Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №14/2009

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Виктория Хан-Магомедова

 

Памятники древней Фракии

 

Необычайно хороша мраморная статуя девушки (надгробный памятник II в. н.э.). Хрупкая фигура фракийки с классически правильными чертами лица, портретная, грустная, болезненная, углубленная в себя, в изящной одежде — выполнена мастерски. Это совершенный фракийский скульптурный памятник в традициях эллинистического искусства. Мраморная статуя девушки — один из двухсот экспонатов выставки «Спасенные сокровища Древней Фракии из коллекции Васила Божкова» в Государственном музее Востока.

Фракийцы, один из самых многочисленных народов древности, поддерживали тесные политические, экономические и культурные связи с греческим миром. А во II в. н.э. Фракия была включена в состав Римской империи в качестве провинции. Обитали же племена фракийцев на территории нынешней Болгарии.

Фракийцы — загадочный народ. Неизвестно, были ли они автохтонными жителями этой территории или пришельцами на Балканах. Особенность древней фракийской культуры — исключительное предпочтение изделий из золота. Необычайную популярность золото и серебро обретают во Фракии с VI в. до н.э. в разных видах торевтики (искусство рельефной обработки художественных изделий из металла): вооружение, конское снаряжение, ювелирные украшения. Использовался растительный орнамент, геометризованные фигуры животных и антропоморфные мотивы. Фракийцы испытывали культурное влияние соседних народов, в частности скифов.

Бальзамарий и  стригиль. I–II вв. н.э.

 

На выставке поражает обилие изделий из золота, искусно выполненных. Древние греки презирали варваров за их пристрастие украшать себя золотом, как женщины. Однако драгоценный серебряный или золотой предмет для фракийца символизировал богатство и социальный престиж. Сиятельные фракийские аристократы имели много драгоценных вещей — изделия торевтики, фиала, ритон, венок играли роль знаков высокого происхождения, как, например, представленный на выставке золотой венок IV в. до н.э. из тонкой золотой проволоки и очень натуралистичных лавровых веток. Венки дарили правителям в знак уважения.

Новые открытия во фракийских погребениях, сделанные болгарскими учеными, показывают, что изделия носителей «золотой культуры» вовсе не бледное подражение греческим творениям. Очень самобытные, они рассказывают о старинной традиции обработки золота.

Основным видом искусства у фракийцев была торевтика. Художники по металлу обладали технически разнообразными навыками и могли создавать весьма изощренные элементы конской сбруи и различные вазы, ритоны, применяя литье, чеканку, гравировку. Канфар (серебро с позолотой, V в. до н.э.) — необычной формы сосуд на высокой ножке использовали для обрядов, из канфара пили «дикое» неразбавленное вино. На стенках вазы — фриз из одиннадцати позолоченных фигур и венков из лавровых веток. Сюжет на тему похищения Елены. Композиция решена под влиянием стиля греческих мастеров. Какой точный рисунок! Как спокойны и гармоничны движения фигур!

Ритон с протомой оленя. Вторая половина IV в. до н.э.

 

Красотой, утонченностью, мастерством исполнения поражают ритоны — сосуды для вина в форме рога со скульптурным завершением (протомой) внизу. Особым великолепием отличаются ритоны из серебра и золота с протомой скачущего оленя или коня. Как правило, тело и голова переданы обобщенно, но точно. В стилизации деталей (раскидистые рога, уздечка, грива) ощущается влияние ахеменидского искусства. Эти ритоны, как и ритоны с головой льва и протомой грифона, относят к изделиям «звериного» стиля. Появление «звериного» стиля во Фракии вовсе не случайно. Грифон, сфинкс, змей, орел, лев символизируют власть и могущество.

Фракийцев называли нацией «конелюбивых» и «конеукротителей». А «всадники» являлись высшей кастой, и коней даже приносили в жертву умершему аристократу. Вот почему так необходимы были украшения. Золотые и серебряные бляхи украшали нагрудный ремень, нащечники, фалары. А в серебряных предметах убора конской сбруи любопытно прослеживается трактовка происхождения различных мифологических существ, в которых усматривают даже кельтские влияния.

Среди даров умершему аристократу, вероятно, находился и этот пластинчатый железный шлем IV в. до н.э., отлично сохранившийся.

Пятнадцать памятников римской эпохи на выставке дают представление о новом этапе развития фракийского искусства, когда Фракия оказалась под властью римлян. Мраморный бюст Траяна Деция (III в. н.э.) считается одним из лучших портретов римского императора, экспрессивный, блестяще выполненный.

Останавливают внимание красивый бронзовый, пластически оформленный в виде бюста Эрота бальзамарий (II в.) и изящная бронзовая статуэтка бога Марса (II в.), напоминающие о том, что гробницы были сакральным местом с крайне ограниченным доступом. В традициях фракийского искусства выполнен и бронзовый реликварий в виде медведя устрашающего вида (III в.).

Статуэтка Марса. II – начало III в. н.э.

 

А золотую маску (V в. до н.э.) в форме эллипса с изображением усов, плотных губ, бороды, полосами из насечек, обрамляющих глаза, использовали в погребальных ритуалах. Она обеспечивает умершему идентичность в потустороннем мире, свидетельствует о принадлежности обладателя маски к «золотой расе» героев «Светлого рая» – фракийского царства мертвых..

Маска. V в. до н.э.

 

В последние двадцать лет в Болгарии кладоискательство получило невиданный размах. И сегодня продолжается вывоз за границу древних предметов искусства. Большой вред наносят нелегальные раскопки, приводящие к уничтожению археологического комплекса. Именно частные коллекционеры, приобретающие фракийские древности в Болгарии и за рубежом, являются гарантом спасения национального культурного наследия Болгарии.

Но, к сожалению, и здесь возникают проблемы: к частным коллекционерам на родине относятся с недоверием, их собирательство не поощряется. Поэтому столь важное значение приобретает активная деятельность Васила Божкова по сохранению, реставрации найденных предметов искусства, их изучению и популяризации. Божков покупает фракийские произведения на зарубежных аукционах и у частных коллекционеров. Таким образом он возвращает на родину утраченные древности. Самый старинный экспонат из его коллекции на выставке — уникальный бронзовый меч с рукоятью, отделанной золотом (Х в. до н.э.).