|
НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ
Сергей ДМИТРЕНКО
Русская литератураШли годы...В бесконечных обсуждениях и поисках наиболее успешных форм обучения мы тем не менее продолжаем удерживаться в рамках традиционных методик и разработок. Между тем в преподавании, например, гуманитарных предметов, а МХК, музыки, ИЗО и подавно, сам материал, который должен добраться до учеников, подсказывает нам немало интересного и живого. Об этом думалось при посещениях (их было три, одного не хватило) небольшой вообще-то выставки «Русская литература. шли годы...» с серьезным подзаголовком «Литературно-художественный проект Дмитрия Шагина по письмам композитора А.К. Лядова». Она проходила весной этого года в Государственном литературном музее (Москва, Трубниковский переулок, 17). Подзаголовок серьезный, а выставка получилась и веселая, и мудрая. Сам ее автор, известный петербургский художник, «митёк» Дмитрий Шагин называет свой проект «инсталляция книги», но мне подумалось, что воспринимается она и как перформанс — зрелище, вовлекающее в свое пространство всех посетителей. Поэтому само это творение захотелось представить в виде чего-то, похожего на сценарий. Действующие лица ЛЯДОВ Анатолий Константинович — русский композитор, дирижер, педагог. ШАГИН Дмитрий Владимирович — русский художник. русские писатели:
ХАРМС (Ювачёв) Даниил Иванович — русский писатель (роль без слов). Действие первоеПроисходит в усадьбе Полыновка, ныне Новгородской области, где живет композитор Анатолий Лядов (1855–1914). Он сочиняет музыку, читает книги, ведет в уединении дневник, опубликованный в 1916 году в в Петрограде. Действие второеНаши дни. Художник Дмитрий Шагин читает дневники Анатолия Лядова, наполненные яркими и глубокими суждениями о классиках русской литературы, и придумывает свой проект, получивший воплощение в альбоме, календаре и выставке. Действие третьеВыставка как таковая и несколько слов для прессы. С этого места подробнее. Зрительно проект Дмитрия Шагина, показанный вначале в Санкт-Петербурге, а затем в Москве, представляет собой зал, по стенам которого развешаны развороты его книги-альбома. Каждому писателю отведено от шести до десяти картинок в сопровождении соответствующих отрывков из дневниковых записей Лядова; некоторые планшеты перед вами. Вот что пишет Лядов 23 августа 1903 года: «Мне ужасно скучно без книг! Так хочется новой мысли, нового чувства без учительства Горькушки и Толстого. Сегодня утром, вспоминая всю лестницу, по которой шел Толстой, я страшно злился на Толстого. Вот человек, который наерундил, как никто. Я думаю, сколько он сломал жизней! Видят свет — пошли за ним. А этот свет привел в ...» Суждения Лядова всегда остры, порой очень жёстки. Но перед нами внимательный читатель, он обосновывает свое читательское право на любое самое нелицеприятное суждение, если оно исходит из глубоко пережитого прочитанного. Ведь и для Льва Толстого находятся у Лядова добрые слова: «Теперь снова упиваюсь Толстым (Казаки, Детство, отр. и юность, Два гусара, Сев. рассказы). Боже мой, до чего божественно прекрасно! О, казаки, казаки, казаки!!! Похоронить меня с казаками» (1895 г.). Как видно, он, композитор, верит художественному образу и не верит обнаженному морализму, назиданию как чужеродным для литературы. Переходя от планшета к планшету, восхищаешься не только тем, как Лядов и вдохновленный им Шагин побуждают тебя посмотреть на хрестоматийное и вроде бы бесспорно безупречное. Думаешь о том, что жизнь действительно, как решили еще в эпоху барокко, это соударение людей, и это соударение может быть не только болезненным, но и благотворным. Разумеется, начинаешь вспоминать про самого Лядова. И вроде имя на слуху, однако ничего из его сочинений, кроме глумливой «Кикиморы», не вспоминается. Погружаешься в энциклопедии, в Интернет... Сын музыкантов, Лядов легко поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, но был исключен из нее его педагогом Римским-Корсаковым за «невероятную лень». Однако талант Лядова оказался настолько могучим, что его даже лень не победила. Консерваторию он окончил с отличием и был оставлен в ней профессором гармонии и композиции. Педагогом Лядов, как видно, тоже был не из последних: его ученики — С.С. Прокофьев и Н.Я. Мясковский. А еще Лядов известен как крупнейший исследователь народного творчества: по поручению Императорского Русского географического общества занимался обработкой собранных в экспедициях народных песен, выпустил в свет несколько сборников, доныне сохраняющих свою ценность. Вместе с тем композитор, вероятно, не совсем шутил, говоря, что не выносит больше пяти минут музыки. Все его сочинения — это пьесы малых форм, среди которых «Восемь русских народных песен для оркестра», два сборника детских песен и ряд фортепианных пьес (среди них знаменитая «Музыкальная шкатулка», о ее принадлежности Лядову почти никто не знает). Интересно, что Лядов сочинил десять церковных хоров, обработок из Обихода, сборника православных песнопений, но когда в 1909 г. Сергей Дягилев заказал Лядову для парижских «Русских сезонов» балет по русской сказке о жар-птице, композитор тянул с работой так долго, что сюжет в итоге достался Игорю Стравинскому... Композитор и музыковед Борис Асафьев назвал Лядова «первоклассным художником-ювелиром и мастером стиля». Эти качества замечательно отразились и в его суждениях о писателях, которые долгое время пребывали в забвении, а теперь увлекли сына художников и самого неподражаемого художника Дмитрия Шагина (он младше Лядова на сто и два года). Организовав в черненковском 1984 го-ду группу художников МИТЬКИ — один из островков добра и радости в бетонном океане застоя, — Шагин в годы пришедшей свободы придумал и осуществил немало замечательного: галерею МИТЬКИ-ВХУТЕМАС, музей творческого объединения МИТЬКИ, музыкальные проекты: «Митьковские песни», «Митьковские танцы», «Москва митьковская» и др. Его картины есть теперь и в Третьяковке, и в Русском музее, и за рубежом. Противостояние Шагина абсурду нашей советской и посткоммунистической повседневности добрым смехом, сострадательной иронией естественно сочетается с его председательством в попечительском совете реабилитационного центра «Дом Надежды на Горе». Прекрасно, что теперь Шагин увлекся полузабытым Лядовым, его литературными штудиями, прочитал и по-новому выразил-изобразил жизнь и произведения классиков, а нам напомнил о его существовании. Наследие мастера заслуживает внимания как исполнителей — музыкательных знаменитостей, так и вдумчивых учителей музыки. А его дневники — всех, кто хотел бы излечиться от бездумного благоговения перед искусством, перед литературой. Под занавесЗавершает проект Шагина цикл картинок, посвященных Даниилу Хармсу. Разумеется, без комментариев Лядова. И их отсутствие особенно выразительно, если вспомнить — сам Хармс наилучшим образом выразил отношение к абсурду литературы, разросшемуся после 1917 года. Дело Лядова было продолжено.
В антракте (между делом)Литературно-художественный проект Дмитрия Шагина «Русская литература, шли годы…» по письмам композитора А.К. Лядова награжден Царскосельской художественной премией. Картинки с выставки даны без пояснения. Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта «Страна Советов». Посетив сайт интернет проекта «Страна Советов», который располагается по адресу http://strana-sovetov.com Вы найдете большое количество свежих идей на все случаи жизни: как сделать новогодний интерьер, приготовить новое блюдо, обновить гардероб и многое многое другое. Удобный рубрикатор сайта позволит быстро найти статьи нежной тематики. |