мир.

Три акварели Пауля Клее, хранящиеся в собрании ГМИИ, — это тончайшие импровизации выдающегося мастера ХХ века. Они передают его грустное и ироничное отношение к миру. Композиции Клее возникают на плоскости с помощью хрупких линий и открытых цветовых пятен. В 1920-е годы, работая в Баухаузе, он, наряду с другими темами, обращается к теме театра марионеток. Акварели «Маски на лугу» и «Куколка» входят в его театральный цикл. Яркие декоративные цветовые пятна и причудливые линии создают мир, рожденный воображением художника, а не реальной жизнью. В этих работах автор создает новую концепцию действительности, где люди — это маски и марионетки, а жизнь — театральное представление, где все нелепо и зыбко.

П. Клее. Маски на лугу. 1923

 

Особого внимания заслуживают две работы одного из основателей объединения «Синий всадник», друга Пауля Клее, Франца Марка. Московская акварель «Животные» (1913) принадлежит к числу редких работ художника в этой технике, так как он предпочитал прозрачной акварели плотную гуашь или темперу. Мир природы, красивые и гармоничные животные привлекали художника больше, чем мир людей. Изучая внешние особенности и характер поведения каждого животного, он стремился выявить его суть через ритмику и цвет. Яркая декоративность и символика цвета его гуаши «Красный бычок» способствуют раскрытию активного начала в животном.

Ф. Марк. Красный бычок. 1912

 

Один из самых интересных мастеров второго поколения экспрессионистов Георг Гросс основной формой выражения выбрал социальную и политическую карикатуру. Он выработал свой тип сатирического перового рисунка. Перовой рисунок — очень сложная графическая техника, которая требует от автора виртуозного владения линией и штрихом. Гросс блестяще владел этой техникой. К числу лучших листов в наследии художника принадлежат рисунки «Инвалид», «Свобода слова для рабочих» — острые по содержанию, выразительные по форме, предельно лаконичные, построенные на сопоставлении деталей одной контурной линией.

Рисунок второй половины ХХ в. представлен на выставке работами живописцев, скульпторов и графиков Германской Демократической Республики. Среди них — произведения мастеров старшего поколения, таких как Отто Нагель, Рут Мейер, Йозеф Хегенбарт, Леа Грундиг, основы творчества которых закладывались в 1920–1930-е годы. Их произведения стали звеном, соединившим традиции немецкого искусства первой половины ХХ века с искусством молодого поколения ГДР.

Эта выставка не только доставила большое эстетическое наслаждение посетителям, но и дала им яркое представление о развитии немецкого искусства на протяжении шести столетий.